Живые классики фантастики и фэнтези

в 16:05, , рубрики: научная фантастика, Читальный зал
Живые классики фантастики и фэнтези - 1

Порой кажется и многие читатели придерживаются мнения, что автор становится классиком только после смерти. Его книги должны пройти проверку временем, сформировать отдельное направление или оказать значительное влияние на развитие жанра и культуры в целом, получить литературных последователей. Если спросить поклонников жанров о классиках фэнтези и фантастики, среди популярных имен точно будут Джон Толкин, Клайв Льюис, Роберт Говард, Говард Лавкрафт, Рэй Брэдбери, Фрэнк Герберт, Артур Кларк и Айзек Азимов. Однако и среди наших, еще живых и продолжающих творить, современников есть писатели, которые благодаря своим идеям и влиянию на жанры уже могут по праву называться классиками. И в отличие от своих предшественников, наследие которых определено и неизменно, они еще могут порадовать читателя новыми романами. И вот несколько тому примеров. 

Стивен Кинг

Живые классики фантастики и фэнтези - 2

Влияние Стивена Кинга на современную культуру трудно переоценить. Опасные клоуны, мальчики в желтых дождевиках и жуткие девочки-близняшки давно стали узнаваемыми образами. Но Кинг не просто написал много популярных романов, он изменил сам жанр хоррора и доказал, что книги ужасов — это не всегда дешевое бульварное чтиво, недостойное серьезного читателя, а могут входить в канон «большой литературы».

Успех Кинга заключается в соединении сверхъестественного ужаса, максимальной реалистичности и психологичности. Герои его романов почти всегда — самые обычные люди, такие же, как его читатели, благодаря прописанным характерам им легко сопереживать. Они сталкиваются с ужасом не в каких-то исключительных обстоятельствах, а в повседневной жизни, часто просто потому, что оказались не в то время не в том месте. Романы писателя не только пугают, но и дают чувство надежды — если их герои смогли справиться с непобедимым злом, мы-то уж точно сможем решить свои повседневные проблемы.

Кроме того, Кинг в значительной степени дал старт отдельному поджанру хоррора — «ужасы маленького городка». Действие его произведений часто происходит в маленьком городке штата Мэн, как будто бы отрезанном от остального мира — иногда фигурально, а иногда и буквально, как в «Под куполом». В нем постепенно начинают происходить пугающие вещи, влияющие на сообщество и высвечивающие в людях их отрицательные или положительные черты. Главными героями часто выступают дети или подростки, и их столкновение со страхом и победа над ним символизируют конец детства и невинности. 

Джордж Мартин

Живые классики фантастики и фэнтези - 3

Джордж Мартин был известен задолго до «Песни льда и огня», в 1970-1990 гг. получил несколько премий «Хьюго» и «Локус» за рассказы и повести в жанрах фэнтези и научной фантастики. Однако именно «Песнь льда и огня», особенно после громкого успеха сериала на HBO, сделала его одним из самых известных и влиятельных авторов фэнтези в истории жанра.

При всем эпическом размахе цикла Мартин сделал его максимально реалистичным и неоднозначным. В отличие от традиционного фэнтези, в романах Мартина не так много магии и фантастических существ, в некоторых линиях магии нет вообще. Сюжет строится на сложных политических интригах и противостоянии неоднозначных персонажей, часто с «серой моралью», и это оказывается необычайно интересным. Кроме того, именно Мартин привнес в фэнтези саспенс — роль главного героя уже не гарантирует, что этот герой доживет до финала или что с ним обойдутся по справедливости. Многие современные авторы фэнтези не скрывают, что на их подход к жанру наибольшее влияние оказал уже не Толкин, а именно Мартин. 

Однако с выхода последнего романа цикла прошло уже 10 лет, а когда появится продолжение, по-прежнему неизвестно. Финал телесериала разочаровал многих поклонников, поэтому ожидания от двух последних книг зашкаливают. Будем надеяться, что Мартин все же закончит свой opus magnum, а не оставит нас гадать, кто и как должен занять Железный трон по версии самого автора.

