Улучшение образования в ВУЗах по ИБ-ИТ

в 9:15, , рубрики: безопасность, высшее образование, информационная безопасность, подготовка студентов, учебная литература, учебная программа

Как улучшить процесс подготовки студентов ВУЗов по направлениям ИБ/ИТ?
Статья для обсуждения, предложений и конструктивной критики.

Проблемы подготовки студентов, необходимости их переучивания, устаревания знаний и т.д. поднимались не раз. Причем поднимались как работодателями, так и самими студентами. Оставим это «за скобками» статьи.

Вопросы кадрового обеспечения ВУЗов, адекватности уровня заработных плат и финансирования технического обеспечения также оставим «за скобками».

Из исходных данных — ВУЗ в регионе, студенты специальности 10.05.01 (090301.65), или родственных направлений, несколько «молодых, инициативных и неравнодушных» преподавателей.

Что хотим

Определим цели. Цели должны быть реальными и достижимыми.
Основные цели, на наш взгляд, следующие:

  1. дать комплексное понимание что и для чего необходимо (уйти от проблемы «эта теорема нужна, чтобы доказать другую замечательную теорему!»);
  2. стимулировать самообразование;
  3. создать возможность участия в большом проекте на разных позициях (с внутренней конкуренцией и т.д.).

Есть есть что предложить — пишите.

Как и почему

По цели №1

Здесь всё более менее ясно. Честно и, по возможности, объективно рассказываем весь путь от конца [что необходимо на выходе] к началу [что делаем здесь и сейчас]:

  • существующие/перспективные угрозы и/или запросы рынка;
  • методики и технологии применяемые для выявления и нейтрализации угроз, существующие решения/продукты;
  • стеки технологий, их применимость, особенности;
  • базовые технологии и навыки;
  • задания по учебному плану.

По цели №2

Ясно что хотим, но не всегда ясно как этого добиться. Индивидуальный подход и всё такое, но хотелось бы составить некоторый «how to», который пригодится не только нам, но и коллегам:

  • внедрять соревновательный элемент, когда преимущество может дать только дополнительное, пусть и небольшое, усилие от студента;
  • поощрять участие во внешних мероприятиях, когда надо «защитить честь ВУЗа» и т.д.;
  • советовать хорошие книги, которые и знания дают и не отбивают охоту читать (даже несмотря на на объем, например, Таненбаум).

По цели №3

«Мегапроекты» — крупные проекты, с понятными целями и задачами, для реализации которых требуется большое количество человеко-часов, разные технологии, возможен практически бесконечный процесс доработок, оптимизации и совершенствования.
Подобный крупный проект полезен для ВУЗа:

  • темы для публикаций и выступлений на конференциях;
  • задел для курсовых и дипломных работ;
  • заинтересованность студентов в практическом применении их работ/знаний.

И для процесса обучения:

  • студентам предлагаются разнообразные задачи — подзадачи проекта — как контрольные/курсовые/дипломные работы;
  • студенты знакомятся с методологиями разработки/проектирования/управления проектами;
  • наглядный пример декомпозиции большой задачи на отдельные подзадачи;
  • подзадачи могут реализовываться разными студентами/группами для создания соревнования;
  • студент, выбирая из различных подзадач одного проекта, наиболее интересные для него, лучше самореализуется, быстрее находит «своё призвание»;
  • необходимость взаимодействия с другими участниками проекта развивает коммуникативные свойства.

Возможные примеры проектов: индекс цитирования научных статей, антиплагиат.

Автор: nvv

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js