Размышления о дизайне

в 8:49, , рубрики: asus, Блог компании ASUS Russia, дизайн, метки: ,

Размышления о дизайне

«Чтобы уметь смотреть в будущее, надо научится видеть прошлое». Генри Дрейфус.

Если бы древние греки могли наблюдать за эволюцией дизайна современных устройств, они были бы нисколько не удивлены. Нет, речь вовсе не о универсальных геометрических принципах и законах, которые воплощаются в фигурах всех вещей на земле. Речь идет о самом восприятии времени. Они сказали бы — это Кайрос.

Хронос и Кайрос — это не только два древнегреческих божества, это и два понятия времени. И если понятие «хронология» не требует подробных пояснений, то с Кайросом ситуация совершенно иная.

Кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться. Этот бог был очень почитаем у древних греков. Он обращал внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. В руках он обычно держит весы, что символизирует справедливость судьбы, посылающей удачу тем, кто это заслужил.

В дизайне современных устройств каждый дизайнер, разработчик и производитель выйти за рамки канона, поймать Кайроса «за прядь волос» (именно у этого божества был локон за который его можно было схватить). Ведь канон — это и образец существующего продукта и «традиционные» материалы его изготовления, и даже общее представление «как должна выглядеть эта вещь».

После того как в XX веке появился индустриальный дизайн, появление принципиально новых устройств (взрывоопасное расширение самой номенклатуры изделий) бросает вызов дизайнерам и производителям по всему миру. Примеры продуктов ставших «иконой» дизайна в своей нише привести несложно — это и легендарные плееры Walkman, вентиляторы Dyson, автомобили Ferrari и т.д.

Но даже несмотря на изначально „коммерческую“ суть индустриального дизайна, в эволюции технических новинок присутствует нечто большее нежели простое наследование, изменение и наращивание технических мощностей.

После того как функции устройства все чаще невозможно определить визуально, перед дизайнерами появляются новые задачи — помочь потребителю в осмыслении объекта, облегчении его использования. Все реже форма предмета „подчиняется“ его функциональному содержанию, и все чаще на первый план выходят эргономика, внешние факторы — вплоть до „ансамблевости“ устройств.

В дизайне современных устройств таких примеров можно привести множество — использование „нетрадиционных“ материалов корпуса ноутбука (от полированного металла в ASUS Zenbook до бамбуковых вставок в Bamboo U2). Еще один пример взаимосвязанности доведенной до „абсолюта“ — ASUS PadPhone, когда вместо „недопланшета“ и „пересмартфона“ предложено альтернативное решение. Впрочем куда больше наград „за дизайн“ было получено более „простой“ связкой планшет+докстанция-с-клавиатурой Transformer Pad.

Каждое из названных для примера устройств создавалось для попытки выхода за границы существующих рамок и канонов в дизайне сверхпопулярных сейчас ноутбуков и планшетов. Очень многие пользователи и сейчас не могут осознать многогранность сложившейся ситуации на рынке высокотехнологических новинок, особенно когда дискуссия лежит в плоскости патентного права. Достаточно прочесть возмущенные восклицания „Что дальше?! Всем делать треугольные планшеты?!“ или „О! Очередной клон яблока!“, чтобы заметить категоричность и накаленность обстановки. Эталонные продукты в своём классе становятся канонами в своей нише и лишь новые решения, как дизайнерские так и технические будут способны изменить ситуацию.

Следует понять эволюция дизайна гаджетов не столь линейна, как эволюция в природе, и, более того — производители устройств стремятся через их дизайн удовлетворить большее количество потребностей пользователя чем когда-либо в прошлом. О чём идет речь? Очень просто. Давайте кратко вспомним „пирамиде потребностей по Маслоу“, одном из вариантов классификации потребностей человека. Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Размышления о дизайне

  • Физиологические: голод, жажда
  • Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  • Социальные: социальные связи, общение, совместная деятельность.
  • Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание.
  • Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Так вот, современные технические новинки все чаще стремятся к удовлетворению потребностей из „вершины“ пирамиды. От концепции „надежный и комфортный“ (потребность в безопасности), гаджеты целятся на удовлетворение социальных потребностей (отдельный функционал для социальных сетей, микрофоны, веб-камеры и фронтальные камеры во всех устройствах), потребности в престиже (устройства высшей ценовой категории, „премиум“ материалы в отделке устройства) и, наконец, даже к удовлетворению духовных потребностей (владение „самым модным“ устройством как средство самовыражения, отражения своих жизненных принципов).

Отчасти именно поэтому „старые“ ноутбуки вытесняют „модные“ ультрабуки, а мир раскололся на тех, кто предпочитает функциональности внешний вид и их ярых противников.

Сегодня, если %noname% производители из Китая создают устройства с обычным дизайном «лишь бы продать», то крупные компании-производители пытаются найти свой Кайрос, невозвратный момент перелома, создать устройство, взглянув на которое, захочется его взять в руки и больше не отпускать.

И не знаю, как вас, а меня очень радует, что компания ASUS находит свой Кайрос всё чаще и чаще.

Автор: Kpyto

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js