EULA для самых маленьких

в 10:07, , рубрики: Без рубрики

EULA для самых маленькихВ очередной раз привет!

Читая статьи и комментарии к ним, я столкнулся с фактом того, что очень многие люди не осознают механизмов работы EULA (Пользовательское соглашение). Очень часто даже самые умные и грамотные люди не вникают в тонкости взаимоотношений между ними и компанией, софтом которой они пользуется. Чаще всего конфликты возникают как раз на почве компьютерных игр с возможностью доната, а так же в вопросах блокировки учетных записей.
Я с уверенностью могу сказать, что разбираюсь в тонкостях урегулирования вопросов в плане общения саппорт-пользователь по вопросам Пользовательского Соглашения, так как находился по обе стороны баррикад. Хотите узнать чуть больше о некоторых тонкостях жонглирования формулировками ПС?

К сожалению, не все «понимают и принимают» то, что написано в ПС, во всяком случае, когда с ним столкнутся. Сразу обращаю Ваше внимание, что EULA пишется не для пользователей, а для компании-разработчика продукта, в том числе, чтобы прикрыть все дыры и возможности предъявить претензии разработчику/правообладателю.

В этой статье я рассмотрю некоторые моменты и пункты ПС нескольких крупных игровых проектов, так как был связан, непосредственно, с поддержкой в гейм-индустрии. Так же основные трения как раз и возникают вокруг игр, а именно FreeToPlay проектов. Для удобства в поисках русских версий возьмем три отечественных проекта с системой FreeToPlay:

1. Prime World от Nival.
2. War Thunder от Gaijin.
3. World Of Tanks от Wargaming.net.

И так!

EULA #1. Prime World.

Сразу хотелось бы отметить, что компания подошла к написанию ПС по-человечески, облегчив жизнь и себе, и людям вот этой вот большой надписью в шапке:

EULA для самых маленьких

Сейчас объясню почему. Многие пользователи, когда сталкиваются с фактом того, что они, якобы, согласились с условиями ПС, парируют тем, что скачали клиент у друга, брата, свата, или взяли его где-либо в уже распакованном виде, тем самым не нажимая никаких галочек «Я согласен» при установке. Скажем так, данный функционал «кнопки согласия» — лишь дань традиции и не более, чтобы явно обозначить то, что человек подписываться под правами разработчика и своими обязанностями перед ним. Неявно же в ПС чаще всего отдельной строкой и мелким шрифтом прописано то же, что указано на скриншоте выше, однако, парни из Nival пошли дальше и вынесли это прямо в шапку своего ПС, во избежание «головняка» для саппорта в дальнейшем. За что им почет, уважение и +1 в карму если бы я мог голосовать (:. В основном, описанная мною формулировка звучит следующим образом, если усреднять:

«Регистрируя аккаунт нашего продукта, используя предоставляемый функционал, участвуя каким-либо образом в нашем проекте и используя его клиентсофт часть Вы соглашаетесь с условиями данного ПС. В противном случае Вы обязуетесь деинсталлировать клиентсофт и прекратить его всяческое использование»

Очень важным является то, что Nival сразу обозначил следующий момент о статье 428 ГК РФ:

текст статьи 428 ГК РФ
1. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

2. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

3. При наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи, требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Обратите внимание на третий пункт статьи 428 ГК РФ, а именно:

… требование о расторжении или об изменении договора… не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор

Учитывая то, что при использовании продукта согласно ПС Prime World

ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ СВОЕ СОГЛАСИЕ С УСЛОВИЯМИ НАСТОЯЩЕГО ДОГОВОРА.

Пользователь, фактически, автоматически соглашается со всеми условиями и ставится разработчиком в угол, из которого самостоятельно рыпнуться не сможет, если его добровольно не отпустят. Т.е. Автоматически любые претензии касательно текста ПС аннулируются этим самым текстом ПС. Элегантно, не правда ли?

