Нейросети для чайников. Начало

в 13:52, , рубрики: Алгоритмы, нейрон, нейронные сети, Программирование, метки: , ,

Нейросети для чайников. Начало

Так получилось, что в университете тема нейросетей успешно прошла мимо моей специальности, несмотря на огромный интерес с моей стороны. Попытки самообразования несколько раз разбивались невежественным челом о несокрушимые стены цитадели науки в облике непонятных «с наскока» терминов и путанных объяснений сухим языком вузовских учебников.

В данной статье (цикле статей?) я попытаюсь осветить тему нейросетей с точки зрения человека непосвященного, простым языком, на простых примерах, раскладывая все по полочкам, а не «массив нейронов образует перцептрон, работающий по известной, зарекомендовавшей себя схеме».

Заинтересовавшихся прошу под кат.

Цели

Для чего же нужны нейросети?
Нейросеть – это обучаемая система. Она действует не только в соответствии с заданным алгоритмом и формулами, но и на основании прошлого опыта. Этакий ребенок, который с каждым разом складывает пазл, делая все меньше ошибок.

И, как принято писать у модных авторов – нейросеть состоит из нейронов.
Тут нужно сделать остановку и разобраться.
Нейросети для чайников. Начало

Договоримся, что нейрон – это просто некая воображаемая чёрная коробка, у которой кучка входных отверстий и одно выходное.
Причем как входящая, так и исходящая информация может быть аналоговой (чаще всего так и будет).

Как выходной сигнал формируется из кучи входных – определяет внутренний алгоритм нейрона.

Для примера напишем небольшую программу, которая будет распознавать простые изображения, скажем, буквы русского языка на растровых изображениях.
Условимся, что в исходном состоянии наша система будет иметь «пустую» память, т.е. этакий новорожденный мозг, готовый к бою.
Для того чтобы заставить его корректно работать, нам нужно будет потратить время на обучение.

Уворачиваясь от летящих в меня помидоров, скажу, что писать будем на Delphi (на момент написания статьи была под рукой). Если возникнет необходимость – помогу перевести пример на другие языки.

Также прошу легкомысленно отнестись к качеству кода – программа писалась за час, просто чтобы разобраться с темой, для серьезных задач такой код вряд ли применим.

Итак, исходя из поставленной задачи — сколько вариантов выхода может быть? Правильно, столько, сколько букв мы будем уметь определять. В алфавите и пока только 33, на том и остановимся.

Далее, определимся со входными данными.Чтобы слишком не заморачиватсья – будем подавать на вход битовый массив 30х30 в виде растрового изображения:
Нейросети для чайников. Начало

В итоге – нужно создать 33 нейрона, у каждого из которых будет 30х30=900 входов.
Создадим класс для нашего нейрона:

type
  Neuron = class
    name: string; // Тут название нейрона – буква, с которой он ассоциируется
    input: array[0..29,0..29] of integer; // Тут входной массив 30х30
    output:integer; // Сюда он будет говорить, что решил 
    memory:array[0..29,0..29] of integer; // Тут он будет хранить опыт о предыдущем опыте
  end;

Создадим массив нейронов, по количеству букв:

For i:=0 to 32 do begin
neuro_web[i]:=Neuron.Create;
neuro_web[i].output:=0; //  Пусть пока молчит
 neuro_web[i].name:=chr(Ord('A')+i); // Буквы от А до Я
end;

Теперь вопрос – где мы будем хранить «память» нейросети, когда программа не работает?
Чтобы не углубляться в INI или, не дай бог, базы данных, я решил хранить их в тех же растровых изображениях 30х30.
Вот например, память нейрона «К» после прогона программы по разным шрифтам:
Нейросети для чайников. Начало

Как видно, самые насыщенные области соответствуют наиболее часто встречаемым пикселям.
Будем загружать «память» в каждый нейрон при его создании:

p:=TBitmap.Create;
     p.LoadFromFile(ExtractFilePath(Application.ExeName)+'res'+ neuro_web[i].name+'.bmp')

В начале работы необученной программы, память каждого нейрона будет белым пятном 30х30.