Нил Стивенсон

Живые классики фантастики и фэнтези - 4

Нил Стивенсон известен своим научным подходом при создании романов — причем научная основа должна быть максимально правдоподобна. Он добивается этого не только благодаря серьезной подготовке к написанию книг, но и потому что он не посторонний человек в технологической индустрии. Например, в начале 2000-х годов Стивенсон работал в аэрокосмической компании Blue Origin Джеффа Безоса, а в 2014-2020 гг. — в компании Magic Leap, разрабатывающей технологии виртуальной реальности. Он часто выступает на технологических конференциях и постоянно в поиске новых проектов и направлений науки, критических для развития человечества в будущем. Последней такой темой для него стала экология и проблемы изменения климата — об этом его новая книга Termination Shock, которая недавно вышла на английском языке. 

При этом, хотя в его романах большой упор делается на новые технологии, а некоторые идеи даже опережают свое время, Стивенсон всегда мыслит шире и задается вопросом, как технологическое развитие влияет на отдельных людей, общества и государства, в чем опасности цифрового пространства, требуют ли технологические изменения новой морали. В его книгах закрученный сюжет и политические игры соседствуют с глубокими философскими рассуждениями. А главное, они наталкивают на новые идеи не только писателей и обычных читателей, но и деятелей IT-индустрии — среди поклонников Стивенсона Билл Гейтс, Сергей Брин и Ларри Пейдж. 

Тэд Уильямс

Живые классики фантастики и фэнтези - 5

В конце 1980-х годов, когда Тэд Уильямс написал первый том своей знаменитой тетралогии «Орден манускрипта», фэнтези находилось в застое. Большинство авторов вместо того, чтобы придумывать что-то новое, брали за основу работающую формулу Толкина — четкое разделение героев на положительных и отрицательных, сюжет, построенный на квесте, средневековый сеттинг. Уильямс, который сам в детстве любил Толкина, хотел показать, что можно писать по-другому, и тем самым инициировал эдакий мягкий перезапуск жанра.

Хотя в его романах есть элементы, хорошо знакомые поклонникам Профессора — от узнаваемых рас до победы над великим злом, они более разнообразны с точки зрения мифологии, религии и описания мира, имеют больший акцент на политических интригах и, в целом, реалистичнее и мрачнее. Именно этим «Орден манускрипта» повлиял на многих писателей — от Джорджа Мартина до Патрика Ротфусса.

В 2017 г. Тэд Уильямс опубликовал первый том новой трилогии, разворачивающейся в том же мире. Хотя роман не стал новым словом в жанре, он демонстрирует развитие Уильямса как писателя. По сравнению с историей, написанной 30 лет назад, новые книги драматичнее и предлагают новый взгляд на расу норнов, ранее служившую воплощением зла.

Ким Стэнли Робинсон

Живые классики фантастики и фэнтези - 6

Идея для самой известной книжной серии Кима Стэнли Робинсона возникла, когда он, заядлый турист, увидел фотографию Марса, снятую со спутника, и подумал: «А неплохо было бы взять рюкзак и отправиться туда». Случайная мысль, из тех, что приходят в голову и тут же забываются, но Робинсон не зря стал одним из титулованных фантастов современности: из этой мысли выросла знаменитая «Марсианская трилогия», посвященная заселению и терраформированию Марса и связанным с этим социальным и этическим проблемам, а также техническим сложностям.

Марс — излюбленный сеттинг для фантастов от Рэя Брэдбери до Энди Вейра, но Робинсон с его левыми политическими убеждениями добавил в старую тему новый аспект. Его подчеркнутое внимание к экологии, экономике и политике сделало Робинсона достойным продолжателем таких авторов, как Филип Дик, Урсула ле Гуин или Сэмюэль Дилэйни, не боящихся поднимать острые социальные вопросы в своем творчестве. «Марсианской трилогии» свойственна не только дотошность в описании технических деталей, но и смелость мысли, пытающейся вообразить будущее, чего мы всегда ждем от хорошей фантастики. Марс Робинсона — место, полное надежд и опасностей, раздираемое конфликтами и революциями, упрямо стремящееся освободиться от контроля транснациональных корпораций и земной ООН, и только вам решать, утопия это или антиутопия.

Дэн Симмонс

Живые классики фантастики и фэнтези - 7

Когда Дэн Симмонс начал писать в 1982 г., он сразу решил, что не хочет ограничиваться одним жанром, а будет следовать своим интересам. В результате на его счету 26 романов, а также повести и рассказы в самых разных направлениях — от хоррора («Лето ночи») и детектива («Неглубокая могила») до исторического романа («Колокол по Хэму») и масштабной научной фантастики (цикл «Песни Гипериона»).

