Основные тезисы гендиректора «Яндекса» Александра Шульгина из интервью газете «Коммерсант»

в 11:43, , рубрики: Google, авто.ру, Александр Шульгин, генеральный директор, Законодательство и IT-бизнес, Исследования и прогнозы в IT, Кинопоиск, поиск, турция, управление проектами, яндекс

Генеральный директор ООО «Яндекс» Александр Шульгин дал объемное интервью газете «Коммерсант». Это первое большое интервью нового главы российского офиса «Яндекса» с момента вступления в должность.

Разговор получился масштабный и затронул множество тем: от поискового бизнеса и противостояния Google, влияния кризиса на бизнес и будущие перспективы крупнейшей российской IT-компании.

«Мегамозг» приводит основные тезисы, прозвучавшие в интервью.

Об антимонопольном деле «Яндекс» против Google

Наша позиция очень проста: как только ты стал монополистом, нельзя использовать доминирование в одной сфере для продвижения своих продуктов совсем из другой области. Таковы антимонопольные правила во всех развитых странах.

Сейчас это не просто крупный игрок: по всем измерениям, у устройств на Android мировая доля выше 80%. Суперуспех, как у Microsoft в свое время на компьютерах. Казалось бы, пожинайте плоды, распространяйте свою операционную систему. Но они пошли дальше, что нам кажется совершенно несправедливым по отношению к другим игрокам: в частности к такому, как мы. Они стали ограничивать предварительную установку наших сервисов на устройствах производителей.

Сначала мы сталкивались с ограничениями в предустановке наших сервисов на главных экранах устройств крупнейших мировых производителей. Мы долгое время мирились с этим, не теряя ни одной возможности работать с нашими партнерами. Но в прошлом году Google пошла дальше и начала вводить полный запрет предустановки всех сервисов «Яндекса» на смартфонах брендов, для которых Россия являлась основным рынком.

Когда некоторые производители получают полный запрет на установку наших сервисов, судя по всему, в обмен на какую-то долю от поисковых доходов Google. Это их контрактные отношения, но факт в том, что мы со всеми тремя производителями — и с Explay, и с Fly, и с Prestigio — работали, они наши сервисы предустанавливали, у нас были с ними коммерческие, взаимовыгодные отношения на протяжении нескольких лет. Но в какой-то момент наши давние партнеры вынуждены были сказать: «Все, мы не можем больше вас ставить — это требование Google».

Операционной системой мы никогда не владели. В мире PC была Windows, они раздавали Internet Explorer, который был в свое время основным браузером. Наш ответ был — делать отличный качественный продукт, который люди выберут сами. В мире закрытых платформ ответ тот же: делать отличные приложения, которые люди выберут сами. Если наш продукт хорош, то мы свою долю рынка получим, но важны также и средства доставки продукта до пользователя. Все-таки и сейчас, хотя наши возможности по продвижению приложений «Яндекса» на Android сильно ограниченны, наша поисковая доля на этой платформе достигает 44%. Цель номер один — качественный продукт, вторая цель — обеспечить возможность доставить свой продукт пользователям, и наше заявление в ФАС должно помочь решить эту задачу. Мы хотим добиться того, чтобы у всех разработчиков приложений и сервисов были равные возможности продвигать свои приложения через предустановку на ОС Android.

О партнерстве с другими компаниями в рамках альянса FairSearch

Microsoft входит в альянс Fair Search, по заявлению которого Еврокомиссия расследует в Европе действия Google на Android. В прошлом году нас привлекли свидетелем по этому расследованию, поскольку «Яндекс» — один из немногих поисковых конкурентов Google. У нас с Fair Search общие интересы в части создания равных для всех условий игры на Android. В своем недавнем заявлении альянс Fair Search, куда входят Microsoft, Oracle, Nokia, Expedia, TripAdviser и многие другие, поддержал наше заявление в ФАС.

