К 2250 году люди могут оказаться в условиях триасового периода

в 13:13, , рубрики: великое вымирание, глобальное потепление, Научно-популярное, триасовый период, экология, метки: ,

Добро пожаловать в парк Триасового периода, где углеродное загрязнение убьёт вас прежде, чем дикие звери

Триасовый период был жёстким временем для жизни на Земле, и не только потому, что это был первый акт эры динозавров. Эта эпоха протянулась от 251 до 199 миллионов лет назад, и была разрезана на части массовыми вымираниями, случившимися, частично, из-за аномально высокого содержания углерода в атмосфере.

В результате триасовая Земля была теплее современной, у неё не было ледяных шапок на полюсах, и на ней происходило обширное опустынивание на суперконтиненте Пангея и на заболоченных территориях вдоль побережья. Человек, скорее всего, в таких условиях не выжил бы, даже без учёта угроз внезапной атаки дилофозавров [вида динозавров, популяризованного книгой и фильмом «Парк Юрского периода» – прим. перев.].

К несчастью, мы можем двигаться в этом направлении и оказаться там в ближайшем будущем, если верить исследованию, опубликованному в Nature Communications.

Команда под руководством Гэвина Фостера, профессора по химии изотопов из Саутгемптонского университета, предсказывает, что загрязнение атмосферы двуокисью углерода CO2 достигнет уровней позднего триаса – 2000 * 10-6 к 2250 году, если люди будут продолжать потребление ископаемого горючего с текущей скоростью.

Если же цивилизация всерьёз вознамерится истратить все резервы традиционного и нетрадиционного топлива, то уровень CO2 к 24-му веку повысится до катастрофических 5000 * 10-6. Это «давление на климат», как называют факторы, влияющие на климат Земли, будет обостряться из-за медленного увеличения яркости Солнца, происходящего в рамках обычного жизненного цикла звезды.

«Поскольку в триасовом периоде Солнце было более тусклым, влияние на климат 200 млн лет назад было не таким большим, какое можно будет ожидать в будущем с таким высоким содержанием CO2, – пишет Фостер. – Так что, результирующее изменение климата не только будет самым быстрым за миллионы лет жизни планеты, у существующего климата, насколько мы можем судить, не будет естественных аналогов, по крайней мере, за последние 420 млн лет».

График интенсивности вымирания

Иначе говоря, если люди продолжат загрязнять атмосферу парниковыми азами, мы можем создать усиленную версию вымирания, случившегося в конце триасового периода, и известного, как триасово-юрское вымирание. Его ускорил выброс вулканами ядовитых газов в атмосферу.

Считается, что тот же процесс выброса вулканами газов привёл к вымиранию в пермском периоде, непосредственно предшествовавшим триасовому. Он закончился "Великим вымиранием", крупнейшим вымиранием в истории из известных учёным, убившим 95% видов на Земле.

«Двуокись углерода, выброшенная вулканами [во время пермского и триасового вымираний] аналогична двуокиси углерода, выбрасываемой нами при сжигании ископаемого топлива», – написал мне Стив Брусат, палеонтолог из Эдинбургского университета, не участвовавший в исследовании.

Скорость производства людьми парниковых газов, выкручивающих термостат Земли, опережает вулканические извержения, приведшие к Великому вымиранию.

«Такие вещи не дают мне спокойно спать, – говорит Брусат. – Наши действия могут быть ещё хуже. Ключом тут служит скорость. Без сомнения, Земля переживёт все те ужасные вещи, что мы делаем с окружающей средой. Она всегда выживает. Она восстановилась после конца пермского периода и вулканов конца триаса, и от астероида, убившего динозавров».

Брусат обеспокоен тем, что Земля сейчас меняется так быстро, что люди не успеют приспособиться к изменениям. «Люди эволюционировали при строго определённых условиях на Земле», – говорит он. Мы привыкли к определённому диапазону температур, и наши городские, сельскохозяйственные системы, транспорт, и много всего другого разработаны с учётом именно этого диапазона.

«Поэтому, я думаю, что людям было бы сложно процветать, если бы нас волшебным образом перенесли в конец триасового периода», – говорит он.