Право на ремонт все ближе к потребителю: США, Европа, РФ, далее — везде

в 18:52, , рубрики: Блог компании Selectel, будущее здесь, гаджеты, Законодательство в IT, право на ремонт, электронные отходы
Право на ремонт все ближе к потребителю: США, Европа, РФ, далее — везде - 1

В прошлом году мы опубликовали статью «Купил — значит, твое: вендоров бытовой техники в ЕС обязали поставлять запчасти для ремонта и помогать сервисам», где говорилось об относительно значительных успехах сторонников «права на ремонт». Но все же корпорации пока что пытаются противодействовать даже незначительным попыткам потребителей получить право ремонтировать собственную бытовую технику, электронику, сельскохозяйственное оборудование.

Крупные компании стараются показать, какие они белые и пушистые, распространяя сертифицированные запасные части, софт, руководства по ремонту. Но делают они это для крайне ограниченного количества сервисных центров. Скажем так, для видимости. Хороший пример — Apple c ее Apple Independent Repair Provider. Тем не менее, недавно произошло сразу несколько интересных вещей, которые делают концепцию «права на ремонт» все реальнее.

Что же случилось?


Прорыв в Соединенных Штатах

Начнем с США и ее Федеральной торговой комиссии. На Хабре уже публиковалась новость о том, что комиссия приняла решение активно бороться с незаконными ограничениями на ремонт сложных устройств. Всего несколько недель назад был опубликован детальный и реалистичный план, согласно которому комиссия планирует выделять ресурсы на реализацию существующих законов.

План включает пять основных этапов, где выделяются такие пункты, как сбор общественного мнения, включая жалобы, усиление работы с местными правоохранительными органами и обновление регламента и правил работы компаний. Все это, по словам представителей регулятора, дает возможность бороться с увеличением стоимости конечного продукта, изоляции независимых ремонтных мастерских, увеличением электронного мусора и т.п.

Насколько можно понять, сторонником концепции является и президент Байден, который специальным указом от 9 июля этого года направил усилия правоохранителей и регуляторов на усиление конкуренции и борьбы с «ремонтным произволом» больших компаний. Один из пунктов документа — требование принять специальный закон, который лишает производителей техники права ограничивать или запрещать ремонт своих устройств в сторонних сервисных центрах, хоть авторизованных, хоть нет.

image

«Федеральная торговая комиссия единогласно проголосовала за усиление правоохранительных мер против ограничений на ремонт, которые не позволяют малым предприятиям, рабочим, потребителям и даже государственным учреждениям ремонтировать свои собственные продукты. Подобные ограничения могут значительно увеличить расходы для потребителей, сдерживать инновации, закрывать возможности для бизнеса для независимых ремонтных мастерских, создавать ненужные электронные отходы, задерживать своевременный ремонт и подрывать отказоустойчивость», — заявила председатель Федеральной торговой комиссии Лина Хан (Lina Khan).

Победное движение «права на ремонт» в Европе

ЕС принудил производителей с 2021 года начать поставки запчастей для своих устройств в течение 10 лет. Эти правила актуальны для крупной бытовой техники: стиральных машин, посудомоек, холодильников и осветительных приборов. Кроме того, производителей обязали еще и проектировать бытовую технику таким образом, чтобы ее можно было чинить без специализированных инструментов от вендора.

Сначала законодательство работало, в основном, в отношении отрасли бытовой техники. Сейчас аналогичные правила начинают применять и в сфере электроники, смартфонов, ноутбуков. Производители этих товаров обязаны обеспечивать рынок запасными деталями и технической информацией на протяжении всего установленного срока службы товаров.

В Европе понемногу планируют сделать ремонт техники регулируемой отраслью, которая, к тому же, еще и выгодна для потребителей. Последних законодатели надеются приучить к культуре повторного использования.

На данный момент сильнее всех продвинулась в вопросе осознанного ремонта и реутилизации Франция. В этой стране в начале года ввели требование, согласно которому практически все производители и импортеры техники должны указывать на упаковке своих устройств индекс ремонтопригодности (такой индекс популяризует iFixit). В индекс входят несколько важных факторов, включая, собственно ремонтопригодность, доступность запчастей, документации и некоторых других элементов. Сейчас индекс рассчитывается для смартфонов, ПК, ТВ, стиральных машин и почему-то газонокосилок, но с течением времени список будет пополняться.

Ремонт — вещь очень важная, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем, как:

В образовании: развернуть 100 виртуальных машин для роботехнических задач
В науке: помогать ученым размечать данные для обработки искусственным интеллектом

И в России тоже

Да, в апреле со схожим предложением выступило Минприроды. Его представители заявили о положительных последствиях в случае внедрения еврорегламента с требованиями, о которых говорилось выше.

Право на ремонт все ближе к потребителю: США, Европа, РФ, далее — везде - 3

На данный момент срок как службы, так и годности товаров в стране определяет закон о защите прав потребителей. Согласно ему «изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде».

В России перечень товаров, которые подпадают под еврорегламент с его «правом на ремонт» будет устанавливать правительство. Если какого-либо товара в списке нет, то производители и вендоы могут добровольно обозначать срок бесплатного гарантийного обслуживания. Соответственно, в течение всего этого срока компаниям придется иметь запас деталей для ремонта.

Кроме того, в РФ, как и во Франции, сейчас разрабатывается федеральная концепция с названием «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение». Чиновники также планируют реализовать системный подход в реализации и распространении «права на ремонт».

Не обойдется без сложностей


Все бы хорошо, но производители, естественно, недовольны всеми этими инициативами. Так, производители электроники, включая Google (уже никто не называет компанию «корпорацией добра»), Apple и других производителей, стараются контролировать индустрию сервисного обслуживания и ремонта. Компании понимают, что это золотая жила для них — мало того, что они продают устройства, так еще и продолжают получать деньги после продажи.

Отечественные компании уже стали говорить о том, что нормативное введение еврорегламента в отношении «права на ремонт» приведет к удорожанию самой продукции для конечного потребителя и увеличению электронных отходов. «Если будут созданы правила, по которым для всех видов товаров независимо от их технологического жизненного цикла производителям нужно будет иметь десятилетний сток запчастей, это скорее приведет к росту электронных отходов: то, что не будет востребовано, придется утилизировать»,— прогнозируют в пресс-службе группы «М.Видео—Эльдорадо».

Право на ремонт все ближе к потребителю: США, Европа, РФ, далее — везде - 4

В общем, можно ожидать, что производители бытовой техники и электроники продолжат сопротивляться инициативе лобби «права на ремонт». Это может продлиться не месяц и не два, а несколько лет. Но хотелось бы надеяться, чтобы в конечном итоге победили сторонники «права», что будет полезно как для окружающей среды, так и для нас с вами. Вопрос, конечно, довольно сложный, так что предлагаем дополнительно обсудить его в комментариях.

Автор: Alexander

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js