Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания

в 9:00, , рубрики: ham radio, ruvds_статьи, SDR, системы связи

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 1


Каждый, кто начинал D.I.Y.-проект, помнит душевный подъём вначале, когда ты полон идей и решимости воплотить их в жизнь, а затем угасание энтузиазма, чем дальше, тем больше. И если в коммерческой разработке вероятность достижения целей проекта в срок и в рамках бюджета и так не очень высока, то вероятность завершения D.I.Y.-проекта хоть с каким-нибудь положительным результатом – ещё ниже. Всегда найдётся что-то более срочное, более важное, да и более выгодное тоже, и выделенные на D.I.Y. деньги и время уйдут туда.

Бывает и так, что энтузиазм не угасает, но после многочисленных безрезультатных попыток и серьёзных материальных вложений становится предельно ясно, что целей D.I.Y.-проекта достичь невозможно. Результатами такого проекта становятся все пять стадий принятия неизбежного, и радостно от этого никому не бывает.

При этом D.I.Y.-проекты нужны для творческой самореализации, а не для того, чтобы быть как тяжёлый чемодан без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко. И этот рассказ о том, как организовать свой проект так, чтобы, с одной стороны, достичь поставленных целей без каких-либо существенных затрат, а с другой, иметь возможность при необходимости закрыть этот проект без всякого сожаления.

В качестве наглядного примера выбрана нелёгкая судьба «Проекта «Селенит». Невзирая на временные трудности, цели проекта были достигнуты, а технические детали подробно разобраны в предыдущих моих статьях, список которых приведён в конце публикации. Здесь же мы сосредоточимся на организационных и морально-этических моментах.

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 2

▍ Ставьте перед собой реальные цели

Банально? Очень банально! Но это работает, и начинать надо именно с этого. На моей памяти нет ни одного коммерческого проекта длительностью более трёх лет, законченного той же командой, которая его начинала. Хотите убить мотивацию? Сформулируйте цели так, чтобы работа на результат шла исключительно «вдолгую».

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 3

«Декомпозиция» целей, наоборот, позволяет мотивацию на достижение результата сохранять. Многовековой опыт подтверждает, что по частям можно съесть не то, что слона, но даже мамонта. «Проект «Селенит» в этом плане не исключение, потому что в нём даже MVP проходил три стадии:

1. SDR приёмник с фиксированной частотой, подобный Softrock Lite II RX
2. SDR приёмник с перестраиваемой частотой через COM-порт, подобный Softrock Ensemble RX II
3. SDR трансивер с перестраиваемой частотой через COM-порт и встроенным звуковым устройством USB, подобный Peaberry SDR V2

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 4

Целью и уникальным продуктом проекта является доступный по цене старшекласснику радиоконструктор для приёма радиосигналов на коротких волнах. Есть у проекта и «суперцель»: создать на основе уникального продукта автономную SDR КВ-радиостанцию с функциональностью как у трансивера mcHF M0NKA. Уникальный продукт уже воплощён в «железе» и выпускается малыми партиями, а вот для достижения «суперцели» без помощи сообщества мне уже не обойтись…

В течение шести лет проект дважды «ставился на паузу» и дважды возобновлялся. Этот процесс был бы гораздо более болезненным, если бы ещё на старте проекта не был бы составлен простейший реестр рисков, и на его основе не выработана «стратегия выживания».

▍ Стратегия выживания

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 5

Курс на выживание был взят сразу, как только стало понятно, что профессиональных программистов в проект привлечь не удастся.

Физическая возможность реализации уникального продукта проекта подтверждалась наличием в природе нескольких автономных любительских SDR-трансиверов на основе STM32. С аппаратной частью всё было понятно ещё на старте: за шесть лет проекта в изначально выбранной конфигурации поменялась только модель микроконтроллера. Но вот с программированием…

События, наступление которого может как отрицательно, так и положительно отразиться на результатах проекта называются рисками проекта. Риски документируют и ранжируют их по вероятности и по степени влияния на проект.

Реестр рисков «Проекта «Селенит» включал в себя только три события:

Событие 1: проект закрыт до окончания разработки MVP проекта. Вероятность: высокая. Сценарий реагирования: изначально ориентироваться на минимизацию затрат проекта.

Событие 2: проект закрыт после успешных испытаний MVP проекта. Вероятность: средняя. Сценарий реагирования: разработка в процессе реализации проекта рабочей конструкторской (программной) документации в объёме, достаточном для публикации после закрытия проекта.