Немного более пугающей становится перспектива использования данного пункта, Но, все же в ПС описаны моменты регулировки спорных вопросов при помощи законодательства РФ, если это не оговорено в ПС. Однако, есть несколько тонких моментов:

7.5. Любая из Сторон вправе в любое время расторгнуть настоящий Договор в одностороннем (внесудебном) порядке.

7.6. В случае расторжения настоящего Договора по любым основаниям Лицензиат обязан прекратить использование Игры и удалить Клиентскую части Игры из памяти ПК. При этом размер лицензионного вознаграждения за ДЧП, лицензия на использование которых получена Лицензиатом, а так же игровая валюта, находящаяся на личном счете Лицензиата, не конвертируются в денежные средства и не возвращаются Лицензиату ни при каких условиях.

Вот так все просто и красиво. Единственным просчетом Nival, на мой взгляд, является этот пункт:

8.6. Споры по настоящему Договору подлежат рассмотрению в Хорошевском районном суде г. Москвы, применимое право: материальное и процессуальное право Российской федерации.

Когда как юр. адрес Nival следующий: «Nival» (регистрационный номер: B 155806), расположенная по адресу: 75, Parc d’Activités, L-8308 Мамер / Капельн, Великое Герцогство Люксембург

Но это мы рассмотрим подробнее немного позже.

Остальное EULA Nival является весьма стандартным и очень напоминает правила какого-то форума, только написано обширно.

EULA #2. War Thunder Gaijin.

Улитки так же подошли к написанию ПС с фантазией. Они не так явно обозначили в шапке автоматическое согласие с ПС, но после описания основных определений добавили вот такой пункт:

EULA для самых маленьких

Данная формулировка на корю срубает то, что я описывал выше в плане «я ничего не подписывал и галочек нигде не ставил». Если задуматься, то вы обязуетесь выполнять условия ПС, даже если играете с аккаунта своего братасвата, хотя это нарушает в другом месте:

1. Права Собственности и обязанности по неразглашению.

1.1. Права собственника. Вы соглашаетесь, что Продукт и авторство, системы, идеи, методы работы, документация и другая информация, которая содержится в Продукте, является интеллектуальной собственностью и/или коммерческой тайной Gaijin, и/или его лицензиаров и поставщиков, и охраняется гражданским и уголовным законодательством, а также законами об авторском праве, коммерческой тайне, торговых марках и патентах любых стран, а также международными договорами. Вы можете использовать торговые марки Лицензиара лишь в такой мере, чтобы идентифицировать выходные данные, созданные с помощью Продукта в соответствии с общепринятой практикой обращения с торговыми марками, включая идентификацию правообладателя торговой марки. Вышеописанное использование торговой марки не дает вам никаких прав владения этой торговой маркой.

Кстати говоря, если вчитаться в данную формулировку между строк, то все, что было создано при помощи продукции компании, или есть его часть является ее собственностью. А где вы регистрируете Ваш аккаунт? Правильно. И кому он принадлежит? Опять правильно. Согласно ПС Вы не имеете никаких прав на «Ваш» аккаунт, игровое имущество на нем и на задоначенные в проект деньги. Все это является собственностью компании-разработчика, которая в свою очередь позволяет Вам ею пользоваться.
Вот так обстоят дела в современном игрострое.

Следующее:

Данное Соглашение может быть расторгнуто Gaijin в одностороннем порядке немедленно и без уведомления, если Вы не будете соблюдать Ваши обязанности по данному Соглашению. Не ограничивая любые иные права, действие настоящего Соглашения прекращается автоматически, если Вы не соблюдаете любое из ограничений или требований, описанных в настоящем документе.

Тут компания молодец, прописав то, что любое нарушение ПС приводит к автоматическому расторжению договора в одностороннем порядке, что в последующем приводит к:

После расторжения этого Соглашения вы не будете иметь право использовать Продукт для любых целей.

