Сертификация QA специалиста по ISTQB. Базовый уровень (CTFL)

в 11:57, , рубрики: istqb, qa, Блог компании Luxoft, методика, сертификация, тестирование, метки: , ,

Зачем нужна сертификация специалиста в области обеспечения качества программного обеспечения?
Главный ответ один — для подтверждения, что ваши знания соответствуют определённому уровню.
Всё остальное — это возможности, которые может реализовать специалист и компания, в которой он работает, после получения сертификата.

Существует несколько известных и авторитетных организаций, которые проводят сертификацию QA специалистов.
Подробнее о видах и различиях между схемами сертификации QA (IIST, CSTE, ISTQB и ISEB) можно посмотреть в [1]

Сертификация QA специалиста по ISTQB. Базовый уровень (CTFL)
ISTQB — самая известная и доступная из них на постсоветстком пространстве по ряду причин: более низкая цена, возможность очного проведения в стране проживания и отсутствие обязательных предварительных тренингов.

ISTQB имеет 3 уровня:

1. Базовый (Foundation — CTFL)

  • Foundation Level

2. Продвинутый (Advanced — CTAL)

  • Test Manager
  • Test Analyst
  • Technical Test Analyst

3. Эксперт (Expert — CTEL)

  • Improving Test Process
  • Test Management
  • Test Automation (в разработке, в настоящее время не доступен)
  • Security Testing (в разработке, в настоящее время не доступен)

Для сдачи экзамена базового уровня требований к опыту работы не предъявляется, экзамен продвинутого уровня требует практический опыт работы в качестве QA и наличие сертификата базового уровня, экзамен экспертного уровня — кроме наличия соответствующих сертификатов предыдущих уровней, требует не менее 5 лет опыта работы в качестве QA, из них — не менее 2 года по специализации, на которую сдается экзамен.

Многие моменты о ISTQB освещены на официальном сайте — istqb.org.

Если вы уже решили, что вам нужен ISTQB сертификат, то CTFL (Certified Tester Foundation Level) — это ваш первый шаг.

На постсоветском пространстве с определенной периодичностью (например, очень часто ISTQB сертификация проводится во время проведения SQA-Days, а также при наличии кворума может быть анонсирована одним из местных QA-клубов) проводятся очные сертификации.

Подготовка у экзамену

Подготовка к экзамену — самая ответственная часть. Хорошо подготовившись, вы сдадите экзамен хорошо и получите сертификат.

Главный источник информации, который должен быть обязательно прочитан, а для успешной сдачи экзамена — выучен и понят — это Foundation Level Syllabus.
На офсайте, в разделе «Downloads», доступен англоязычный вариант конспекта. Перевод на русский доступен на сайте rstqb, в разделе «Материалы».

Само название «конспект» говорит о том, что нужная информация предоставлена в очень сжатом виде. Для лучшего понимания (особенно, нового) дополнительные материалы по изучаемой теме нужно будет искать в поисковой системе. Можно использовать т.н. FlashCards

Ещё — есть книги, «заточенные» для сдачи экзамена, и в которых изучаемые темы освещены более подробно:
Foundations of Software Testing: ISTQB Certification by Rex Black, Dorothy Graham, Erik Van Veenendaal
Software Testing: An ISTQB-ISEB Foundation Guide by Peter Morgan, Angelina Samaroo and Brian Hambling
ISTQB Foundation Exam Preparation Guide — Rex Black
Если есть возможность и желание, хорошо использовать и их.

Неотъемлемым дополнением к конспекту является ISTQB Glossary of Testing Terms — глоссарий терминов, которые встречаются в тексте конспекта.
Глоссарий, точно так же, как и сам конспект, обязателен к прочтению: на экзамене встречаются вопросы, для ответа на которые необходимо знать точное толкование того или иного термина.

Также, для подготовки к экзамену проводятся авторизированные тренинги, которые позволяют сэкономить время подготовки к экзамену, но такие тренинги стоят дополнительных денег (около 300 евро), а также не во всех странах есть авторизированные тренеры.