О дальнейших планах по развитию компании

Я уверен, что у «Яндекса» очень большой потенциал роста. Компания быстро развивалась на продуктах, созданных в первые годы «Яндекса» — поиске, рекламных технологиях, почте, картах и т. д. Аудитория портала — это почти вся аудитория российского интернета, и интернет как сектор все больше повышает свою долю в общем рекламном пироге (по данным АКАР, в 2010 году доля интернет-рекламы на рекламном рынке составляла 12%, а в 2014 году — практически 25%). Конечно, когда ты становишься большим, то, как и во всех отраслях, рост замедляется. Но у «Яндекса» технологический потенциал мирового уровня. Я вижу серьезные возможности для расширения в России, а для определенных направлений — и хорошую возможность выхода за пределы России.

Во-первых, в Турции мы продолжаем заниматься качеством продуктов и хотели бы повысить долю нашего поиска. Переманить пользователя к себе это сложная задача, поэтому качество продукта — необходимое для этого условие. Но требуются время и усилия, чтобы убедить турецких пользователей в том, что между «Яндексом» и «отлично» можно ставить знак равенства.

Во-вторых, еще одно направление развития — продукты для бизнеса. В нашем случае это рекламные технологии «Яндекса», в них мы тоже будем инвестировать. Барьер перехода на новый сервис в этой области относительно низкий.

Третье — то, что для нас еще несколько лет назад было загадкой,— мобильное направление. В некоторых областях у нас все хорошо. Например, наши геоприложения — «Карты», «Навигатор», «Транспорт», «Метро», «Парковки» — очень популярны, мы это видим по аудитории, по отзывам. Но явно надо делать больше. Будем вкладывать ресурсы в мобильное направление.

О влиянии кризиса на деятельность компании

Мы не одним днем живем. Кризисы приходят и уходят, неизвестно, сколько этот продлится. Наша цель — обеспечить развитие компании на годы вперед. Поэтому делать мы будем то же самое, что делали в прошлый кризис: мы фокусируемся на том, что самое главное для компании. Сейчас — это поиск, рекламные технологии, это наши новые бизнес-инициативы. Например, нишевые игроки вроде «Яндекс.Такси» — на фоне всего «Яндекса» это не очень большой проект, но он очень быстро растет.

Компания активно набирала людей в последние годы, мы росли даже чуть более опережающими темпами по сравнению с рынком и по отношению к росту своей выручки. Просто для статистики: в 2013 году в «Яндекс» пришли 1900 человек, уволились или были уволены 650, в 2014 году — 1500 и 750 соответственно.

О рекламной составляющей

Почти все рекламодатели, которые есть в телевизоре, есть и у «Яндекса». У нас все-таки разные продукты.

Что касается сходства в рекламодателях, уже в 2010 году самые крупные рекламодатели «Яндекса» были известными брендами, и их рекламные бюджеты составляли по несколько миллионов рублей в год. Но, поскольку число рекламодателей в «Директе» очень велико, даже самый крупный рекламный бюджет в «Директе» не превышает и 1,5% от всей выручки «Яндекса».

О расходах «Яндекса»

Мы, как правило, вкладываем в дата-центры. А это то же самое, что и поиск, более чем 2/3 всего нашего CAPEX идет на серверное оборудование для поиска. И в 2015 году мы продолжим вкладывать в это. Возможно, даже ускоренными темпами, потому что мы видим, с одной стороны, необходимость, с другой — возможности в том, чтобы нарастить поисковую базу.

О доходах «Яндекса»

В данной экономической ситуации сложно прогнозировать на год вперед. Не хочется не оправдать ожидания, дав слишком оптимистичную цифру. С другой стороны, и пугать людей зря не хочется, потому что — а вдруг получится лучше? Тот горизонт видения, который у нас есть, на квартал, мы можем обнародовать. В принципе это нередко для интернет-компаний: Google вообще прогнозов не дает, Baidu дает на квартал, хотя на их рынках ситуация гораздо более стабильная. Когда в России было все стабильно, мы давали на год, сейчас это кажется неоправданным.

Auto.ru

«Яндекс» существует для того, чтобы решать задачи людей, удовлетворять их потребность в информации, соединять офлайн- и онлайн-мир в этой области. Мы купили Auto.ru, чтобы сделать то, что в нашем понимании будет лучшим сервисом для купли-продажи автомобилей. В первую очередь для частных лиц, для тех, кто продает собственные машины, но также и для автодилеров. Это и есть цель сделки.