Точно так же легко ему удается совмещать жанры. «Террор» и «Мерзость», в которых на известные исторические события накладывается элемент сверхъестественного, написаны реалистично и достоверно за счет хорошо разработанных персонажей, искусного переплетения реальности и вымысла. Автор создает напряжение постепенно, мелкими штрихами, но в результате читателей не покидает ощущение того, что надвигается что-то зловещее и неотвратимое. Борьба с силами природы в Арктике и на Эвересте постепенно превращается в схватку с древним злом.

Отдельно также стоит отметить цикл «Песни Гипериона». Эта масштабная космоопера с мифологическими элементами объединила почти все темы, характерные для научной фантастики XX века — от путешествий во времени и межзвездных войн до искусственного интеллекта и генной инженерии. Благодаря многослойности, глубине персонажей и универсальности поднимаемых вопросов цикл не потерял своей актуальности, хотя первый роман был написан еще в 1989 году.

Гай Гэвриел Кей

Живые классики фантастики и фэнтези - 8

Гай Гэвриел Кей не только вырос на произведениях Джона Толкина, но и был помощником его младшего сына Кристофера и участвовал в подготовке к изданию «Сильмариллиона». Влияние Толкина особенно чувствуется в первом цикле Кея «Гобелены Фьонавара», однако потом он находит собственный метод.

По мнению Кея, сила фэнтези — не столько в магии и физическом и духовном пути героя, сколько в возможности переосмыслить и понять свое прошлое. Псевдоисторическое фэнтези, которым известен Кей, хотя и содержит узнаваемые отсылки к определенным эпохам — Италии Возрождения в «Блеске минувших дней», испанской Реконкисте в «Львах Аль-Рассана» или ранней Византии в «Сарантийской мозаике» — но все-таки содержит авторское переосмысление известных событий и исторических деятелей. Используя близкий к историческому антураж, Кей поднимает большие политические или философские темы, такие как борьба за национальную идентичность, межкультурные или межрелигиозные противоречия. Поэтому многие читатели в разных странах воспринимают книги Кея через призму своего опыта. «Вы это писали про нас?» — часто спрашивали про «Тигану» в Мексике, Польше, Квебеке и даже в Корее.

В романах Кея почти нет магии, но они полны политических интриг, вызывающих неподдельные эмоции героев и драматических поворотов. Кей предлагает фэнтези для тех, кто устал от классических прямолинейных сюжетов и от длинных циклов. Хотя многие его романы происходят в одной вселенной, большинство из них самостоятельные.

Роберт Силверберг

Живые классики фантастики и фэнтези - 9

Роберт Силверберг — один из самых плодовитых авторов фантастики. За свою жизнь он написал более 160 научно-фантастических и научно-популярных книг, в том числе три романа в соавторстве с Айзеком Азимовым. Несмотря на свою успешность в жанре он два раза уходил из фантастики — в конце 1950-х и в середине 1970-х, потому что испытывал неудовлетворенность своей работой и запросами рынка. Его громкое возвращение в фантастику в 1980 г. с романом «Замок Лорда Валентина», первым в Маджипурском цикле, было вызвано банальной причиной — нехваткой денег. В то время он готовился к сложному разводу и хотел вернуть себе тот уровень финансовой свободы, к которому привык. В 2003 г. он опубликовал последний большой роман — «Вечный Рим», но продолжает писать статьи и рассказы.

В своем творчестве Силверберг много экспериментировал и отметился почти во всех поджанрах фантастики. На его счету есть космоопера, приключения, НФ-триллер, антиутопия, сатира... Среди его основных тем — путешествия во времени, поиски бессмертия, чужаки и необходимость сложного этического выбора. Именно его богатая фантазия и разнообразие интересов вызывают восхищение читателей и коллег по цеху.

В России, пожалуй, наиболее известен Маджипурский цикл Силверберга, соединяющий научную фантастику, фэнтези и классический авантюрный роман. Несмотря на достаточно прямолинейный сюжет (что простительно для книги 1980 г.), он поражает своим глубоко продуманным миром, множеством инопланетных существ и повествованием на грани между сном и явью.

Автор:
Hiro_Protagonist

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js