Особенности P2P-кредитования в России

в 11:30, , рубрики: Новости

Рынок P2P-кредитования (кредитование физическими лицами других физических лиц на через интернет-сайт) по итогам 2013 года оценивается в 5 млрд долларов. Среднегодовой темп роста в 2010-2013 гг. составил 128% — с $485 млн до $5 млрд.

Самыми крупными площадками, по данным J’son & Partners Consulting, являются америкаснский lendingclub.com с 4 млрд долларов выданных займов, английская zopa.com с 780 млн и китайский renrendai.com с 600 млн долларов.

В России работают: vdolg.ru, credberry.ru; loanberry.ru, bezbanka.ru и WebMoney;

В начале августа запустился еще один сервис — Fingooroo. Создателем и основным инвестором Fingooroo выступила компания I-Teco. Fingooroo является участником посевной программы Maxfield Capital.

О нюансах работы компании рассказывает Эви Скрынник, директор по маркетингу Fingooroo:

На основе собственного опыта мы выделяем несколько моментов в работе P2P-площадок в целом и Fingooroo в частности.

Законодательная база

В России нет отдельного регулирования, под которое бы попадало P2P-кредитование. Однако, систематическое предоставление займов по российским законом считается предпринимательской деятельностью и требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Ольга Бенедская, адвокат Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» комментирует сложившуюся ситуацию:

Действующее законодательство не относит деятельность по предоставлению займов к банковским операциям, не требует получения для ее осуществления каких-либо лицензий, не определяет субъектный состав заемных отношений и не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.

В том случае, если денежные средства в качестве займа предоставляются гражданином в разовом порядке, он подает налоговую декларацию и платит налог на полученный доход, то никаких претензий к такому гражданину у государственных органов не может быть.

Другое дело, если гражданин систематически предоставляет другим гражданам свои денежные средства в качестве займов в целях получения прибыли. Такая деятельность может быть расценена контролирующими органами в качестве предпринимательской.

В свою очередь если гражданин занимается предпринимательской деятельностью, то он должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности в отсутствие такой регистрации может повлечь за собой административную и даже уголовную ответственность.

Вместе с тем, по существу предоставление своих собственных временно свободных денег другим гражданам в долг является одним из способов реализации законного права гражданина на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом — денежными средствами, что по сути является экономической деятельностью, но не является предпринимательской.

Ведь не является же предпринимательской деятельность по размещению своих денежных средств в банковских вкладах и получение процентов по таким вкладам. Представляется, что отличительной чертой выдачи займов как предпринимательской деятельности является кредитование в первую очередь не за счет собственных, а за счет привлеченных денежных средств.

В этой связи интересно то, что в отношении подобного рода «якобы предпринимательской деятельности», а именно в отношении систематического предоставления гражданами в наем принадлежащих им квартир, налоговыми и судебными органами была занята позиция, в соответствии с которой такая деятельность предпринимательской не является (см. письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 6 июля 2004 г. № 04-3-01/398 и п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23).

Конечную точку в решении этого вопроса сможет поставить лишь законодатель, который установит, относится ли деятельность по выдаче займов физическими лицами к предпринимательской, или же сложившаяся судебная практика, которая в настоящий момент вообще отсутствует.

Кроме того, свое мнение по данному вопросу может высказать и ФНС РФ или же Министерство финансов РФ при обращении к ним с соответствующим запросом.

Использование микрофинансовой организации в работе P2P-площадки

Перед выходом сервиса на открытый рынок мы открыли МФО. Это решение было обусловлено несколькими причинами:

  • нехватка P2P-заемщиков — новых заемщиков проще привлекать в рамках МФО;
  • снижение рисков кредиторов — все заемщики первоначально могут взять кредит только в МФО, и затем добросовестные заемщики могут попасть в P2P;
  • требования площадок и рекламных сервисов предоставить лицензию кредитной организации.