«Кинопоиск»

Мы планируем добавить возможность просмотреть кино онлайн, но мы не будем сами владеть этим контентом, а привлечем большую группу партнеров, которые будут предоставлять контент. Главная ценность, которую хотим создать для пользователей,— это система рекомендаций. Иногда выбор фильма занимает времени больше, чем в принципе есть на его просмотр. Мы хотим сделать технологию рекомендаций, которая экономит время и позволяет открывать для себя новые фильмы.

Мы будем работать на основе разных моделей. Не забывайте еще и о рекламе, которую можно показывать при просмотре контента и таким образом оплачивать просмотр. Мы не будем решать за наших партнеров, они будут сами вольны выбирать.

Яндекс-браузер

Новая альфа-версия профессиональным сообществом была воспринята очень позитивно. Будем постепенно переносить те идеи, которые представлены в альфе, в основной продукт. В прошлом году в России было всего два растущих браузера — это Chrome и наш браузер. По данным LiveInternet, в феврале 2015 года «Яндекс.Браузер» стал вторым по популярности браузером на десктопе в России, обогнав Firefox, Internet Explorer и Opera.

О «Фабрике данных»

Цель, к которой мы хотим прийти через несколько лет,— предоставление онлайн-сервиса клиентам из корпоративного сектора. И выглядит это примерно так: клиент загружает свои данные в каком-то структурированном виде, а алгоритмы и роботы на нашей стороне извлекают из этих данных полезные рекомендации, чтобы компания смогла повысить свои показатели. Это называется predictive-аналитика (предсказывающая) и даже prescriptive (предписывающая). В конечном счете «Фабрика данных» должна стать корпоративным инструментом, который можно было бы масштабировать под задачи тысяч разных клиентов из разных областей.

Сейчас наши технологии отрабатываются на индивидуальных решениях. От стадии пилотов переходим к реальным проектам, но так как начинаем с нуля, то любому новому клиенту нам приходится делать пилот на тестовой базе данных. Когда мы доказываем себе и клиенту эффективность первого пилота — переходим к партнерству на коммерческих условиях. Например, по заказу Росавтодора мы сделали систему, которая может предсказывать пробки и ДТП. А для компании Wargaming научились предсказывать отток игроков World of Tanks. Среди наших клиентов Astra Zeneca, Opera Software, Intel. Это не единственные примеры, а только те, о которых можем говорить.

О «Яндекс.Такси»

Сервис такси полезен в очень больших городах. Сейчас фокус на Москву в первую очередь. Во вторую — Питер. Мы также видим огромное количество возможностей для повышения качества сервиса и развития его как бизнеса. Работы очень много.

Идеальная ситуация — когда все конкуренты раскрывают свои результаты и тогда ты понимаешь, где ты находишься относительно рынка. Это заставляет двигаться быстрее. Очень полезно, когда понимаешь, что происходит. Но на рынке сервисов такси ситуация непрозрачная. Мы публичная компания, мы показываем, а больше никто. Получается, что мы в неравной ситуации с остальными, потому что все могут сравнить себя с нами, сделать выводы и побежать быстрее.

О «Яндекс.Маркете»

Мы увидели в конце года, что СРА стал расти быстрее, но не могу сказать, что там случился прорыв. У нас все еще линейный рост, хотя он ускорился. Моментального перехода «Маркета» на новую бизнес-модель никто не ждал. Но планы и намерения остались те же: продвигать marketplace, СРА-модель, расширять категории товаров и идти в регионы.

О вовлеченности Аркадия Воложа

Физически или с помощью разных средств связи Аркадий участвует во всех важных событиях. Он по-прежнему вовлечен в жизнь российского «Яндекса». Благодаря тому, что я занимаюсь операционной деятельностью в России, он больше времени уделяет международному направлению. Но российский «Яндекс», конечно, полностью не оставил. По-прежнему с нами.

Автор: Shapelez

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js