Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы

в 7:00, , рубрики: безопасность, Блог компании КРОК, инженерные системы, информационная безопасность, стадион

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 1

С каждым годом департаменту интеллектуальных зданий достаются всё более интересные объекты. Начинали мы довольно банально — с СКС в офисах более 20 лет назад. Потом пошли умные здания, энергоцентры, ЦОД, автономные установки далеко за пределами городов, промышленные объекты — и вот теперь несколько стадионов.

В общей сложности на стадионе «Екатеринбург Арена» мы реализовали 22 инженерные подсистемы от безопасности с системой выявления диверсионно-террористических средств до вай-фая высокой плотности, системы телерадиотрансляции и мультимедийных экранов.

Сегодня я расскажу про безопасность, а чуть позже в другом посте мой коллега из департамента телекоммуникаций расскажет про адов кабель и аудиовизуальные системы.

Безопасность

Есть билетно-пропускная система, которая интегрирована в общую систему билетов FIFA-2018. Приходите с паспортом болельщика, а он нынче с RFID-меткой. При входе на стадион прикладываете его, и стюарду высвечивается фотография человека, соответствующего коду метки, он сверяет визуально, тот ли человек пришёл. Рядом установлена камера, которая позволяет выполнять сверку и распознавание лица в автоматическом режиме, но по отдельному письму МВД на время чемпионата идентификация не требуется — работает как система видеонаблюдения.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 2
Входная группа. Полноростовые турникеты

Приказ МВД №1092 для спортивных объектов уже налагает требования, чтобы у каждого турникета стояла система распознавания лица. Болельщик сравнивается с базой болельщиков (что он — это он, а не какой-то левый человек с его абонементом, и нет ли его в «чёрном» списке клуба), а также с базой МВД (вдруг он в розыске).

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 3
Павильон досмотра

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 4
Интроскопы

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 5
Датчик обнаружения радиоактивных веществ

Вторая идентификация — уже по билету: попадаешь в павильон досмотра (металлоискатели, интроскопы, радиационный контроль). В случае загрязнения пищит невероятно. Рядом собаки, они вынюхивают в толпе в целом. Для выборочных проверок есть спецоборудование типа пылесоса на вид — нюхачи на взрывчатые вещества. Если кто-то работал с пластидом, взял телефон, а телефон принёс на стадион — нюхач его обнаружит. Если это устройство показало наличие следов взрывчатки, то дальше — химический анализ в экспресс-лаборатории в павильоне рядом.

Предупреждая возможные вопросы, нюхач настроен только на ряд соединений, характерных для взрывчатых веществ. Алкоголь и другие соединения, изменяющие сознание, не регистрирует.

Но вот для всяких опасных жидкостей вроде бензина и зажигательных смесей тоже есть свой прибор. Он распознаёт такие вещества, не нарушая герметичность сосудов.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 6
Полуростовые турникеты. Проход в сектор

Из буферной зоны проход в «зелёную» тоже по билетам — можно только в свой сектор.
Если потоки болельщиков смешать, они могут начать драться. Болельщик выигравшей команды, случайно затесавшийся в толпу фанатов оппонентов на выходе, — это редкая заявка на премию Дарвина. Но и такое бывало. Поэтому разграничение по секторам делается внутри стадиона. Со своим билетом можно только к своим болельщикам. Благодаря этому в последнее время инцидентов меньше и меньше.

Буферная зона делится жёстко, только если опасные команды типа матча «Спартак» — «Зенит». Во время местных матчей, например, она относительно открыта, по ней можно свободно ходить. На FIFA тоже не было ограничений, там все за толерантность.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 7
Единый центр управления стадионом

Система учёта болельщиков считает людей, регистрирует приход. Порталы FIFA на выход следят за тем, что все ушли. Диктор матча сообщает заполняемость трибун по билетно-пропускной системе.

На матче открытия стадиона «Екатеринбург Арена» было зафиксировано 26 868 болельщиков.

Отдельно считаются аккредитованные люди (они проходят не по паспорту, а по аккредитации) — это СМИ и обслуживающий персонал.

Для маломобильных групп населения на внешнем и внутреннем периметрах безопасности поставили турникеты-калитки — это для безбарьерной среды.

Ещё мы оборудовали пункты связи для спецслужб, но про них не могу рассказывать.

