20 заповедей дизайна пользовательского интерфейса

в 7:52, , рубрики: usability, user experience, интерфейсы, Юзабилити в IT, метки: , ,

Это перевод оригинальной статьи Principles of User Interface Design

«Быть дизайнером — значит не просто собирать разрозненные элементы воедино, упорядочивать их или как-то изменять. Тут нужно и создавать некую ценность, и придавать смысл, и освещать, и упрощать, и трансформировать, и облагораживать, и сгущать краски, и убеждать, и даже в какой-то мере развлекать».

— Пол Рэнд (Paul Rand)

1. Обязанность интерфейса — обеспечение взаимодействия

Интерфейсы служат для обеспечения взаимодействия между людьми и окружающим миром. Они помогают нам прояснять, освещать, реализовывать и наблюдать взаимосвязи; они могут объединять и разъединять нас, влиять на наши ожидания; а кроме того, они дают нам доступ к различным услугам. Не стоит принимать процесс разработки интерфейса за искусство в чистом виде, а сам интерфейс — за некий арт-объект. Интерфейсы призваны выполнять определенные функции, и эффективность их работы можно измерить. Но и к одним только утилитарным вопросам роль интерфейсов не сводится. Действительно хорошие интерфейсы способны вдохновлять, пробуждать, окутывать тайной и укреплять наши отношения с окружающим миром.

2. Ясность прежде всего

Любой интерфейс в первую очередь должен быть понятным. Чтобы эффективно использовать разработанный вами интерфейс, люди должны понимать, что он из себя представляет, зачем им его использовать, какие задачи они смогут с его помощью выполнять, к чему приведет то или иное действие — и тогда они смогут успешно с ним взаимодействовать. Да, разобраться в интерфейсе с первого раза может быть непросто, но двусмысленностям в нем места нет. Понятному интерфейсу пользователи доверяют и поэтому, скорее всего, будут использовать его в дальнейшем. В общем, вместо того чтобы запихивать все на один экран и тем самым запутать пользователей, лучше сделайте сотню понятных экранов.

3. Внимание любой ценой

Нас постоянно что-то отвлекает. Даже спокойно почитать уже невозможно без того, чтобы что-нибудь не отвлекло от дела. Внимание пользователей бесценно. Дайте ему сосредоточиться, не засоряйте приложения элементами, отвлекающими внимание от главного назначения того или иного созданного вами экрана. Если пользователям нужно что-то прочитать, то дайте им достаточно времени для этого, а уж потом показывайте рекламу, если это необходимо. Цените внимание ваших пользователей: от этого в выигрыше будут и они, и вы. Для обеспечения использования продукта внимание пользователей — жизненно важный фактор. Старайтесь удерживать его любой ценой.

4. Под контролем пользователей

Людям нравится чувствовать контроль над ситуацией. Многие разработчики об этом не задумываются, и в результате пользователи вопреки своему желанию вынуждены совершать операции, которые они не собирались совершать, причем направление их движения оказывается весьма неясным, а результаты действий — неожиданными. Дайте пользователям почувствовать, что ситуация под их контролем, периодически отображая состояние системы, описывая причинно-следственные связи (если вы сделаете это, случится то-то) и помогая им ясно понять, чего можно ожидать от каждой конкретной операции. И не бойтесь быть Капитаном Очевидностью. Очевидные вещи далеко не всегда так уж очевидны.

5. Лучшее управление — прямое управление

Лучший интерфейс — никакого интерфейса: например, с объектами реального мира мы взаимодействуем напрямую. Но постепенно появляется все больше объектов цифровой природы, которыми управлять напрямую невозможно, и тут нам на помощь приходят интерфейсы. Очень легко сбиться с верного пути и в итоге перегрузить интерфейс кнопками, финтифлюшками, графикой, параметрами, настройками, окнами, дополнительными вставками и прочим «мусором». В результате пользователи вынуждены вместо выполнения задач заниматься управлением элементами интерфейса. Чтобы этого избежать, возьмите за образец прямое управление: интерфейс должен быть максимально незаметным и способным распознавать естественные человеческие жесты. В идеале у пользователей должно появиться ощущение, будто они управляют объектом напрямую.

6. Один экран — одна основная задача

Каждый экран приложения должен служить для выполнения какой-либо одной задачи, стоящей перед пользователями. Так пользователям приложения будет проще в нем разобраться и с ним работать, а разработчикам — расширять его функционал при необходимости. Экраны, поддерживающие выполнение нескольких основных задач, сбивают пользователей с толку. Очевидно, что, например, текст не может содержать две или три главные темы — главная тема может быть только одна. Так и дизайнерам следует закладывать в каждый экран возможность выполнения только одной ключевой задачи.