Для оценки участников площадки мы, помимо присвоения рейтингов, используем промежуточное звено — микрофинансовую организацию. Чтобы на нашей площадке попасть на рынок P2P, заемщик должен заработать хорошую кредитную историю в нашей МФО.

Отсутствие законодательного регулирования влечет за собой и некоторые трудности для организатора P2P-площадки. Например, в период подготовки рекламной кампании Fingooroo, практически все площадки и рекламные сервисы классифицировали нас как МФО или банк. И хотя для того, чтобы физлицо выдало займ другому физлицу, лицензия не нужна, у нас требовали лицензию кредитной организации и ее упоминание в рекламных материалах. В процессе нам пришлось переориентироваться и сделать рекламную кампанию от имени МФО.

Риски и доходность

Суть сервиса P2P-кредитования заключается в исключении посредников из процесса кредитования для снижения стоимости и роста доходности.

Мы, в Fingooroo, предоставляем технологический сервис и обеспечиваем удобный процесс выдачи-взятия займа для пользователей. За свой сервис мы получаем комиссию с заемщика, 5% от суммы сделки.

Уровень доходности определяется исходя из номинальной процентной ставки, устанавливаемой кредитором при формировании кредитного предложения, кредитного рейтинга заемщика и срока предоставления займа. Средний срок займа в P2P-кредитовании составляет от 1 до 3 месяцев. Кроме того, существует риск дефолта заемщика. Ставки дефолта и доходности связаны напрямую, что иллюстрирует таблица ниже:

Сумма инвестиции, рублей Срок инвестирования Кредитный рейтинг заемщика Прогнозируемый уровень дефолта (не более чем) Номинальная процентная ставка, % годовых Чистая доходность, % годовых
100 000 12 мес. Высокий 20% 50% 20%
100 000 12 мес. Средний 30% 80% 26%
100 000 12 мес. Низкий 40% 120% 32%

(расчеты Fingooroo на основе собственных данных, данных открытых источников и конкурентного анализа)

Уровень дефолтности формируется путем компиляции всех доступных методов оценки платежеспособности заемщиков. Матрица принятия решений включает в себя оценку по всевозможным базам данных, включая БКИ и базы мошенников, скоринговую модель вероятностной оценки заемщиков и многое другое. Оценка заемщиков в компании Fingooroo является самообучающейся моделью. С накоплением собственной статистики модель будет приспосабливаться к специфике рынка. Каждому заемщику по итогам проверки присваивается рейтинг на сайте. На рейтинг также могут повлиять различные виды верификаций, осуществляемые на сайте, и история работы с сервисом.

Также в помощь кредиторам у нас заключен договор с ведущим коллекторским агентством ФАСП, которое в случае возникновения проблем, с первых дней просрочки, осуществляет взыскание в пользу кредитора. Никаких дополнительных затрат и документов это не требует. Деньги, взысканные с должника-заемщика, перечисляются кредитору.

P2P-кредитование в России и доверие к нему

В России P2P-кредитование только начинает формироваться как отрасль, и мы видим большие возможности для развития рынка частного инвестирования и займов.

Улучшить ситуацию с доверием к новому инструменту помогают программы, организованные на базе сообществ, так как уровень доверия внутри сообществ обычно выше среднего.

Fingooroo cтартовал в 2013 году с корпоративной программой компании I-Teco. Суть программы была в кредитовании сотрудниками друг друга по принципу «кассы взаимопомощи» — коллеги помогали друг другу в рамках нашего сервиса. В результате было вовлечено около 3% сотрудников компании, выдано около 1 млн. руб. за 2 месяца. Средняя ставка по займам составила 17%, средний срок займа 1 месяц. Решающую роль здесь сыграл повышенный уровень доверия между сотрудниками.

Подобные корпоративные или похожие социальные программы помогают людям снизить стоимость займа для заемщиков и повысить доходность для кредиторов, а также для компаний служат инструментом лояльности.

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js