Кассы

У стадиона сохранён исторический фасад ещё со времён СССР. Сохранились и исторические кассы, там очень самобытные павильоны. Всё это наследие охраняется Минкультом. По просьбе клуба мы смонтировали в кассах терминалы для печати билетов и абонементов, чтобы они работали. Есть даже один живой кассир, который их обслуживает. В дни матча — не один.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 8

По периметру стадиона есть ещё терминалы (отдельные уже) для покупки и печати билетов. Они уже для самообслуживания. Терминалы интегрированы с системой продажи билетов.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 9
Терминал самообслуживания

Но вся эта история, конечно, для режима наследия. У FIFA там своя система, и покупка только через сайт.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 10

Мониторинг конструкций и реакция на ЧС

В рамках увеличения безопасности на стадионе предусмотрена система мониторинга инженерных конструкций — там наклонометры, пьезодатчики и так далее. Они отслеживают смещения от заданных пределов. Конструкция живая, дышит: термически расширяется и сжимается, деформируется под порывами ветра — там есть метеостанция на кровле, которая передаёт параметры ветра и погоды для корректировки показаний датчиков. Весь свод стадиона смонтирован на 8 пилонах — около них датчики регистрируют смещения. Все эти данные передаются в ситуационный центр стадиона, в ситуационный центр МЧС.

Пример датчика:
Трёхкомпонентный акселерометр для исследования сейсмических сигналов, мониторинга промышленных вибраций, микросейсмических исследований строительных конструкций, тип R-sensors MTSS-1043А, диапазон измерений ±0.8 g, чувствительность 6 В/g, недифф. выход, полоса частот 0.1–120 Гц, динамический диапазон 130 дБ, интерфейс Ethernet, температурный диапазон –30 …+55°C, электропитание 220 B 50 Гц.

Есть струнные тензометры в IP54-исполнении и лазерные тахеометры с отражателями для деформационных марок. Для сбора данных используются мультиплексоры и даталоггеры.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 11
Тахеометр

Есть мониторинг инженерных систем (это не диспетчеризация и локальная автоматика, а верхний уровень сбора информации от инженерных сетей и систем безопасности для передачи на узел МЧС и в «Безопасный город»).

Для оперативной работы МЧС и полиции по всему стадиону на путях эвакуации стоят красные телефоны — СУКС (система управления в кризисных ситуациях). Другими словами, спецузлы — физические проводные телефоны с отдельной АТС повышенной живучести. Они соединены в интерком с помощью специального негорючего бронированного кабеля. Представьте себе дифференциальную алгебру в композитной броне из алмазов и взгляда Чака Норриса — вот настолько этот кабель неуязвим. Огнестойкость — не менее 180 минут, из особенностей оболочки — отсутствие галогенных газов и низкое выделение дыма в процессе горения. В общем, всё по ГОСТам.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 12
СУКС

Подсистемы новых павильонов

Так как стадион в оригинале рассчитан на 23 тысячи человек, то пришлось ставить временные трибуны — на чемпионат надо минимум 35 тысяч. Из-за этого базовых павильонов уже недостаточно для заполнения стадиона в течение часа, как надо по нормам FIFA. Для соответствия нормам были возведены временные павильоны со всей инфраструктурой — дополнительно 2 павильона на 11 тысяч пропускной способности. Там вся инженерка: пожарка, оповещение, свои ИБП, вода, тепло, электричество, отопление.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 13
Временный павильон

Отдельная система досмотра для VIP-зон, транспортные КПП со шлагбаумами, ежами, боллардами и радиационным контролем. Тот же досмотр, всё относительно стандартно.

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 14
Транспортный КПП

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге: безопасность болельщика и как мы реконструировали инженерные системы - 15

Внедрение: билетно-пропускная система (платёжная система, кассы, система контроля доступа, система отображения информации, центральная серверная часть). Система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений: система физической безопасности, система пожарной безопасности, электрические системы, механические системы, система мониторинга деформационного состояния несущих конструкций, система управления в кризисных ситуациях. Ещё системы связи и передачи данных МВД, ФСБ, ФСО, технологические решения и мероприятия, направленные на противодействие террористическим актам, временные павильоны досмотра с основными инженерными системами. Система теле- и радиотрансляции: подсистема подключения аудио- и видеоаппаратуры на поле, трибунах и в пресс-центре, подсистема подключения ПТС (передвижная телевизионная станция), подсистема коммутации и пульт управления.

У меня всё, следующий отчёт будет моего коллеги из департамента телекоммуникаций.

Ссылки

Автор: Иван Царев

Источник