7. Второстепенная задача, знай свое место

Кроме какой-то одной ключевой задачи экраны также могут служить для выполнения нескольких второстепенных задач. Но важно помнить, что главные и второстепенные задачи нельзя валить в одну кучу. Вы же, например, пишите статью не для того, чтобы пользователи делились ею в твитере, правильно? Ваша главная задача в этом случае — чтобы они ее прочитали и осознали прочитанное. Второстепенные задачи не должны выходить на первый план: к примеру, они могут быть оформлены менее заметным образом или отображаться только после того, как была выполнена ключевая задача.

8. Место для шага вперед

Так как большинство операций пользователей не обрывают процесс взаимодействия, а последовательно переходят друг в друга, весьма благоразумно будет спроектировать для каждой операции какое-нибудь продолжение. Постарайтесь представить себе, каким будет следующий шаг пользователей в каждом конкретном случае, и выстраивайте интерфейс в соответствии с этим. Как и в обычно человеческом общении, здесь нужна отправная точка для дальнейшего взаимодействия. Если пользователи уже сделали все, что требовалось, не бросайте их: дайте им возможность естественным образом сделать следующий шаг на пути к достижению их целей.

9. Поведение определяет внешний вид (или «функция определяет форму»)

Люди предпочитают иметь дело с тем, что ведет себя предсказуемым образом: это равным образом относится к другим людям, животным, объектам — и в том числе к программному обеспечению. Когда чье-то поведение совпадает с нашими ожиданиями, мы чувствуем себя на правильной волне. Соответственно, элементы дизайна интерфейса должны выглядеть соответственно своему поведению. На практике это означает, что пользователи должны понимать, как поведет себя тот или иной элемент интерфейса, едва взглянув на него. Элемент, похожий на кнопку, и вести себя должен как кнопка. Не стоит заигрывать с основополагающими аспектами взаимодействий пользователей и интерфейса — приберегите свою творческую энергию для задач другого порядка.

10. Как важно быть последовательным

Из предыдущего пункта следует, что если поведение экранных элементов различается, то и выглядеть они должны по-разному. Безусловно, элементы, схожие в поведении, и выглядеть должны схожим образом (последовательно). Но не менее важно, чтобы несхожие элементы были оформлены по-разному (т. е. непоследовательно). Дизайнеры-новички, стараясь сделать интерфейс логичным и последовательным, зачастую игнорируют существенные различия между элементами и используют для их оформления одни и те же приемы там, где следовало бы внести разнообразие.

11. Четкая иерархия — всему голова

Четкая визуальная иерархия достигается, когда элементы на экране расположены в определенном порядке. То есть одни и те же элементы отображаются в одном и том же порядке каждый раз. Плохо проработанная визуальная иерархия не приносит никакой пользы и только сбивает пользователей с толку. В постоянно изменяющихся средах не так-то просто поддерживать четкую иерархию элементов, потому что визуальный вес становится относительной величиной: ведь если выделено все, то не выделено ничего. Если на экран нужно добавить заметный элемент, дизайнеру может понадобиться сделать все остальные элементы менее заметными, чтобы сохранить визуальную иерархию. Большинство пользователей не задумываются о визуальной иерархии при работе с интерфейсом, но при этом ее продуманное (или непродуманное) выстраивание — это один из самых легких способов улучшить (или ухудшить) дизайн.

12. Грамотная организация снижает когнитивную нагрузку

Джон Маэда (John Maeda) в своей книге Simplicity пишет, что грамотная организация элементов интерфейса позволяет придать экрану менее загруженный вид. С помощью продуманной организации элементов вы сможете продемонстрировать связи между ними, и освоить такой интерфейс пользователям будет куда проще. Группируйте схожие элементы, располагайте их на экране таким образом, чтобы пользователям стало понятно, как они связаны между собой. Благодаря грамотной организации контента можно значительно снизить когнитивную нагрузку пользователей. Если в самом дизайне будут наглядно продемонстрированы связи между элементами, пользователям уже не придется мучительно в них разбираться! Не заставляйте пользователей лишний раз напрягаться — лучше просто покажите им все эти связи между элементами интерфейса с помощью вашего дизайна.

13. Подсказывай, а не указывай: роль цвета

Цвет физических объектов меняется в зависимости от освещения. Одно и то же дерево, например, в полдень и на закате выглядит совершенно по-разному. В общем, в мире физических объектов цвет включает в себя множество оттенков и вообще довольно относителен, и в интерфейсах цвет также должен играть соответствующую роль. Цветом можно выделять объекты, привлекая к ним внимание пользователей, но при этом элементы нельзя разделять только по цвету. Если предполагается, что пользователи будут работать с каким-либо элементом продолжительное время, или же элемент содержит объемный текст, рекомендуется использовать для оформления бледные или приглушенные тона — а яркие оттенки приберегите для расстановки акцентов. Разумеется, можно использовать яркие цвета и для фоновой заливки, но только там, где это уместно.

