«Лицеприятное-2», или что стоит за «Лицами»

в 8:54, , рубрики: Блог компании «МегаФон», лица Олимпиады, Мегафон, метки: ,

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»

МегаФон уже писал обзорный пост о том, как работает инсталляция «Лица Олимпиады» в Сочи.
Однако видимая глазу часть — от силы 20% всей инфраструктуры проекта.
Хотелось бы рассказать немного о том, кто и что стоит за «Лицами».
Приготовьтесь, под катом много букв и некоторое количество картинок.

Прежде чем углубляться в техническую часть, стоит отметить, что МегаФон собрал для этого проекта сразу несколько лучших компаний в своих областях. Каждая из них отвечала за разные стадии и этапы проекта.
Только благодаря плотному и дружелюбному взаимодействию всех сторон проект удалось запустить в рекордные сроки.

«Вот эти ребята»:

  • Асиф Хан, самое известное лицо в проекте, придумал идею инсталляции и спроектировал павильон.
  • Маркетинговое агентство AXIS, во-первых, выступило посредником между Асифом и компанией МегаФон, а во-вторых, взяло на себя всю реализацию проекта на местах: как в Сочи, так и в 29 других российских городах.
  • Швейцарские разработчики iart реализовали всю часть проекта, связанную с 3d — инсталляцию в Сочи и будки для сканирования.
  • Digital-эксперты из Deluxe Interactive продумали логику «поддерживающей» части проекта и спроектировали её элементы: планшетный софт для промо-персонала, API для всех участников проекта, а также обеспечили модерацию 3d-моделей и приём/трансляцию видео.
  • Специалисты из MegaLabs обеспечили часть серверных мощностей проекта, SMS-гейт, и выделенный интернет-канал «Сочи → Москва».
  • Обитатели Москва-Сити AdWatch отвечали за сайт faces2014.megafon.ru и конкурсную механику на нём.
  • А питерцы 2Nova обеспечивали в Сочи работу плазменных экранов, где можно было посмотреть расписание ближайших показов.

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»

Но начнём по порядку.
Одним прекрасным днём «в нашу дверь постучали».
Агентству Deluxe Interactive, где я работаю, МегаФон предложил поучаствовать в проекте, размах которого охватывал три десятка российских городов и огромный павильон в Олимпийском Парке Сочи.

Сроки были непростыми: на 26 ноября уже была назначена пресс-конференция, где проект должен работать в полную силу, ведь сканироваться придут олимпийские чемпионы!
А еще к этому моменту стоило протестировать систему на надежность и обучить промо-персонал. Так что в действительности времени было даже меньше.
Но это лишь делало проект интереснее!
Конечно, мы согласились.

Началась кропотливая и, вместе с тем, оперативная работа.
Первым делом нужно было общее понимание проекта. Ребята из AXIS создали огромный spreadsheet с зонами ответственности, а мы набросали простенькую, но в меру наглядную схему в Visio:

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»

Хронологически проект был разделен на два этапа:

  • Первый начинался 26 ноября в Москве. 8 будок с 3d-сканерами начинали своё турне по городам и весям. Олимпийский павильон в это время еще только строился, а пользовательские данные собирались и накапливались, но отображались только на сайте.
  • Второй этап стартовал 7 февраля в Сочи, за несколько часов до церемонии открытия Олимпийских Игр. К этому моменту работать должно было всё, включая видео-трансляцию на сайте.

Первый этап состоял из сбора 3d-моделей пользователей и их персональных данных. Механика была примерно следующей:

  1. Абонент приходит в салон компании МегаФон, где персонал предлагает ему поучаствовать в акции.
  2. Ему выдается карточка участника с QR-кодом.
  3. Промо-персонал считывает QR-код планшетным приложением и в нём же вводит пользовательские данные.
  4. После этого абонент успешно зарегистрирован и может отправляться в будку для сканирования.
  5. В будке пользователь показывает QR-код, который линкуется с только что созданным профилем; и сканируется.
  6. Софт в будке генерирует 3d-модель и отправляет её модераторам на проверку корректности.