Событие 3: уникальный продукт проекта разработан и поставлен на производство. Вероятность: низкая. Сценарий реагирования: изначально ориентироваться на промышленное производство, заложить в технические требования параметры технологичности изделия.

Курс на минимизацию затрат проекта привёл к тому, что если брать все материальные затраты проекта за шесть лет за 100%, то за первые четыре года было потрачено из них только 10%.

Когда в середине 2021 года после публикации цикла «Составное устройство USB на STM32» проект был «поставлен на паузу», затраты на проект составляли на тот момент всего лишь около 7000 рублей, а третья стадия развития MVP была, по сути, завершена.

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 6

На этом можно, было бы, тогда и остановиться, но удовлетворённости результатом не было…

А потом проект был «снят с паузы». А потом ещё раз «поставлен на паузу». А потом только неистребимая воля к победе привела уникальный продукт проекта к постановке на производство. Но об этом всём уже было в цикле «Проект «Селенит».

▍ Спокойствие, только спокойствие

На всякий случай напомню, что внешней мотивации в D.I.Y. нет по определению, а вот «демотивации» кругом с избытком.

Достигнув какого-то успеха на поприще D.I.Y., энтузиаст хочет поделиться этим успехом с миром. С одной стороны, он это делает, чтобы добиться похвалы и одобрения. С другой стороны, есть надежда, что он в этой теме не одинок, и кто-то с ним поделится своим опытом, даст совет, подкинет идею…

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 7

Результат публикации, обычно, значительно расходится с ожиданиями автора. Кто-то, может, и похвалит. Кто-то, может, даст полезный совет. Только это всё потонет в потоке критики.

Критикующих понять можно: они желают добра, хотят, чтобы и проект, и его автор стали лучше. И делают они это, как умеют. И слова подбирают, как умеют. Тем более что с точки зрения большинства из них, доброе слово надо ещё заслужить.

И если в случае на рисунке выше я и сам бы посоветовал «подобрать сопли», то в случае как на рисунке ниже, где «сопли подобраны», дискуссия в комментариях может скатиться на тему: «По фэн-шую ли загибать дорожки под прямым углом».

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 8

В глазах же автора выглядит это как обесценивание результата его трудов. Он кидается в комментарии, чтобы защитить своё детище, и лучше бы он этого не делал…

Есть мнение, что для сохранения душевного спокойствия публиковаться не следует. Мнение это – неверное: публиковаться по своим D.I.Y.- проектам не то что надо, а просто необходимо. Только тему нужно стараться раскрывать как можно полнее и писать понятным языком, чтобы вопросов в комментариях было поменьше. И в комментариях отвечать только на те вопросы, которые дополняют или раскрывают тему публикации. И отвечать чётко, конкретно, опираясь на факты.

Есть ещё одна причина публиковаться, и об этом – ниже.

▍ Угнать за 17 секунд

Защитить результаты D.I.Y.- проекта юридически очень трудно. Даже если защитить патентом полезную модель, что потребует времени и денег, надо потом как-то ещё обнаружить и доказать факт нелегального использования этой полезной модели злоумышленником…

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 9

На рисунке выше, как раз, изображён китайский «клон» трансивера mcHF (M0NKA). А сколько
«клонов» uSDX или «Малахитов» можно заказать через интернет…

Неприятно об этом писать, но в хоре критиков помимо «правдорубов» есть ещё и другой класс «улучшаторов»: они хотят, чтобы энтузиаст своим проектом решил их проблемы, причём, бесплатно. Критика у них более изощрённая, но она тоже основана на обесценивании, отчего не менее обидная.

Их «боевой заход» обычно начинается со слов: «Проект, конечно, интересный, но...» И далее следует изложение, что же автору нужно сделать такое, чтобы это «но» исчезло.

Есть нехитрый приём, действующий в этой ситуации безотказно: уточнить конечный результат предлагаемых доработок, выдержать паузу и спросить, какие конкретно ресурсы «улучшатор» готов выделить для достижения этого результата.

Обычно после этого вопроса горизонт становится чист, но бывает и так, что таким образом в проекте появляется соратник. В любом случае победа гарантирована.

Есть же и просто «угонщики». Едва публикация появляется в свободном доступе, повлиять на её дальнейшую судьбу автор уже не в силах. И ещё относительно неплохо, если её перепечатают без указания авторства. Ужасно, когда разработанную конструкцию начинают «улучшать» и вносят туда ошибки.

Так в чём же бонус? А в том, что публикация результатов D.I.Y.-проекта на популярном ресурсе хотя бы фиксирует авторское право на эти результаты. И это факт, на который можно ссылаться. Особенно, если заострять внимание на характерных особенностях публикуемого решения.

