Оплата в один клик — благо или зло?

в 20:39, , рубрики: биллинговые системы, дизайн, дизайн интерфейсов, мошенничество, оплата в интернете

Всем доброго времени суток.

На днях со мной случилась одна достаточно занимательная история, которой я хотел бы поделиться, а заодно услышать мнение здесь присутствующих по данному вопросу. Я являюсь давним пользователем одного дейтингового сервиса (здесь и далее по тексту я не буду называть его имя, чтобы не делать явной антирекламы, хотя знающие люди поймут, о каком проекте идёт речь).

Изначально меня как пользователя всё полностью устраивало. Я зарегистрировался на проекте в сентябре 2012-ого года. Платил за услуги не то чтобы часто, но иногда, кажется, всё же что-то оплачивал.

Примерно в конце 2014 — начале 2015 года сайт поменял дизайн, а вместе с дизайном логотип, и, кажется, общую идеологию работы.

Началось всё с принудительного подключения автопродления услуги каждый месяц, про которую пользователям ничего не сообщалось до тех пор, пока не начинали происходить списания с карты. Сейчас такого на сайте уже нет, так что пруфов предоставить я не смогу. Скажу лишь, что в тот период этим недугом «болело» значительное число сайтов, в том числе в рунете. Так или иначе, видимо, пошёл поток негативных отзывов от клиентов, и данную практику свернули. Но на этом история не закончилась.

Где-то летом 2016-ого года я хотел купить премиум-режим на данном портале, для чего нажал на соответствующую кнопку. Далее открылась горизонтальная линейка, где был по умолчанию выбран средний вариант. Сразу оговорюсь, я не считаю данный выбор чем-то нехорошим, но линейка была выполнена в таком цветовом решении, что было не очень ясно, какой же из вариантов является активным (она была оранжевой, а активный вариант бледно-золотым). В итоге я не обратил на неё должного внимания, машинально нажал на кнопку оплаты, ожидая перехода на страницу платежа, и… С меня мгновенно списали деньги за месяц премиум доступа в размере 1149 рублей (хотя я хотел взять всего неделю за 549). Казалось бы, моя вина — но списание без ввода CVV кода, без 3DS подтверждения по смс (хотя моя карточка его поддерживала, и на всех без исключения сайтах оно требовалось)?

В тот же день я позвонил в техподдержку с просьбой отменить услугу и вернуть деньги, на что мне сказали, что возврат денежных средств клиентам не производится, и виноват в этой ситуации только я. Я не остановился, стал читать форумы и различные сайты. У меня сложилось впечатление, что в случае отсутствия поддержки 3DS со стороны продавца услуги я имею право оспорить сделку и вернуть средства. Я пошёл в банк, написал заявление, и через 3 недели деньги были возвращены в полном объёме! Статус услуги не проверял. Ожидал, что после такого мой аккаунт на сайте будет вовсе заблокирован, но этого, к моему удивлению, не произошло.

И вот пару дней назад я снова вернулся на этот сайт. Премиум покупать не собирался, да и вообще не собирался покупать там ничего. И в итоге умудрился купить, потратив 600 рублей. Как это произошло — об этом ниже :)

Итак, начнём с того, что в интерфейсе данного сайта не отображается баланс кредитов. Прямо вот совсем. Потом, правда, выясняется, что он таки отображается — но только у тех, у кого кредитов на балансе больше нуля. У остальных же на этом месте выводится кнопка «Получить кредиты».

image

Таким образом, я не знал, есть ли у меня на балансе хоть что-то. Далее я нажал на кнопку «Стать популярнее», и попал на такую страницу:

image

Внизу серым шрифтом на этой странице присутствует следующий текст:

image

Замечательно. Кстати, в этот момент где-то на той же странице, но существенно ниже кнопки, был абзац чёрным шрифтом, сообщавший, что я могу купить аж 5500 кредитов за 600 рублей, и это очень выгодно. О других объёмах пополнения ничего не сообщалось.

И вот я нажимаю на этой странице на одну из кнопок, и при этом происходит… молчаливое списание с карты 600 рублей без всяких кодов и 3DS, о чём я тут же получаю смс-ку.