Т.е. не то что не «Обязуетесь не использовать продукт», а «не имеете права» использовать продукт. Исходя из моего личного мнения, что у нас на каждого можно что-любо накопать в логах, а учитывая что:

3.5 Соблюдение закона. Вы обязуетесь, что при пользовании данным Продуктом, а также любой информацией, связанной с его использованием, Вы будете соблюдать все соответствующие международные, государственные, региональные и локальные законы, включая, без ограничения, правила в отношении конфиденциальности, авторского права, экспортного контроля, правовые нормы об ответственности за непристойное поведение.

Мы получаем на выходе ситуацию, когда вы написали в чат слово [eq, или передали привет чьей-то матери и с вами автоматически расторгается лицензия и запрещается использование продукта компании. С таким подходом к формулировкам ПС связываться с саппортом War Thunder вообще не имеет смысла, потому что в любом случае у вас найдут какое-либо нарушение ПС, учитывая его размеры.

Таким образом можно сказать, что де-юро клиентская база War Thunder стремится к нулю и администрация просто закрывает глаза на факт того, что тысячи людей играю НЕЛЕГАЛЬНО БЕЗ КАКИХ ЛИБО ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТА.

А еще тут Gaijin оказались смышленее Nival, практически на корню исключив возможность судебного иска из РФ от неадекватного пользователя:

Данное Соглашение регулируется, толкуется и исполняется в соответствии с законодательством Штата Вирджиния, США без учета норм и принципов коллизионного права. Положения данного Соглашения превалируют над любыми положениями Коммерческого Кодекса (Uniform Commercial Code) в отношении Продукта в любой правовой юрисдикции. Данное Соглашение не подчиняется Конвенции Организации Объединенных Наций о Контрактах в Области Международной Торговли (the United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods).

Таким образом ПС War Thunder можно смело назвать драконовским, по условиям которого вы являетесь бесправным хомячком на их серверах. А при подтверждении автоматического разрыва ПС согласно его тексту приведенному выше, даже обоснованные судебные иски, в теории, можно завернуть, т.к. на момент создания ситуации, когда пользователь попал в какую-либо неприятную ситуацию по вине компании, он, де-юро, не имел права пользоваться продуктом. Еще в ответ денег с вас собьют за издержки. Поправьте меня юристы, если я не прав.

EULA #3. World Of Tanks.

EULA для самых маленьких

Не так заметно, как у Nival, но тоже в шапке, что делает честь этому ПС в нашем хит-параде отечественных соглашений.

Очень мне нравится в wargaming самое начало ПС, учитывая, что очень много малолетних играет в танки:

Пользователь гарантирует, что на него не распространяются законодательные ограничения на использование онлайн-услуг, что он обладает всеми необходимыми полномочиями для заключения настоящего Соглашения или получил необходимое разрешение в требуемой законом форме от своих родителей или законных представителей.

Этой строкой компания снимает с себя любые косяки с кражей малолетними денег на покупку нового танка, или прочее членовредительство со стороны юных фанатов. Просто и элегантно.

Пункт 4.2 Раздела 2 тоже весьма приятен для компании:

Пользователь использует Игру на собственный страх и риск. Игра предоставляется по принципу «как есть», то есть Пользователю не предоставляется гарантий, что Игра, а также предоставляемые внутри Игры возможности, сервисы и услуги:

4.1. будут функционировать бесперебойно, непрерывно, без ошибок;
4.2. будут соответствовать требованиям и ожиданиям Пользователя.

Если переводить на человеческий: Что-то не нравится — не играй.

Следующий пункт становится уже привычным, но если его упомянуть в связке с еще одним моментом, то получается интересная картина:

При нарушении Пользователем действующего Соглашения Администрация вправе без предварительного уведомления в одностороннем порядке полностью или частично ограничить функциональность или доступ Пользователя к Проекту, удалить все данные, Контент и Материалы Пользователя, а также отказать Пользователю в дальнейшем предоставлении услуг в Проекте, не отвечая за любой вред, который может быть причинён Пользователю таким действием.