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 10

Например, в «Проекте «Селенит» одной из таких характерных особенностей является схема тактирования MCU от синтезатора Si5351A, который в свою очередь управляется микроконтроллером по шине I2C. Подробно это решение описано в публикации «Звуковая карта USB на STM32. Часть 1: Используем I2S-кодек».

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 11

Очень неприятно, когда решение «угоняют». Утешает то, что авторских прав это лишить не может. И что «угонщики» берут грех на душу, и жить с этим им…

▍ Простые правила

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 12

Для достижения успеха любительского проекта и минимизации потерь, как моральных, так и материальных, достаточно руководствоваться простыми правилами:

1. Не привлекать никакого внешнего финансирования до момента создания рабочего прототипа уникального продукта проекта.
2. Убедиться в технической возможности успешной реализации D.I.Y.-проекта ещё до принятия решения об открытии этого проекта.
3. Ставить перед собой реальные цели. Понимать, что на ранних стадиях ни сроки, ни бюджет D.I.Y.-проекта планированию не поддаются.
4. Помнить, что на ранних стадиях Ваш проект никому, кроме Вас, не интересен. Но это только до момента создания рабочего прототипа уникального продукта проекта.
5. Публиковать результаты D.I.Y.-проекта. При этом беречь нервы и отвечать только на конструктивную критику.
6. Не забывать, что на ранних стадиях любительский проект финансирует только семья энтузиаста отнятыми у неё временем и деньгами.

Главное, чтобы творчество приносило радость, результаты проекта вызывали гордость, а работа над проектом укрепляла отношения с родными и близкими.

▍ История «Проекта «Селенит» в публикациях

Эта публикация про проект – семнадцатая по порядку. Когда я её готовил, поймал себя на мысли, что леса за деревьями не видно, и не будет лишним собрать все события проекта в одно место. Иначе тот большой объём работ не оценить.

Проект официально был начат 01 января 2018 года. В течение первого года автор осознал, что подходы к управлению коммерческими проектами к проектам D.I.Y. не подходят, и когда были достигнуты успехи в реализации первых двух стадий MVP, поделился своими соображениями, как правильно организовать управление D.I.Y.-проектами.

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 13

На реализацию третьей стадии развития MVP у автора ушло ещё два долгих года. За это время проект был «поставлен на паузу» и снят с неё во времена самоизоляции.

Когда был получен очередной промежуточный результат, проект длился уже три года, и радости это уже не приносило. Нужно было «дожать» MVP, чтобы на этой ноте проект закрыть. Финальной точкой должна была стать публикация цикла про составное устройство USB.

Неожиданно для автора публикация имела резонанс. На этой волне были дополнительно опубликованы результаты разработки CAT-интерфейса, а работы по разработке SDR-радиостанции на основе MVP продолжены.

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 14

Во время подготовки публикации разработанное составное устройство USB удалось перенести с STM32F446ZET6 на очень бюджетный MCU STM32F411CEU6. Это придало решимости проект продолжить. Ещё через полтора года родился третий вариант платы трансивера Selenite.

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 15

В третьем варианте платы трансивера всё было прекрасно: компоновка, зональность, трассировка, гальваническая развязка. Вот только работала она так, что на частотах выше 15 МГц на панорамном индикаторе присутствовало какое-то непонятное месиво из «артефактов», порождённых электроникой на этой плате.

Устранить эту проблему «в лоб» никак не удавалось, поэтому после публикаций про звуковую карту USB на STM32 проект был второй раз «поставлен на паузу». Это высвободило время на ведение telegram-канала по менеджменту и позволило прийти в себя и собраться с мыслями.

Несколько месяцев ушло на то, чтобы собраться. Бросать проект на финишной прямой было совсем неловко. В этот раз уже «на паузу» был поставлен telegram-канал по менеджменту, а все силы брошены на «Проект «Селенит».

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 16

«Счастливой» оказалась шестая версия печатной платы. Разработанный и поставленный на производство радиоконструктор «Трансивер Selenite Lite» выпускается малой серией. Подробности в некоммерческом telegram-канале «Проект «Селенит».

Мораль сей басни такова: все трудности являются временными, и их можно преодолеть, не бойтесь их и никогда не сдавайтесь.

Методика D.I.Y. проекта. Стратегия выживания - 17

73! de RD9F

P.S. Мамонт на фотографии с гордостью демонстрируется в Музее Пермских древностей в городе, где всё реально

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻

Автор: Дмитрий Руднев

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js