Нет, вроде всё логично — на балансе сайта был ноль, услуга стоила 100 кредитов, система знала, что у меня в настройках привязана карта (не знаю, можно ли было не привязывать, и предупреждали ли при привязке о том, что не будет требоваться даже CVV — Яндекс.Деньги, например, CVV требуют всегда даже для привязанных карт), и решила пополнить баланс… на 5500 кредитов. Хотя требовалось лишь 100. Возможно, это единственная допустимая сумма для внесения, и меньше кредитов купить просто нельзя? Давайте разбираться.

Я решил копнуть глубже, и посмотреть, как устроены остальные страницы сайта. Вот так, например, выглядит страница с информацией об имеющихся на счёте кредитах:

image

Как вы думаете, что будет, если нажать на кнопку сверху? Открывается вот эта страница:

image

Тут многое вызывает вопросы: дефолтным выбран самый дорогой вариант, серая галочка на «автопополнение баланса», приютившаяся в самом низу, которую многие наверняка пропустят… Но обратите внимание — здесь доступно несколько вариантов пополнения счёта. Минимальный стоит всего лишь 40 (или 48 без акции) рублей.

Спрашивается, почему система автоматически зачислила 5500 кредитов (в два раза больше, чем максимальное предложение здесь, при этом правда со скидкой аж 50 процентов)? Ведь я совершенно не просил зачислять мне кредиты вообще, ни в каком количестве. Да, ниже был текст о том, что я могу получить кредиты на выгодных условиях. Но этот текст никак не относился к кнопке покупки услуги, на которую я нажимал (кнопка гласила что-то вроде «поднять анкету» или «стать популярнее», и была одной из нескольких кнопок на странице). И конечно же, при нажатии на кнопку не появилось никакого модального окна вроде «Вы уверены, что хотите совершить покупку?». И конечно, под кнопкой не было текста «Внимание! У вас в настройках активирована оплата в один клик, поэтому при нажатии деньги спишутся сразу же». Даже бледно-серым цветом и мелким шрифтом. Такие дела.

Но может, не всё так плохо, и я смогу потратить эти кредиты на покупку премиум доступа? Ведь 5500 кредитов — это очень большая сумма по меркам сайта. Что ж, жмём «Активировать Премиум»…

image

Что мы видим? Премиум оплачивается только за рубли, и требует отдельной оплаты! И куда мне теперь девать 5400 ненужных кредитов?

Тут всё как всегда. Выбранный по умолчанию вариант — опять самый дорогой из линейки. Забавно, что ещё осенью 2016-ого по умолчанию выбирался средний вариант из пяти, а не крайний правый. Видимо, сказывается кризис :)

Наконец, если нажать на «условия» (спойлер, работающий как-то странно, в том смысле что он отображается как развёрнутый, когда на самом деле свёрнут), то мы увидим вот что:

image

Здесь претензий лично у меня никаких нет. Прятать важные условия под спойлером, да ещё и глючным — не очень хорошо. Но так делать — возможно, это точно ничего не нарушает.

Остаётся всего один вопрос — каким образом у пользователей данного сервиса (я полагаю, не только у меня) происходит списание реальных денег с карты после нажатия на кнопку «Поднять популярность» или любую аналогичную? Карта привязана, 3DS на сайте нет, хорошо. Но какая-то минимальная логика должна присутствовать? Нажимая на кнопку «Сделать тьюнинг моего автомобиля» на сайте автосервиса (даже если я там зарегистрирован и ранее по каким-то причинам привязал там банковскую карту), я не должен ожидать, что с карты спишется 20 тысяч рублей (пример утрирован), потому что «У нас такая акция — мы даём вам кредиты на будущие услуги тьюнинга и сервиса, и при этом дали вам вдвое больше максимального объёма по цене максимального; а что вы у нас ничего больше никогда и не закажете, и кредиты вам не нужны — ну так а мы при чём». Более того, с припиской снизу под спойлером «потраченные на услугу деньги НЕ ПОДЛЕЖАТ ВОЗВРАТУ».

Виртуальный товар, скажете? Я не видел такого в магазинах вроде Steam, и даже на сайтах онлайн-казино. Там товар тоже виртуальный, но владельцы сервиса не позволяют себе такого в отношении своих клиентов. Может быть, потому что дорожат ими и своей репутацией?

А что думаете вы?

Автор: Александр

Источник

* - обязательные к заполнению поля