OSS для бизнеса

в 5:52, , рубрики: CRM, Joomla, naudoc, open source, OpenOffice, корпоративное ПО, метки: , , , ,

   Доброго здоровьица, Хабровчане!

   7 июня 2012 я побывал на конференции Intel IT Galaxy в Санкт-Петербурге. Меня пригласили принять участие в обсуждении вопросов, связанных с It-сервисами, облачными вычислениями, инфраструктурой и т. д., в рамках пленарной дискуссии «Будущее корпоративных вычислений». Свое мнение по каждому из вопросов высказали эксперты Intel и ИТ-директора.
   Один из вопросов просто «взорвал» всех, кто находился в зале — это использование открытого программного обеспечения в корпоративных целях (для бизнеса).
   Мнения разделились: некоторые из участников высказались категорически против использования open-source software (OSS), другие наоборот приводили примеры удачных проектов в своих компаниях. Я решил поделиться своими мыслями по поводу рынка OSS и опытом их использования в одной из производственных компаний.

   Почему я обратил внимание на OSS? В первую очередь, это возможность начать использовать ПО, не потратив ни цента. Во-вторых, это доработки системы, так как код открытый система затачивается под решение любых задач. Причем не надо разрабатывать ПО с нуля. За тебя это сделало OS сообщество. В-третьих, это огромное количество экспертов, к которым я могу обратиться в любой момент. Итак начнем.
   Последние 10 лет во всем мире идет настоящий OSS бум. Все больше компаний используют открытые решения в коммерческих целях. В любом классе систем будь то ERP, ESM, CRM, Bi или корпоративные порталы существует альтернатива: использовать открытые решения, такие как OpenERP, SugarCRM, SalemEAM, Pentaho и LifeRay, или их коммерческие аналоги.
   В странах СНГ ситуация иная. Бизнес очень осторожно относится к OSS. Основным аргументом, в голове противников, выступает фраза «Бесплатный сыр только в мышеловке».
   Действительно, стоимость системного администратора *nix существенно выше стоимости администратора Windows. Но если говорить о рынке бизнес приложений (ESM, CRM, Bi, ERP)— стоимость администраторов коммерческих и открытых приложений будет одинаковая (если не наоборот).
   Следующий вопрос, который беспокоит в первую очередь руководителей ИТ подразделений, как будет поддерживаться приложение? Как обеспечить работоспособность системы 24х7?
   Но ведь в других странах эта проблема решена. Компании, занимающиеся разработкой OSS, предлагают поддержку не хуже, чем у коммерческих конкурентов. Иначе им просто не удалось бы сохранить свое присутствие на рынке корпоративных систем.
   Так сложилось, что рынок ИТ в странах СНГ отстает от мирового, лет на 5-7. Примерно такая же ситуация и с рынком OSS, но уже сейчас появляются компании, занимающиеся разработкой и поддержкой открытых бизнес решений 24х7. И если нет возможности осуществлять поддержку самостоятельно, можно отдать ее на аутсорсинг, заключив договор поддержки и прописав SLA.

   Далее перечислю, что мне удалось сделать за последние 10 лет.

   Внедрение OSS в нашей компании началось с запуска проекта внедрения системы документооборота. В качестве ПО выбрали NauDoc (www.naudoc.ru), открытую систему электронного документооборота от молодой, на тот момент, екатеринбургской компании NauMen. Реализованные функции: согласование приказов и распоряжений, контроль исполнительской дисциплины, регистрация входящей и исходящей корреспонденции, согласование договоров, настроенные docflow процедуры изменения состава изделия, электронный архив приказов, распоряжений и договоров. Во время эксплуатации возникали вопросы, связанные с производительностью, обусловленные архитектурой системы (python, zope, zodb), но вопрос решился физическим разделением баз. Успешно работает уже более 10 лет.
   Второй проект — это внедрения CRM. В качестве системы выбрали vtigerCRM (www.vtiger.com). Реализованные функции: конвейер сделок с анализом причин срыва, занесение информации по контактам с клиентами, разнообразная аналитика по клиентам и направлениям продаж, разграничение прав доступа на уровне клиентов, подготовка коммерческих предложений (КП), договоров, счетов на оплату и отгрузочных документов — по российским стандартам, интеграция с ERP системой — перегрузка КП в ERP, и получение обратной информации о дате готовности готовой продукции. Работает более 2 лет.
   Следующий проект — это внедрение корпоративного портала. В качестве решения была выбрана CMS Joomla! и набор сторонних и разработанных самостоятельно модулей. На той же платформе, но с использованием других модулей разработан открытый корпоративный портал JomPortal (www.jomportal.ru). Реализованные функции: публикация новости и мероприятий, электронная библиотека и база знаний, управление заявками, например, подбор персонала или заказ картриджей, функции социальной сети. Настроена интеграция с проходной, в телефонной книге видно на работе находятся сотрудники или нет. Единая точка входа — из портала настроен доступ к любой информационной системе компании (с учетом разграничения прав). Выведены изображения с камер видеонаблюдения и др. Работает чуть больше года.
   Далее, использование OpenOffice (www.openoffice.org) – переход осуществлялся везде, где не было необходимости вести большое количество аналитических расчетов (большинство пользователей). Не 100 %-ый охват связан в первую очередь с обучением пользователей и большим количеством документов, выполненных раннее в MS, при открытии которых слетало форматирование. На большинстве рабочих мест используется около 2 лет.
Тонкие клиенты на базе специализированного дистрибутива Linux Thinstation (www.thinstation.org) были внедрены на контрольно-пропускных пунктах. Используются более 5 лет.
   Ubuntu Linux (www.ubuntu.com) использовался на офисных рабочих местах, там где была необходимость в корпоративном ПО — было настроено подключение к удаленному рабочему столу (Remmina с модулем RDP). Использовали более 6 месяцев, отказались, так как не смогли договориться с информационной безопасностью.
   В качестве внешнего почтового сервера используется qmail (http://cr.yp.to/qmail.html). Бесперебойное функционирование почтового сервера омрачалось периодическими сбоями в работе коммерческого антивируса. Работает 9 лет.
   Маршрутизатор и файрвол — Linux с настроенными правиламиiptables. Там же работает прозрачный прокси с отчетами по пользователям. Работает 9 лет.
   Виртуализация на базе Proxmox (www.proxmox.com) — виртмашины разработчиков, тестовые стенды, единая интеграционная шина. Работает около года.
   Единая интеграционная шина Jitterbit (www.jitterbit.com) — используется для централизованного управления и передачи данных между информационными системами предприятия: актуальный справочник сотрудников из 1С в корпоративный портал, списки ЦФО из системы хозрасчета в портал. Работает около года.
   Подводя итог выше сказанному — мой опыт использования OSS систем на предприятии оказался успешным. Во всех перечисленных проектах непреодолимых проблем с внедрением, доработкой, настройкой и эксплуатацией у меня не возникло. Отказов и сбоев было не больше, чем у коммерческих систем, используемых в компании. Поддерживали их 5 сотрудников ИТ подразделения, в обязанности которых входило: установка и настройка системы, доработка по требованиям пользователей, helpdesk и обучение пользователей.
   Буду рад, если кто-то еще поделиться своим опытом использования OSS для решения бизнес задач.

Автор: oleg20014

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js