QR-коды

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»
Очевидно, QR-код нужен не только для взаимодействия планшета и будки. В нём сразу зашита ссылка на персональную страницу пользователя на сайте http://faces2014.megafon.ru/
Поскольку не стоило давать случайному пользователю возможность получить список всех участников акции простым перебором IDшников, и в то же время хотелось, чтобы ссылка для просмотра не требовала авторизации, — было решено перед ID зашивать 6 символов «соли»: http://faces2014.megafon.ru/contest/qr/1A0B7A034378

По прикидкам МегаФона, за весь период в акции должно было поучаствовать около 70,000 человек, но памятуя из институтского сопромата, что всему на свете не помешал бы тройной запас прочности, мы решили сгенерировать в три раза больше.

К сожалению, типография, печатавшая карточки, отказалась работать с PNG-форматом, в котором генерирует коды большинство программных пакетов. IrfanView на обычном рабочем ноутбуке справился с конвертацией двух с лишним сотен тысяч файлов в отдельные PDFки заданного формата за несколько часов.

Так как всемирным партнером Олимпийских игр является Samsung, было решено снабдить промо-персонал планшетами именно этой компании. Из двух доступных на тот момент больших планшетов: Galaxy Tab 3 8.0 и Galaxy Note 8.0, был в итоге выбран первый, не требующий стилуса вариант.
Все планшеты были зарегистрированы на один и тот же e-mail для удобства отслеживания местонахождения в процессе «гастролей» акции по России.
Ни один планшет не был привязан к конкретному городу, а различать их всё же было нужно. Поэтому, благодаря программистам-анимешникам, планшеты во внутреннем реестре были названы именами шестнадцати японских школьниц, от Asuka до Yuki :)

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»

Участвовать в первом этапе проекта могли только абоненты МегаФона, поэтому нужно было отслеживать это.

Ничтоже сумняшеся мы думали, что проверка ограничится банальным списком префиксов в формате «926» — окей, «916» — не окей. Реальность оказалась к программистам куда более жестокой.
Во-первых, далеко не все диапазоны номеров в рамках одного префикса обязательно принадлежат одному оператору. Сложно поверить, но таких диапазонов — четыре с лишним тысячи.
Во-вторых, файл с разбивкой этих префиксов еще и не высечен на скрижалях, а имеет свойство время от времени обновляться.

Что ж, сделали проверку каждого номера на сервере с возвратом ответа в планшетное приложение, и регулярно обновляли их базу.

За первый этап статистика по отсканировавшимся абонентам в городах России выглядела примерно так (Москву из списка специально убрали, чтобы не портить наглядность картины — там отсканировалось более четверти пользователей):

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»

Труд петербуржской команды модераторов в этом проекте можно смело считать титаническим.
Как в плане объема работ, так и в его необратимом влиянии на сознание :)
При нарушении участниками правил сканирования, 3d-модели иногда принимали странные, причудливые и откровенно непонятные формы:

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»

Да и успешно сформированные модели выглядели иногда странновато. При этом каждая отклоненная модель означала, что пользователю придётся возвращаться для повторного сканирования, поэтому случайных ошибок быть не могло.

Работу с модераторами разделили на две части:

  • Ежедневно пополнявшиеся guidelines от программистов 3d-части проекта.
  • База знаний на стороне самих модераторов — на основе прошлого опыта.

Второй этап в чём-то проще, а в чём-то сложнее первого.
С одной стороны, участвовать могут уже не только абоненты МегаФона, с другой — появились новые аспекты работ:

  • «Город» сканирования для Сочи заменился на «Страну», гражданином которой был сканирующийся. А иностранцев было много.
  • Помимо русского добавился английский интерфейс. Причём не только для планшетного приложения. Если на планшете при заполнении пользовательских данных использовался русский язык, то и экран будки 3d-сканера приветствовал посетителя по-русски.
  • Для тех, кто сканировался в российских городах и не мог посетить Олимпиаду лично, на сайте появилась 24х7 видеотрансляция
  • А в личные кабинеты каждого, кто успешно прошёл модерацию и был показан на фасаде, подгружалось персональное видео, где было показано именно его лицо: http://faces2014.megafon.ru/contest/qr/1A0B7A034378
  • Кроме того, у фасада есть ряд событий, привязанных к пользовательским данным (например, поздравления с днём рождения) или к другим праздникам (семейные пары и просто влюбленные могли отсканироваться вместе на день Святого Валентина).

