Firefox остался один

в 6:29, , рубрики: Blink, chrome, chromium, Firefox, gecko, open source, Quantum, Tor, webkit, Блог компании М.Видео-Эльдорадо, браузеры, мвидео, приватность, Разработка веб-сайтов, Расширения для браузеров, Эльдорадо
Firefox остался один - 1

Кажется, мы стоим на пороге монополии одного браузерного движка. Вроде бы браузеров много: Chrome, Firefox, Edge, Safari, Brave, Opera, Vivaldi, Tor и десятки других… Но если присмотреться, картина вовсе не такая разнообразная. Большинство из них сделано на одном движке — Chromium. Даже Microsoft убила Internet Explorer и перешла на Chromium. Это значит, что мы возвращаемся к монополии, как в начале 2000-х годов. Только тогда это была монополия Microsoft, а сейчас — Google. Возможно, единственная сохранившаяся альтернатива — это Mozilla Firefox.

Почему Firefox?

Потому что это единственный альтернативный браузер с открытым кодом. Все остальные или на движке Chromium, или представляют собой проприетарные корпоративные инструменты, как Apple Safari.

К тому же Safari работает на движке рендеринга WebKit, что и Blink в Chromium. Так что здесь единственная реальная альтернатива — это Gecko/Quantum в Firefox.

Firefox потерял 40 миллионов пользователей с 2019 года

На рынке очень трудно быть вторым. По законам рыночной механики лидеру легче нарастить свою монополию, чем догоняющему сократить отставание. И это несмотря на то, что Firefox — практически стандарт для пользователей Linux и всех, кто заботится о безопасности и приватности на любой платформе.

Несмотря на все свои преимущества, Firefox всё равно теряет пользователей. Это видно даже среди самых преданных поклонников Mozilla и тех, кто двадцать лет назад использовал Netscape Navigator и платную Opera — даже среди них многие сдались и перешли на Chromium или другие браузеры на этом движке. Или даже на Google Chrome, мол, а что делать? И в чем причина?

Согласно официальной статистике, на 31 декабря 2018 года активная месячная аудитория Firefox составила 244 248 100 человек.
Firefox остался один - 2

К 3 января 2022 года аудитория сократилась до 205 929 800. Это означает, что за три последних года Лисичка потеряла около 38,3 миллиона пользователей! Это грустно, ведь Firefox до сих пор применяет инновационные решения. И он первым стремится внедрять технологии по защите безопасности и приватности. Например, в августе прошлого года Firefox первым среди всех браузеров реализовал поддержку Enhanced Cookie Clearing как часть общей защиты Total Cookie Protection.

Если в двух словах, механизм Enhanced Cookie Clearing гарантирует полную изоляцию и блокировку куков с определённого сайта. Идея в том, что каждому сайту выделяется отдельный файл jar (горшочек) для куков (печенек), см. техническую документацию по разбиению хранилища данных на разделы в Firefox. И в этом «горшочке» хранятся куки любых доменов, которые установились с этого сайта, и не только одного домена.

Firefox остался один - 3

Таким образом, при очистке «горшочка» (раздела) условного comfypants.com удаляются в том числе куки facebook.com и весь остальной мусор, который проник в систему конкретно через этот домен. Это и есть Total Cookie Protection.

Firefox остался один - 4

Вообще, по возможностям управления куками Firefox, кажется предпочтительней остальных браузеров (но это неточно). Когда смотришь на некоторые функции типа Total Cookie Protection с удалением всех куков раздела, то возникает вопрос: а почему так не делают все браузеры, ведь это единственно правильный алгоритм очистки куков!

Firefox остался один - 5

Интересно, что даже сравнение с Brave по функциональности, производительности и другим параметрам показывает преимущество Firefox, хотя Brave вроде как специально создавался для гиков. О приватности и безопасности нечего и говорить: достаточно посмотреть на Tor (по сути, одна из версий Firefox).

Прочему люди переходят на Chrome?

Наверное, у каждого свои причины. Но сразу приходят в голову такие:

  • Некоторые расширения лучше работают на Chrome.
  • Некоторые веб-сайты наилучшим образом оптимизированы под движок Chromium или вообще работают только на нём.
  • Chrome — дефолтный браузер под Android. А если уже стал пользоваться каким-то браузером на смартфоне, то удобно запускать его и на десктопе, для синхронизации истории.
  • Крупнейший поисковик в интернете рекомендует пользователям устанавливать Chrome (странно, да).

Можно покритиковать и разработчиков Firefox. Например, в последние годы не слишком заметен рост производительности браузера, а также приняты некоторые неоднозначные решения в процессе модернизации интерфейса. А ведь некоторые вещи просто нельзя трогать, если они работают. Особенно важные вещи, к которым все привыкли.

Firefox — единственная альтернатива?

Похоже, что Firefox сейчас единственный браузер, пытающийся оставаться на страже интересов пользователя. Такое положение вещей сложилось по той причине, что таргетированная интернет-реклама невозможна без трекинга. А Google живёт за счёт интернет-рекламы.

Правда, Mozilla львиную часть доходов получает от сделки с Google по продаже поискового трафика из браузера (такие же сделки у Mozilla заключены с «Яндексом» и некоторыми другими маленькими и/или региональными поисковиками). То есть Mozilla тоже в конечном счёте тоже живёт за счёт поисковой рекламы. Но у неё это не прямая зависимость.

Таким образом, кажется, что Firefox, пожалуй, единственная популярная альтернатива Chromium-браузерам. Если она исчезнет, у пользователей просто не останется вариантов.
Уже сейчас некоторые разработчики оптимизируют веб-сайты под Chromium, а если так продолжится и дальше, то все пользователи просто вынуждены будут перейти на него.

Монополии, обычно, это не очень хорошо. Все мы помним времена Internet Explorer, ставшего рассадником проприетарных стандартов. На пике в 2002–2004 годы доля Internet Explorer составляла примерно 95%, и это было действительно непросто. Теперь Microsoft уже совсем другая компания и поддерживает движение Open Source.

Но что сегодня? Доля Firefox на настольных компьютерах упала с 32% в 2009–2010 годах до 8% сегодня, а на смартфонах вообще близка к нулю. А все мы помним, что складывать яйца в одну корзину — плохая примета. Или вы думаете иначе?

Автор: М.Видео-Эльдорадо

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js