Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга»

в 9:00, , рубрики: moikrug.ru, Блог компании Мой круг, дополнительное образование, исследование, Исследования и прогнозы в IT, Карьера в IT-индустрии, Мой круг, образование в ит

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 1

В эйчаре давно устоялось мнение, что успешная карьера в ИТ невозможна без постоянного образования. Некоторые вообще рекомендуют выбирать работодателя, у которого есть сильные программы обучения своих сотрудников. В последние годы в ИТ сфере также появилось огромное количество школ дополнительного профессионального образования. В тренде индивидуальные планы развития и коучинг сотрудников.

Наблюдая за такими тенденциями, мы на «Моем круге» добавили возможность указывать в своем профиле пройденные курсы. И провели исследование: организовали опрос и собрали ответы 3700 пользователей «Моего круга» и «Хабра» про их опыт образования:

  • В первой части исследования мы разбираемся, как наличие высшего и доп.образования влияет на трудоустройство и карьеру, исходя из каких соображений ИТ специалисты получают доп.образование и в каких сферах, что в итоге получают от него на практике, по каким критериям выбирают курсы.
  • Во второй части исследования, которая выйдет чуть позже, мы разберёмся с существующими сегодня на рынке образовательными учреждениями доп.образования, узнаем, какие из них самые известные, а какие самые востребованные, и в итоге построим их рейтинг.


1. Роль основного и дополнительного образования в трудоустройстве и карьере

У 85% специалистов, работающих в ИТ, есть высшее образование: 70% — уже закончили, 15% — ещё заканчивают. При этом, только у 60% — это профильное для ИТ образование. Среди специалистов с непрофильным высшим образованием «технарей» в два раза больше, чем «гуманитариев».

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 2

Несмотря на то, что у двух третей опрошенных их основное образование было связано с программированием, стажировку у будущих работодателей проходил только каждый пятый.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 3

И не более трети отмечают, что теоретическая подготовка и практические навыки программирования, полученные в ходе этого образования, оказались им полезны.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 4

Как видим, сегодня высшее образование, не отвечает в должной мере потребностям рынка труда в ИТ: большинству оно не даёт достаточной теории и практики, чтобы чувствовать себя комфортно в своей профессиональной деятельности.

В том числе и поэтому сегодня почти каждый ИТ специалист в процессе своей профессиональной деятельности занимается самообразованием: с помощью книг, видео, блогов; двое из трёх проходят курсы дополнительного профобразования, причём большинство платят за них; каждый второй посещает семинары, митапы, конференции.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 5

Несмотря ни на что, профильное для ИТ высшее образование в 50% случаев помогает соискателям при трудоустройстве и в 25% случаев в карьерном продвижении, непрофильное для ИТ высшее образование — в 35% и 20% случаев соответственно.

Задавая вопрос про то, помогает ли допобразование в трудоустройстве и карьере, мы формулировали его так: «Помогало ли вам наличие сертификата в карьерном росте в компании?». И получили, что в 20% помогает в трудоустройстве и в 15% в карьере.

Однако, в другом месте опроса мы задали вопрос по-другому: «Помогали ли вам пройденные курсы допобразования в трудоустройстве?». И получили уже совсем другие цифры: 43% ответили, что школа в том или ином виде помогала с трудоустройством (в форме нужного для работы опыта, пополнения портфолио или непосредственным знакомством с работодателем).

Как видим, высшее образование по-прежнему играет самую большую роль в освоении ИТ профессий. Но допобразование уже составляет ему мощную конкуренцию, даже обгоняя высшее образование, непрофильное для ИТ.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 6

Теперь посмотрим, как на высшее и доп.образование смотрит работодатель.

Оказывается, каждый второй ИТ-специалист участвует в оценке новых сотрудников при приёме их на работу. 50% из них интересуются высшим и 45% дополнительным образованием. В 10-15% случаев информация об образовании кандидата значительно влияет на решение о приёме его на работу.  

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 7

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 8

У 60% специалистов в их компаниях есть HR отдел или отдельный HR специалист: в крупных частных компаниях есть почти всегда, в небольших частных или государственных компаниях — в половине случаев.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 9

Компании, в которых есть HR, гораздо более чутко относятся к образованию своих кадров. Такие компании в 45% случаев сами проявляют инициативу по образованию своих сотрудников и только в 14% случаев вообще никак не помогает с образованием. Компании, в которых выделенной HR функции нет — только в 17% проявляют инициативу, и в 30% случаев никак не помогают.

Занимаясь образованием сортрудников, работодатели почти одинаковое внимание уделяют таким форматам как мероприятия, образовательные курсы и митапы.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 10


2. Для чего получают доп.образование

Если смотреть в целом, то чаще всего получают доп.образование для: общего развития — 63%, решения текущих задач — 47% и получения новой профессии — 40%. Но если приглядеться к деталям, то увидим и некоторые отличия в целеполагании, в  зависимости от имеющегося основного образования.

Среди специалистов, обладающих профильным для ИТ основным образованием, порядка 70% получают доп.образование для общего развития, 30% — для получения новой профессии, 15% — для смены сферы деятельности.

