Никто не читает правил

в 18:26, , рубрики: интерфейсы, никто не читает правил, метки:

Намедни, по просьбам народов интернета, я завел маленький сервис для простой раздачи приглашений (a.k.a invites) в разные правильные сервисы. Ссылки не даю, не для продвижения пост, но был один момент удививший меня чрезвычайно. Возможно и даже наверняка это все прекрасно известно всем, кто на общении с пользователями сьел десяток собак, но мне, как человеку пишущему в основном программы для нелюдей, этот опыт показался интересным и новым.

Сервис, хотя это и гордым словом «сервис» назвать будет загиб, просто маленький статический блог сгенерированный octopress и лежащий на S3. Каждый пост там это один из сервисов, на который вход только по приглашениям. В комментариях, раздающий инвайты либо их прямо выкладывает, либо (если прямое приглашение по ссылке/коду невозможно) пишет в комментариях «А у меня тут есть Х приглашений!». Желающие этот инвайт получить отвечают раздающему «дай и мне, вот мой email/twitter…».

Все это было так задуманно и описано в разделе «Как это работает».
image

Для инвайто-получателей там есть такое правило:

У вас роль пассивная — увидели инвайт, взяли, сказали “спасибо” и возможно в другой раз вернетесь как дарители. Не надо просить “а дайте мне …” — если инвайт был, его уже дали. Просите только в тех случаях, когда даритель спрашивает “кому …?”.

Мне эта формулировка казалась предельно ясной, но да, согласен — тут можно найти некую недоговоренность, хотя как выяснилось, не в ней дело. После запуска первой темы (раздач приглашений в Prismatic) все комментарии мгновенно завалило десятками запросов от желающих инвайт «а дайте мне вот на этот адрес». Т.е. именно то, что я просил не делать. Вдумчиво посмотрев статистику посещений, я обнаружил, что в раздел «Как это работает» заходит примерно 10% новых посетителей. У остальных видимо есть внутреннее понимание того, как оно должно работать и увы, это понимание не совпадает с моим. Чтоб довести правильное понимание до народных масс я начал зачистку комментариев и писал всем нарушителям «читайте правила». Этот способ показал практически нулевой результат. Нарушители нарушали быстрее, чем я успевал их удалять и увещевать.

Поняв, что в раздел инструкций никто не заходит по своей воле, я добавил грозный пост и прикрепил его в самый вверх:
image

Мне казалось, что не заметить это трудно. Я даже добавил перевод на простой язык (последний абазац) для самых непонятливых. А в результате никакого заметного эффекта. Может и стало меньше нарушений конвенции, но где-то на грани статистической погрешности.

Следующим шагом я добавил блок «Важно!», смысл которого мне виделся в том, что он в боковой панели и виден на любой странице.
image
Нет, ничего не помогало, все было завалено «дайте мне» и под этой кучей найти тех, кто действительно дает было очень трудно.

И тогда я добавил вот это, в конец каждого поста, прямо над разделом раздачи слонов (комментариями).
image

И, как видите, добавил это отвратительным красным цветом. Превозмогаю свое внутреннее чувство прекрасного выложил эту версию на S3 и тут случилось чудо! Активность «нарушителей» упала мгновенно и практически исчезла. Из начального количество осталось от силы процентов 5, а возможно и меньше.

Какие выводы из этого сделать? Понятия не имею. Я не до конца понимаю всю эту ситуацию, но мне стало яснее что то, что кажется мне явным — кому-то может показаться не очень. Здравая мысль и оправданное ожидание, что посетители будут читать инструкции, полностью разбилось о рифы реальности. Похоже, пока человека не ткнешь прямо носом, не повторишь процедуру много раз и не сделаешь это тыкание максимально навязчивым — толку не будет.

P.S. Если вдруг возникнет «свежая» идея добавить туда и хабр, внимательно посмотрите картинки, там уже есть ответ.

Автор: umputun


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js