Ответ на главный вопрос краудфандинга

в 13:16, , рубрики: kickstarter.com, кикстартер, краудфандинг, метки: ,

Вопрос, на который до сих пор не было дано вразумительного ответа, звучит так: «Какой процент краудфандинговых проектов не только успешно собирает нужную сумму, но и доводит дело до конца, выпустив обещанный продукт?» Благодаря исследованию профессора Пенсильванского университета Итана Моллика, теперь на этот вопрос есть чёткий ответ. Итан Моллик исследовал 46 902 проекта с сайта kickstarter.com — это немного меньше общего числа завершённых проектов, так как были исключены нетипичные проекты, сильно выбивающиеся из общего ряда — 225 проектов с целью меньше 100$, 25 проектов с целью больше 1 000 000$ (ни один из них не был успешным) и 3 931 проект с командами за пределами США — они были зарегистрированы с помощью посредников.

Успешно собрали средства 47.9% Чем меньше сумма и сроки сбора средств, тем выше шансы на успех. Неудачные проекты не собирают почти ничего — только один из десяти собирает хотя бы 30%, а до половины доходит всего 3% неуспешных проектов. Успешные собирают лишь ненамного больше заявленной суммы — четверть проектов перевыполнила план на 3%, половина — на 10% и только один из десяти — на 200% и больше. Из 106 проектов, которые собрали аж в десять раз больше денег, чем планировали, 33 были очень большими (больше 100 000$).

На успех сильно влияют качество видеоролика и попадание на главную страницу Кикстартера (featured project имеет 89% шанс на успех, обычный — 30% ). Ещё один очень важный фактор — социальные связи авторов проекта. Итан Моллик собрал статистику по количеству друзей на Фейсбуке у основателей проектов. Если их было меньше 10, шансы на успех при прочих равных условиях были всего 9%. 100 друзей давали 20%, 1000 — 40%. Почти идеальная логарифмическая зависимость! Имеют значение социальные связи и в оффлайне — если команда и основатель проекта живут в крупном городе, шансы на успех выше. Причём важно, в каком именно большом городе — в Нашвилле хорошо идут музыкальные проекты, в Лос-Анджелесе — кинематографические, в Сан-Франциско — технологические.

Ответ на главный вопрос

Моллик отобрал 381 успешный проект из разделов «Design» и «Technology», в которых были чётко указаны даты выхода продуктов и вознаграждений, чтобы можно было сделать однозначный вывод, выполнено обещание или нет. Лишь 14 проектов закончились ничем. Причём 3 из 14 честно вернули собранные средства. 11 нечестных или безответственных основателей увели всего 21 324$, или около 0.5% от 4,5 миллионов, собранных остальными проектами из этих 381.

Ответ на главный вопрос краудфандингаЕсли с честностью основателей краудфандинговых проектов всё в порядке, то с планированием времени дела обстоят хуже. Всего 25% проектов выполнили обещания и доставили бэкерам продукты и вознаграждения вовремя. Ещё 42% задержали выпуск на срок от 2 до 8 месяцев, а 33% на момент проведения исследования не успели выпуститься вообще. Трудно сказать, какая часть из этих 33% в конце концов выполнит обещания, а какая нет. Команды, ведущие эти проекты, никуда не исчезли и поддерживают связь со своими бэкерами. Их можно обвинить в переоценке своих сил, но не в нечестности.

Длительность задержки сильно зависит от сложности проекта. Большие и дорогие проекты завершить сложнее, чем маленькие. Почти все проекты, собравшие меньше 50 000$ рано или поздно выпустили обещанный продукт. Ещё одна закономерность — сложности со сроками чаще возникают у проектов, которые собрали намного больше денег, чем планировали. Проекты, собравшие в 10 раз больше плана, опаздывают вдвое чаще, чем те, которые собрали именно столько, сколько просили.

Из графика видно, что сложные проекты в целом подчиняются той же закономерности, что и простые, но с опозданием в несколько месяцев. Можно предположить, что рано или поздно больше 90% всех профинансированных проектов выполнят обещания. Однако придётся набраться терпения.

Скачать PDF с результатами исследования можно здесь.

Автор: ilya42

* - обязательные к заполнению поля