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»
Кстати говоря, за 14-е февраля было показано аж 280 таких пар.

Видео

Задач, связанных с видео было две: отображение Live-картинки на сайте, и накопление видеоархива с целью дальнейшей нарезки персонализированных видео для профилей пользователей.

На удивление, с «железной» точки зрения и то и другое решается одной платой за $500.

Технически процесс устроен следующим образом:

  • Возле павильона установлены две камеры, под разными углами к фасаду. Сделано это для того, чтобы избежать засветки в разное время суток.
  • Провода с обеих камер идут на пульт, где специалист определяет, какое из изображений пускать в «суммарный» поток в данный конкретный момент.
  • В свою очередь, от пульта идёт SDI-провод к серверу с вышеуказанной платой Black Magic Design — H.264 Pro Recorder.
  • На этом сервере происходит конвертация потока из 1080p:50fps в 720p с битрейтом 2000kbps и разделение: один поток идёт на ретранслятор для дальнейшего показа на сайте; второй кусками по 120 мегабайт* (примерно 6,5 — 7 минут) накапливается для дальнейшей нарезки/склейки.
  • Ограничение длительности кусков было введено для ускорения нарезки и публикации персонализированных видеороликов.

Я уже упоминал, что иностранцев было много. Вот как разделились среди них первые места по численности (доля от общего числа отсканированных, не являющихся гражданами РФ):

  1. США — 16%
  2. Канада — 11%
  3. Украина — 8%
  4. Япония — 6%
  5. Белоруссия — 5%
  6. Германия — 3,5%
  7. Великобритания — 3,4%
  8. Республика Корея — 2,8%
  9. Нидерланды — 2,6%
  10. Швейцария — 2,5%

Одними из первых на фасаде павильона появились лица волонтёров из разных стран:

«Лицеприятное 2», или что стоит за «Лицами»

Было также множество стран, представленных, наоборот, всего одним отсканировавшимся человеком. И если от Кюрасао или Демократической республики Конго этого стоило ожидать, то наличие всего одного венгра, испанца и бельгийца показалось нам странным.
Даже из Свазиленда, Ангильи и Гернси (да-да, это всё реально существующие государства) отсканировавшихся людей было больше!

В целом через 3d-сканеры прошли представители 91 страны, что на 3 больше числа стран-участниц самой Олимпиады.

Акция близится к завершению. Сегодня — последняя возможность отсканироваться в Москве, завтра — в Санкт-Петербурге и Сочи. И в заключительные дни Паралимпиады ваше лицо будет точно так же показано на фасаде Павильона в Олимпийском Парке, и на сайте http://faces2014.megafon.ru

P.S. Ещё немного занятной статистики напоследок:

  • За первый и половину второго (только Олимпиада, т.к. Паралимпиада еще только предстоит) этапа проекта было отправлено несколько сотен тысяч SMS-сообщений. В основном это
    • Сообщения об успешной регистрации (логин, пароль)
    • Сообщение об успешной/неудачной модерации
    • Сообщение с примерным временем показа (в случае успешной модерации)
    • Сообщение с точным временем показа (за 15 минут [freeze window] до него)
    • Сообщение о том, что в личном кабинете появилось персонализированное видео (когда оно там появилось)

    Кроме того, были еще SMS, информирующие о переносе времени показа пользователя в случае, если случались технические накладки или непредвиденные обстоятельства.

  • Количество отсканированных пользователей на данный момент — более 140 тысяч лиц за время Олимпийских и Паралимпийских игр.
  • Продолжительность показа пользовательского лица на фасаде отличалась в зависимости от длины очереди, и варьировалось от 15 до 60 секунд. Среднее по всем пользователям время — 44 секунды.
  • Среднее время модерации на втором этапе составило 6 минут 14 секунд. Таким образом, среднее время от сканирования пользователя в Сочи до показа его лица на фасаде — 21 минута 14 секунд (модерация + freeze window).

P.P.S. Готовы ответить на любые, самые каверзные, технические вопросы.
Задавайте!

Автор: Elaith

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js