Сам изучаемый материал состоит из 6 основных разделов:

  1. Основы тестирования.
    В этом разделе изучаются основы тестирования. Здесь объясняется, что такое тестирование и почему оно необходимо, к чему может привести наличие дефектов в ПО, рассказывается о целях тестирования на разных стадиях жизненного цикла ПО. Приводятся 7 принципов тестирования, отдельная глава посвящена психологии тестирования и кодексу этики тестировщика.
  2. Место тестирования в жизненном цикле разработки ПО.
    В этом разделе рассказывается о моделях разработки ПО (V-модель, итеративно-инкрементные модели), об основных уровнях тестирования и их взаимосвязи (компонентное, интеграционное, системное и приёмочное тестирование), о типах тестирования (функциональное/нефункциональное, структурное, подтверждающее и регрессионное тестирование), об особенностях тестирования в период сопровождения.
  3. Статические методы тестирования.
    В разделе рассказывается о методах статического тестирования:
    — рецензирование, здесь рассказывается о типах рецензирования (неформальное, сквозной контроль, технический анализ, инспекция), о ролях и обязанностях — применительно к каждому типу, о факторах успешного проведения рецензирования;
    — статический анализ с помощью инструментальных средств.
  4. Методы проектирования тестов.
    Рассказывается о процессе разработки тестов основанных на спецификациях (это методы "чёрного ящика", сюда входят эквивалентное разбиение, анализ граничных значений, тестирование таблицы решений и таблицы переходов, тестирование по сценариям использования), на структуре (это методы "белого ящика", сюда входит тестирование операторов и покрытия, тестирование альтернатив и покрытия, а также другие методы, которые основаны на структуре ПО) и на основе опыта. Объясняется, как происходит выбор методов тестирования.
  5. Управление тестированием.
    Рассказывается об организации процесса тестирования и почему важна независимость тестирования, о задачах руководителя тестирования и обычного тестировщика, о планировании тестирования (критерии входа/выхода, оценка трудозатрат тестирования), о мониторинге прогресса и контролировании тестирования, об управлении конфигурацией/версиями, о возможных рисках тестирования (риски проекта, риски продукта), об управлении инцидентами.
  6. Инструментальные средства поддержки тестирования.
    В этом разделе рассказывается о типах инструментов, применяющихся в процессе тестирования, их классификация (инструменты для управления тестированием и тестами: инструменты управления тестированием и требованиями, средства управления конфигурацией; инструменты статического тестирования: инструменты рецензирования, статического анализа, моделирования; инструменты для работы с тестовыми спецификациями: инструменты проектирования тестов, подготовки тестовых данных; инструменты выполнения тестов и протоколирования: инструменты выполнения тестов, интегрированной среды модульного тестирования, тестовые компараторы, инструменты измерения покрытия и тестирования безопасности; инструменты для тестирования производительности и мониторинга: инструменты для тестирования производительности, нагрузочного/стресс-тестирования и мониторинга; инструменты оценки качества данных). Далее идет речь об эффективности использования инструментальных средств, о возможных выгодах и рисках, об основных принципах внедрения новых инструментов тестирования в организации.

В начале каждого раздела указываются термины, которые будут изучаться, и толкование которых необходимо знать (значение каждого используемого термина можно найти в глоссарии). Советую также ответственно подходить к изучению терминов: например, на экзамене может быть вопрос, где будет предложено указать разницу между дефектом (defect), недочётом (fault), помехой (bug) и ошибкой (error), просчётом (mistake).

В Интернете можно найти пробные варианты экзаменационных вопросов (например, по запросам «ISTQB Sample Question», «Foundation Level PRACTICE EXAM») — помогают оценить свои силы после основной подготовки, но вопросы на экзамене будут сложней. Уровень вопросов на пробном и реальном экзамене очень хорошо иллюстрирует картинка:
Сертификация QA специалиста по ISTQB. Базовый уровень (CTFL)
Кроме того, не следует забывать, что пробные вопросы-ответы в Интернете могут содержать ошибки.

