Проектная деятельность в университетах и какую пользу она даёт

в 20:37, , рубрики: обучение, проектная деятельность, университет, Учебный процесс в IT

Привет! Меня зовут Павел Скляр, я студент 3 курса Московского Политеха по специальности веб-технологии.

Помимо основных предметов, присущих конкретным специальностям, в моём университете есть такая дисциплина, как проектная деятельность. О ней я бы и хотел сегодня рассказать, а также обсудить плюсы и минусы этого предмета для студентов.

Тематика проектной деятельности в моём вузе меняется в зависимости от специальности, поэтому я буду рассказывать только о личном опыте, полученном на своей специальности.

image(img)

Что это такое и зачем это нужно?

Проектная деятельность (ПД) — это дисциплина, направленная на получение практического опыта по специальности. Соответственно, для каждой специальности предлагаются уникальные проекты. Это могут быть как задачи, предложенные университетом, так и внешние: от людей и компаний, сотрудничающих с Политехом.

Задача этого предмета — дать возможность студентам (иногда даже с разных направлений, если проекты пересекаются) решить какую-либо проблему, с которой они могут столкнуться после окончания университета. В моём случае, чаще всего это разработка какого-либо сайта, портала, мобильного приложения и т.п.

Как она организована?

Этап 1 — определяемся с проектом. В начале каждого семестра вывешивается список проектов для каждой специальности с кратким описанием и, возможно, стеком технологий, если у заказчика есть какие-либо предпочтения. Студенты выбирают понравившийся им проект и записываются на него.

В прошлом году среди проектов для моей специальности, которые я помню, были:

  1. Создание портала сурдоперевода (на Laravel);
  2. Создание конструктора сайтов;
  3. Несколько сайтов для внешних заказчиков.

Этап 2 — узнаём подробности. Проводится собрание, на котором присутствуют студенты и заказчик (для внешних проектов) или куратор (для внутренних проектов). На этой встрече студенты узнают подробности того, чем им придётся заниматься если не семестр, то учебный год (в зависимости от сложности, есть семестровые проекты, а есть годовые). Те, кто передумал работать над конкретной проблемой, отправляются искать себе другую.

Этап 3 — делимся. Далее студенты распределяют обязанности. На моей специальности это дизайнеры, фронтендеры, бекэндеры, копирайтеры и люди, которые занимаются итоговой документацией. В некоторых проектах разработка ведётся по каким-либо методологиям, будь то agile, scrum или что-либо другое, в других все просто на словах знают, что и за какой срок им нужно сделать. Опять же, всё зависит от сложности проекта.

Этап 4 — разработка. В течение семестра студенты занимаются решением проблемы, которую сами взяли себе на голову.

Этап 5 — защита. В конце семестра студенты сдают итоговую документацию и показывают готовый (или не очень) проект. Чаще всего всё делается в последние два-три дня перед защитой, ибо не царское это дело всё вовремя выполнять. Самое весёлое время для студента.

image

Инициативные проекты

Момент, который мне больше всего нравится в проектной деятельности. Каждый семестр у студентов есть возможность предложить свой проект. Например, если есть идея какого-либо сервиса и есть люди, которые готовы этим заниматься, можно сделать его в рамках ПД. Зачем заниматься им в свободное время, если можно тратить на него в 2-3 раза больше времени и совместить с учёбой? И идею реализуем, и зачёт по предмету получим.

Студенты заполняют форму, где описывают свою идею, сроки и что будет на выходе. Кафедра рассматривает эту заявку и либо одобряет её, либо нет. Если вам повезло, то вы спокойно выполняете 3-5 пункты из предыдущего раздела. Если нет, то идёте выбирать проблему из предложенных в пункте 1.

Над чем я работаю в рамках ПД сейчас

В прошлом семестре абсолютно случайно на паре английского мне пришла идея сделать сервис для помощи в изучении этого языка. Я искал три формы какого-то неправильного глагола и отметил для себя, что сайты с ними слишком сложные, хотя мне просто нужны эти три формы и перевод.

Мы с друзьями быстро накидали концепцию сервиса и начали её реализовывать. В середине прошлого семестра вывесили списки проектов, и мы решили попробовать подать инициативный с этой идеей. После пары визитов на кафедру для очных обсуждений, проект одобрили и мы начали работать над ним.

Наша команда состоит из трёх человек, которые отвечают за:

  1. Дизайн и фронтенд;
  2. Фронтенд и Android;
  3. Бэкенд и iOS (я).

Мы решили использовать стандартный стек — PHP + JS/HTML/CSS. Потому как фронтендеры из команды пока что не используют фреймворки, отрисовка представлений происходит на стороне сервера.

Так как я отвечаю за бэкенд, я решил попробовать движок собственной разработки. Зачем? Пока я учусь в университете, у меня есть возможность пробовать разные способы достижения результата. Как и ожидалось, проверка боем выявила проблемы, которые я поправлял по мере разработки сервиса.

К концу семестра мы сделали первую версию сайта и небольшое андройд-приложение, которое пока что работает без API. В этом семестре мы изменим дизайн, добавим немного нового функционала, сделаем адекватное взаимодействие между сайтом и приложением (ибо в прошлом семестре на это не хватило времени), допилим приложение под Android и iOS, а также будем фиксить появляющиеся баги и узнавать для себя что-то новое.

Код проекта, если интересно, можно найти на гитхабе: вот туть.

Плюсы и минусы проектной деятельности

Я, как студент, для себя выделил как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди плюсов:

  1. Появляются навыки работы в команде. Каждый студент отвечает за свой «отдел» проекта и учится взаимодействовать с другими «отделами». Студент получает реальное представление о том, как устроена работа и что от чего зависит. Так или иначе, эти знания помогут быстрее адаптироваться к реалиям разработки в компаниях.
  2. Возможность поработать с новыми технологиями. Например, мне, как начинающему PHP-разработчику было интересно сделать что-нибудь на Laraver или Yii2 (порой они проскакивают среди стека разработки). Некоторые проекты делались на самописных движках, поэтому есть место для творчество и тем, кто хочет сделать что-то своё. К слову, мне это дало возможность протестировать свои наработки в реальных проектах.
  3. Возможность начать или дополнить своё портфолио. Всем студентам после выпуска нужно устроиться на работу, а несколько работающих проектов явно не будут лишними в резюме и на собеседовании.
  4. Прокачка лидерских навыков. Если проект большой, ответственным за «отдел» могут поставить одного из наиболее разбирающихся в этом студентов. Либо, если речь идёт об инициативном проекте, есть возможность руководить разработкой в целом.
  5. Знакомство с интересными людьми (с интровертами это не работает).

Среди минусов:

  1. Отсутствие конкретики. Не всегда попадается куратор, который сможет нормально объяснить то, что нужно сделать. Порой приходится копать самому и брать инициативу в свои руки, чтобы потом тебе сказали, что ты неправ.
  2. Непостоянное число проектов. Бывает, один семестр их просто навалом, а в следующем настолько мало, что на них записывается толпа, половина из которой по итогу ничего не делает.
  3. Не всегда проект получается интересный. Иногда приходит внешний заказчик с просьбой сделать какой-нибудь лендинг или простенький сайт.

Не всем студентам нравится этот предмет. Не все хотят в будущем работать по той специальности, которую сейчас изучают. Я рассказал только про свой опыт в этой дисциплине.

Как бы вы относились к этому предмету, если бы учились в вузе? Поменял бы он что-нибудь в вашем образовании и будущей карьере?

Автор: ozpavel

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js