Распознавать нейрон будет так:

— Берем 1й пиксель
— Сравниваем его с 1м пикселем в памяти (там лежит значение 0..255)
— Сравниваем разницу с неким порогом
— Если разница меньше порога – считаем, что в данной точке буква похожа на лежащую в памяти, добавляем +1 к весу нейрона.

И так по всем пикселям.

Вес нейрона – это некоторое число (в теории до 900), которое определяется степенью сходства обработанной информации с хранимой в памяти.
В конце распознавания у нас будет набор нейронов, каждый из которых считает, что он прав на сколько-то процентов. Эти проценты – и есть вес нейрона. Чем больше вес, тем вероятнее, что именно этот нейрон прав.

Теперь будем скармливать программе произвольное изображение и пробегать каждым нейроном по нему:

for x:=0 to 29 do
             for y:=0 to 29 do begin
                 n:=neuro_web[i].memory[x,y]; 
                 m:=neuro_web[i].input[x,y];

                 if ((abs(m-n)<120)) then // Порог разницы цвета
                if m<250 then  neuro_web[i].weight:=neuro_web[i].weight+1; // Кроме того, не будем учитывать белые пиксели, чтобы не получать лишних баллов в весах
                if m<>0 then   begin
                  if m<250 then   n:=round((n+(n+m)/2)/2);
                      neuro_web[i].memory[x,y]:=n;   end
                else if n<>0 then
                  if m<250 then    n:=round((n+(n+m)/2)/2);
               neuro_web[i].memory[x,y]:=n;

             end;

Как только закончится цикл для последнего нейрона – будем выбирать из всех тот, у которого вес больше:


if neuro_web[i].weight>max then  begin
         max:=neuro_web[i].weight;
         max_n:=i;
         end;

Именно по вот этому значению max_n, программа и скажет нам, что, по её мнению, мы ей подсунули.
По началу это будет не всегда верно, поэтому нужно сделать алгоритм обучения.


s:=InputBox('Enter the letter', ‘программа считает, что это буква ’+neuro_web[max_n].name, neuro_web[max_n].name);
     for i:=0 to 32 do     begin //Пробегаем по нейронам
     if neuro_web[i].name=s then begin //В нужном нейроне обновляем память
for x:=0 to 29 do   begin
    for y:=0 to 29 do        begin
     p.Canvas.Pixels[x,y]:=RGB(neuro_web[i].memory[x,y],neuro_web[i].memory[x,y], neuro_web[i].memory[x,y]); //Записываем новое значение пикселя памяти
     end;
      end;
       p.SaveToFile(ExtractFilePath(Application.ExeName)+'res'+ neuro_web[i].name+'.bmp');

Само обновление памяти будем делать так:

n:=round(n+(n+m)/2);    

Т.е. если данная точка в памяти нейрона отсутствует, но учитель говорит, что она есть в этой букве – мы её запоминаем, но не полностью, а только наполовину. С дальнейшим обучением, степень влияния данного урока будет увеличиваться.

Вот несколько итераций для буквы Г:
Нейросети для чайников. НачалоНейросети для чайников. НачалоНейросети для чайников. НачалоНейросети для чайников. Начало

На этом наша программа готова.

Обучение

Начнем обучение.
Открываем изображения букв и терпеливо указываем программе на её ошибки:
Нейросети для чайников. Начало

Через некоторое время программа начнет стабильно определять даже не знакомые ей ранее буквы:
Нейросети для чайников. Начало

Заключение

Программа представляет собой один сплошной недостаток – наша нейросеть очень глупа, она не защищена от ошибок пользователя при обучении и алгоритмы распознавания просты как палка.
Зато она дает базовые знания о функционировании нейросетей.

Если данная статья заинтересует уважаемых хабравчан, то я продолжу цикл, постепенно усложняя систему, вводя дополнительные связи и веса, рассмотрю какую-нибудь из популярных архитектур нейросетей и т.д.

Поиздеваться над нашим свежерожденный интеллектом вы можете, скачав программу вместе с исходниками тут.

За сим откланяюсь, спасибо за чтение.

Автор: Paul_Smith

  1. sergrx:

    Спасибо! Коротко и ясно.

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js