Сдача экзамена

Экзамен уровня CTFL можно сдавать не только на английском, но и на любом доступном национальном языке (русский язык присутствует в списке доступных языков), однако координаторы настойчиво не советуют сдавать экзамен на русском. С чем это связано, отчасти, стало ясно потом — я, как истинный QA, решил протестировать сдачу экзамена на русском (несмотря на то, что для меня большой разницы в языке «английский-русский» для сдачи экзамена нет). На экзамене присутствовал представитель организации из Германии, он лично вручил мой вариант экзаменационных вопросов и пожал руку (я оказался единственным, кто выбрал сдачу экзамена не на английском). Собственно, минусы сдачи экзамена не на английском:

  • время экзамена сокращено и равно 1 часу (для сдающих экзамен на английском — 75 минут);
  • объективно, вопросы сложней и отличаются от вопросов в английской версии, где набор вопросов был одинаков (выяснилось после общения с коллегами, сдававшими экзамен на английском);
  • дополнительная сложность — нужно знать точное соответствие английских терминов их русским аналогам, причём точный перевод не всегда возможен.

В информационной рассылке от координаторов экзамена также указывалось, что допустимо иметь на экзамене БУМАЖНЫЙ русско-английско-русский словарь, но на самом деле, когда одна из девушек попыталась воспользоваться им, присутствующий на экзамене глава экзаменационной комиссии попросил убрать его.

Экзамен содержит 40 вопросов, распечатанных на листах формата A4, каждый из которых имеет 4 варианта ответов, из которых нужно выбрать только один правильный.
Для успешной сдачи экзамена необходимо правильно ответить не менее, чем на 26 вопросов.

Требования на экзамене стандартные: исправления не засчитываются, нельзя заполнять карандашом и пытаться списывать у соседа. Во время экзамена нельзя выходить (поэтому, планируйте справление естественных надобностей заранее). И еще, возьмите с собой документ, удостоверяющий личность, и ручку.

Результат

Ориентировочно, результат будет известен через неделю после сдачи экзамена; он отсылается электронной почтой на тот адрес, который вы указывали ранее.

В случае успешной сдачи, текст будет примерно такой:

Congratulations!
Dear %USERNAME%,
You have successfully passed the examination to ISTQB® Certified Tester, Foundation Level.
You scored x out of y possible credits.
This equals z%.

Далее говорится, что сертификат для %USERNAME% будет выпущен и отправлен обычной почтой в течении четырёх недель с момента сдачи/оплаты экзамена.

Примера письма о непройденной сертификации, у меня, к сожалению, нет.

Что же касается получения заслуженного сертификата в течении месяца, то здесь тоже есть свои нюансы: коллега, с которым мы вместе сдавали экзамен, получил сертификат примерно через 3 недели после сдачи экзамена (в качества адреса доставки был указан г. Киев, Украина), я же свой сертификат не получил до сих пор, хотя с момента сдачи прошло чуть менее, чем 2 месяца (у меня в качестве адреса доставки был указан один из городов в Луганской области, Украина). Вполне вероятно, что красивый и большой (А4) конверт с надписями на иностранном языке был просто украден на нашей почте, ведь сертификат отправляется обычным, а не заказным письмом.

За дополнительную плату в 60 евро предлагают ознакомиться с теми вопросами, на которые вы ответили неправильно, но только в течение 30 дней после экзамена и лично в офисе компании (в Германии).

Если же вы получили сертификат, то еще одна хорошая новость: сертификат действителен в течении всей вашей жизни.

И ещё одна хорошая новость — сертифицированные специалисты у нас, в Luxoft, тоже ценятся.

Некоторые ссылки

[1]. Сертификация QA — Сергей Ревко и Сертификация QA — Анна Шеретова (презентации на 90% идентичны — кто у кого скопипастил — неизвестно)
[2]. Сертификация ISTQB. За и против — Виктория Птицына
[3]. ISTQB Flashcards
[4]. Материалы по тестированию в Википедии

Автор: Sysman

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js