А именно:

Настоящее Соглашение со всеми приложениями к нему для краткости в дальнейшем именуется Соглашением. Все приложения к Соглашению являются его неотъемлемой частью и обязательны к исполнению сторонами. Приложения к Соглашению размещаются Администрацией на Сайте и включают в себя Правила игры, Правила форума, Правила Центра поддержки пользователей и Политику конфиденциальности.

Что позволяет администрации при любом нарушении, на любом основном ресурсе экосистемы проекта, разорвать ПС с пользователем и отправить его учетную запись в пермобан. Конечно, это не так круто, как у Улиток, когда ПС разрывается автоматически, т.е. при необходимости задним числом, но тоже весьма эффективно в некоторых случаях.

В достаточно интересной форме прописано несогласие (не путать с несоблюдением) с текстом ПС:

В случае несогласия Пользователя с действующим Соглашением Пользователь обязан прекратить участие в Проекте, в том числе деинсталлировать Программу.

Вам что-то не нравится? Вы обязаны удалить все и забыть о нашей игре, т.к. изначально Вы это подписали и согласились соблюдать все пункты данного договора. В том числе и этот. Вот такой интересный замкнутый круг.

Обратите внимание на данную строку:

Все остальные права, не указанные в явном виде в Соглашении, сохраняются за Владельцем проекта.

Если честно, я не понимаю, о каких-таких «не указанных в явном виде правах» идет речь. Думается мне, что это задняя калитка для юристов компании.

В целом, EULA Wargaming весьма демократична относительно тех же Gaijin, и там много внимания уделено форумами и правам конкретно администрации (представителей правообладателя в проекте), а не самой компании в чистом виде. Коммьюнити вынуждает, как говорится.

Так как этим жонглировать?

— Ознакомьтесь с текстом ПС и текстом всех приложений к нему, прежде чем обращаться с какой-либо претензией к организации. Найдите те пункты, под которые подпадает Ваша ситуация, а так же проанализируйте, за что с Вами могут разорвать ПС в одностороннем порядке (я на полном серьезе).
— После прочтения убедитесь в том, что вы не имеете никаких прав и имущества в проекте и осознайте это в полной мере.
— Успокойтесь. (:
— Соберите необходимые данные, займитесь поиском прецедентов на доступных ресурсах компании (чаще всего какие-либо записи вне экосистемы проекта никакой аргументной силы иметь не будут)
— Не пытайтесь требовать и ищите если не максимально комфортное решение для себя, то хотя бы компромиссное.
— Не доводите переписку до штопора, который позволит разорвать с Вами ПС, не допускайте формулировок «я не согласен с этим (с ПС) и прочим», это развяжет администрации руки и позволит разорвать с вами ПС в одностороннем порядке.
— Вообще не высказывайте своего несогласия с текстом ПС. Если взаимоотношения регулируются родным для вас законодательством (как в случае с Nival), попробуйте найти в нем статью, или выдержку, поддерживающую Вашу позицию.
— Помните, что в большинстве случаев, ПС является договором публичной оферты и, если его текст прямо не нарушает ваши гражданские права, то он превалирует над законодательством в прямых формулировках.
— Зачастую споры по ПС, согласно текста этого же ПС регулируются не по месту проживания потребителя, а по месту регистрации компании. Чаще всего это оффшорные законодательные зоны, или такие страны, как Англия и США. Будьте внимательны, потому что в этом случае чтение кодексов и законов Вашей страны Вам, скорее всего, не поможет.
— Ну и самое главное, проще всего не отсвечивать, а в реальных проблемах (с прохождением платежа, потерей контроля над учетной записью и прочим) терпеливо просить и ждать помощи. Если Вы чисты, Вашу проблему решат при условии уполномоченности саппорта и технической реализуемости необходимых действий.

Помните, EULA всегда направлено против пользователей и без реального серьезного прецедента, или дыры в нем, Вы, скорее всего, просто проиграете, а выигрыш требует длительной подготовки и опытного юриста-международника (чаще всего).

С Уважением.

Автор: KeepCalm

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js