А среди специалистов, обладающих непрофильным для ИТ образованием, 50% — для общего развития, 50% — для получения новой профессии, 30% — для смены сферы деятельности.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 11

Также есть различия в смысле получения доп.образования, в зависимости от текущей сферы деятельности специалиста.

С помощью доп.образования текущие задачи решают чаще других (50-66%) в менеджменте  и маркетинге, а также в эйчаре, администрировании, тестировании и поддержке.

Получают новую профессию чаще других (50-67%) в контенте, фронтенде и мобильной разработке.

Ради общего интереса чаще других (46-48%) проходят курсы в мобильной и игровой разработке.

Чтобы получить повышение на работе чаще других (30-36%) проходят курсы в продажах, менеджменте и эйчаре.

Учатся для смены сферы деятельности больше всего (29-31%) специалистов во фронтенде, игровой разработке и маркетинге.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 12


3. В каких областях получают доп.образование

Логично, что большинство специалистов практикуют доп.образование по своей текущей специализации. Однако, на деле, многие практикуют доп.образование не только в той сфере, где в данный момент работают.

Так, если сравнить количество специалистов каждой сферы с количеством практиковавших образование в данной сфере, то увидим, что вторых в разы больше, чем первых.

Так, например, если бэкенд-разработчиков у нас 24% опрошенных, то образованием в бэкенде занимались 53% опрошенных. На одного работающего по специальности бэкендера приходится 1.2 тех, кто изучал бэкенд, но в данный момент работает по другой специальности.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 13

Любопытно посмотреть, насколько каждая из образовательных сфер широко и глубоко востребована специалистами из других сфер.

Самые, в этом смысле, популярные — бэкенд- и фронтенд-разработка: 20% или более специалистов из 9 других сфер отметили, что учились по этим специализациям (выделено зелёным, жёлтым и красным). На втором месте идёт администрирование — тут отметилась такая же значительная доля специалистов из 6 других сфер. На третьем идёт менеджмент — тут отметились специалисты из 5 других сфер.

Специализации, наименее популярные у других сфер деятельности, — это эйчар и поддержка. Здесь вообще нет таких сфер, в которых 20% или более специалистов отметили бы, что учились по этим направлениям.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 14


4. Какую квалификацию даёт доп.образование

В целом, в 60% случаев образовательные курсы не дают никакой новой квалификации. Что неудивительно, если вспомнить, что основными мотивами получения доп.образования называют общее развитие и решение текущих задач.

После доп.образования больше всего появляется джунов (18%), стажёров (10%) и миддлов (7%). Однако, если посмотреть детальнее, увидим и довольно большие различия в приобретении новых квалификаций, в зависимости от сфер деятельности ИТ специалистов.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 15

После курсов больше всего джунов появляется во фронтенд и мобильной разработке (33%), а также в тестировании, маркетинге и игровой разработке (20-25%).

Больше всего стажёров — в продажах (27%) и фронтенде (17%).

Больше всего мидлов — в мобильной разработке (11%) и администрировании (11%).

Больше всего лидов — в дизайне (10%) и эйчаре (10%).

Больше всего менеджеров высшего звена — в маркетинге (13%) и менеджменте (6%).

Любопытно, что сеньоров — в более менее заметных количествах — образовательные курсы не готовят ни по каким специальностям.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 16


5. Немного о школах доп.образования

Более половины проходили курсы более, чем одной школы доп.образования. Самые важные критерии, по которым выбирают курсы — это программа обучения (74% отметили этот критерий) и формат обучения (54%).

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 17

Как мы видели выше, 65% из тех, кто проходил курсы допобразования, хотя бы раз платили за них. Две трети их тех, кто проходил платные курсы и одна треть из тех, кто проходил бесплатные, получали сертификат о пройденном курсе. Большинство считает, что главное для такого сертификата, чтобы его признавал работодатель.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 18

Хотя большинство отмечают, что школа доп.образования никаки не помогла им с трудоустройством, 23% из тех, кто проходил бесплатные курсы и 32% из тех, кто проходил платные, отмечают, что школа даёт нужный для работы опыт. Также школа даёт возможность пополнять портфолио проектами или даже непосредственно трудоустраивает своих выпускников.

Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга» - 19

Во второй части нашего исследования мы внимательно рассмотрим все существующие на данный момент школы доп.образования в ИТ, увидим, какие из них лучше других помогают выпускникам в трудоустройстве и карьере, и построим их рейтинг.


P.S. Кто принял участие в опросе

В опросе приняли участие порядка 3700 человек:

  • 87% мужчин, 13% женщин, средний возраст 27 лет, половина респондентов в возрасте от 23 до 30 лет.
  • 26% из Москвы, 13% из Петербурга, 20% из городов-миллионников, 29% из других городов России.
  • 67% — разработчики, 8% — системные администраторы, 5% — тестировщики, 4% — менеджеры, 4% — аналитики, 3% — дизайнеры.
  • 35% средних специалистов (middle), 17% младших специалистов (junior), 17% старших специалистов (senior), 12% ведущих специалистов (lead), 7% студентов, по 4% стажёров, менеджеров среднего и высшего звена.
  • 42% работают в небольшой частной компании, 34% — в крупной частной компании, 6% — в государственной компании, 6% — фрилансеры, у 2% свой бизнес, 10% временно не работают.

Автор: Мой круг

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js