14. Не все сразу

На каждом экране должно отображаться только самое необходимое. Если пользователям требуется сделать выбор, предоставьте им ровно столько информации, сколько им для этого нужно. Подробностям можно посвятить последующие экраны. Не надо пытаться объяснить все от А до Я или выложить всю информацию разом. По возможности распределяйте рабочий процесс на несколько экранов, раскрывая информацию постепенно. Благодаря этому взаимодействие с интерфейсом остается ясным и понятным для пользователей.

15. Подсказывай с умом

В идеальных интерфейсах подсказки не нужны вовсе, потому что такой интерфейс легко изучить и использовать. Но если спуститься с небес на землю, то в идеале подсказки должны быть контекстно-зависимыми и появляться только тогда и там, где они нужны, в остальное время оставаясь скрытыми. Заставляя людей открывать справку и искать ответы на возникшие у них вопросы, вы затрудняете их работу с интерфейсом, так как в этом случае им приходится формулировать, что именно они хотят найти. Лучше встраивать подсказки там, где они могут потребоваться. Только убедитесь, что они не будут лишний раз маячить перед носом тех пользователей, которые уже знакомы с интерфейсом.

16. Момент истины: нулевое состояние

Дизайнеры часто упускают из вида такой важный момент, как первое знакомство с интерфейсом. Чтобы помочь пользователям как можно быстрее освоиться, дизайнер должен работать с прицелом на нулевое состояние — тот момент, когда еще ничего не произошло. Первый экран, который видят пользователи, не должен быть пустым, аки чистый лист, — на нем должны содержаться указания и подсказки для быстрого начала работы. Большинство затруднений при работе с интерфейсом возникает на почве непродуманного нулевого состояния. Но стоит пользователям понять правила игры, как их задача сразу значительно упрощается.

17. Текущие проблемы — главные проблемы

Пользователям нужно решать задачи, актуальные на данный момент, а не гипотетические вопросы, которые могут возникнуть в будущем. Таким образом, интерфейс, ориентированный на решение потенциальных проблем, никому не будет нужен: изучайте текущую ситуацию и разрабатывайте интерфейс в соответствии с актуальными проблемами. Витать в облаках и строить гипотезы, конечно, гораздо увлекательнее, но зато результаты вашего труда окажутся востребованы благодарными пользователями, а не отправлены на свалку бесполезных интерфейсов.

18. Лучший дизайн — невидимый дизайн

Интересный факт: действительно хорошие дизайны обычно никак не отмечаются пользователями, работавшими с ними. Причина заключается в том, что удачный дизайн позволяет пользователям сконцентрироваться на их задачах, а не на работе интерфейса. Пользователи, успешно выполнившие свои задачи, не станут задумываться над тем, как это так у них все хорошо получилось. Получается, что пользователи обращают внимание на дизайн только в том случае, если у них возникают какие-либо трудности. Да, дизайнеры не в восторге от того, что за удачные решения их никто не хвалит, притом что за косяки им достается по полной. Но действительно хорошим специалистам вполне достаточно того, что их дизайном активно пользуются. Они понимают, что довольный пользователь — это молчаливый пользователь.

19. Расширяем кругозор

Визуальный и графический дизайн, полиграфия, копирайтинг, информационная архитектура и визуализация — все это входит в дизайн интерфейсов. С этими дисциплинами можно ознакамливаться вскользь, а можно углубиться в их изучение. Главное, не стоит смотреть на них свысока или вести язвительные дебаты о важности той или иной дисциплины. Черпайте в них полезные знания — и вперед. Не брезгуйте и на первый взгляд абсолютно не связанными с дизайном интерфейсов сферами. Подумайте, чему полезному можно научиться у издателя, автора программного кода, переплетчика книг, скейтбордиста, пожарного, каратиста?

20. Неиспользуемый интерфейс — плохой интерфейс

Как и в других областях дизайна, в дизайне интерфейсов успешным считается тот результат дизайнерских трудов, который оказывается востребован пользователями. Люди не сядут даже в самое красивое кресло, если оно окажется неудобным, и этот предмет мебели не выполнит свою функцию, как и дизайн, который пользователи обходят вниманием. Таким образом, в дизайне интерфейсов важную роль играет создание не только самого объекта, но и некоей среды его использования. Дизайнер создает интерфейс не для услады собственных очей, а для того чтобы им пользовались!

Автор: Joshua Porter

Прим. пер.: На мой взгляд эта статья является прекрасным чеклистом для проверки проектируемых интерфейсов практически на любом этапе — от отрисовки скетчей до отрисовки готовых макетов и вёрстки работающего продукта.

Автор: zamesin

* - обязательные к заполнению поля