Интернет-бизнес в России: можно ли, нужно ли, нежно ли

в 15:35, , рубрики: Блог компании Roem.ru, Исследования и прогнозы в IT, стартапы, фрии, метки: ,

Привет.
Редакция Роем вместе с Фондом ФРИИ давеча озаботились волнующими многих вопросами: нужно ли делать свой интернет-проект (если очень хочется), где его, собственно, делать, и вообще кто виноват и как дальше жить. Серию публикаций мы открыли статьёй на нашем сайте, а на Хабр решили выложить прямую речь — редакционный взгляд это хорошо, но детали есть детали. Мы задали пять простых вопросов разным известным сетевым деятелям, журналистам и другим дружелюбным профессионалам: от Павла Дурова до Аркадия Морейниса. Мнения публикуем без купюр. И их действительно много.
image

Вопросы мы задавали такие:

1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

Аркадий Морейнис, инвестор, Главстарт
1. В России не хватает людей, которые понимают, что стартап – это такое наивное название для нового бизнеса. И которые понимают, что в бизнесе надо зарабатывать деньги, а не надеяться на доброго дядю инвестора, который будет лить деньги на удовлетворение молодого любопытства.

2. Гипотез по поводу трендов не строю. Обычно выстреливает то, предположений о чем аналитики даже и не высказывали.

3. Стартап обычно делается не одним человеком, а командой. Одна из формул в течение долгого времени была: hacker + hustler, сейчас ее все чаще заменяют формулой: hacker, hustler and designer.

4. Мне кажется, что география – Москва или регионы – большой роли не играет. Это настолько незаметный параметр на фоне всех остальных более важных вещей для стартапа.

5. Простите, но 5 лет назад ничего прямо такого в России не появилось, про что я бы сказал – «ах».

Дмитрий Фалалеев, главный редактор Firrma.ru
1. Предпринимательской и инвесторской культуры, банального опыта с обеих сторон.

2. Возможно, наконец будет иметь смысл делать сервисы по знакомству инвесторов и предпринимателей (сейчас рано, имхо). Какие-то ассоциации для менторов, ангелов.

3. Я думаю, предпринимателем или бизнесменом.

4. Очень общий вопрос, тяжело отвечать. но наверное в Мск, здесь больше денег и понятнее, как их достать.

5. Опять же зависит от целей — если тупо и быстро откэшиться одно, если поучаствовать в создании красивой из молодых в Ecwid, наверное (он вроде уже был). а так вложился бы в Parallels, Yandex, Qiwi.

Сергей Шалаев, основатель Surfingbird.ru
1. Не хватает желания осознать, что мы не так у*бищны, как все привыкли вокруг говорить. Нужно что бы каждый понимал, что «наши иконы самые красивые».
2. 
В рекомендательных. МАШИНЛЕРНИНГ ОЛОЛО.
3. Стартапер должен быть человеком оркестром. Стартапер — мультиклассовый персонаж.
4. В Москве надо делать хедофис, в регионах разный стаф. Хотя я мечтаю, что она сгорит уже нахер, и мы переселимся в какой нибудь Краснодар (или Крым, пусть вернум нам Крым да) и дико угорим по хорошей погоде, морю и крымским винам.
5. В Одноклассники.

Алёна Владимирская, хедхантер, владелец Pruffi
1. Компетенций. Всеобщих. И инвесторов, и стартаперов, и государства, которое, хотелось бы, чтобы реально поддерживало малый бизнес (чем по сути и является старатап).
2. Big data; Все, что связано с пищевыми вкусовыми добавками; онлайн образование; робототехника; все, что связано с геномом и все, что связано с продлением жизни человека.
3. Стартапер должен быть просто компетентным в той сфере, на какой специализируется стартап. И должен быть умным руководителем и наемщиком людей.
4. Если Долина — регион, то в Долине. А так, конечно, в крупных городах России, где есть хоть минимальная инфраструктура для стартапов — от рынка труда до коворкингов и мероприятий, где стартап может показать свой продукт менторам и инвесторам.
5. В Game Insight (но никто бы не дал, конечно); в LinguaLeo, но при условии возможности влиять на операционную деятельность. О, еще — вдогонку — я бы вложилась в Coub обязательно!

Никита Лихачёв, основатель TwiJournal
1. В России не хватает людей в слое образованных интернет-предпринимателей и разработчиков, а деньги на старт лежат в основном у тех, кто не верит, что в интернете их можно отбить в сложных стартапах. Большинство всё ещё делают e-commerce, потому что он понятный и быстро отбивается.
2. Понятия не имею. Знаю только, что на мобильном направлении будет уже дофига всего. Очки, часы, камеры, роботы — для них нужны будут приложения.
3. Стартапер никем быть не должен. Если есть только программист, он будет думать о фичах и пользователях. Если маркетолог — как срубить бабла и на ком. Обе сущности должны либо элегантно сочетаться, либо быть в двух разных людях.
4. Судя по главному стартапу страны, в Питере.
5. Пять лет назад я бы смог вложить, наверное, рублей пятьсот. Значит, в Футубру.

Роберто Панчвидзе, основатель МДК
1. Во первых открытости, многие стартаперы если и хотят взять денег, то не знают где их взять. Фонды не слишком публичны, что вызывает определенные подозрения у юных предпринимателей. Нужно стимулировать позитивную политику.
Во-вторых, не хватает менторов с опытом уже готовых проектов, большое недоверие к акселератору. Нужно чаще знакомить стартаперов проходящих первые этапы с такими же молодыми людьми, положительный опыт.
2. Если бы я и знал, то точно бы не сказал.
3. Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Все зависит от человеческих качеств, я всегда считал что удачный стартап — это продукт работы команды, где маркетолог и программист работают в одной связке.
4. Не важно. Впрочем если вы до сих пор не знаете для кого делает свой проект, то лучше менять обстановку и людей.
5. Whatsapp, Coub, Snapchat.

Илья Дронов, главный по Livejournal Russia
1. В России нет инфраструктуры для того, чтобы их (стартапы) запускать. За рубежом далеко не только Интернет-стартапы сейчас активно «выстреливают» – и почти всегда они создаются молодыми ребятами с горящими глазами – пусть и в гаражах, но у этих ребят все доступно: сегодня какие-то нужные детали заказал, завтра их привезут, да и стоят эти детали три копейки, а тестовые наборы и вовсе бесплатны. В России такого нет. В нашей стране не хватает базовых вещей, которыми можно пользоваться — и это применимо не только к Интернету. Да и потом, даже если что-то придумал дельное — этому дай, тому дай, здесь сертификат получи — просто так ничего не запустишь.
2. Думаю, прежде всего мобильные, медицина, биология, сельское хозяйство, различные сервисные составляющие – интернет-рестораны и прочее. Механики меняются, мир меняется, появилось столько возможностей, которых раньше не было, и из-за этого люди начинают больше фантазировать.
3. И тем, и другим. В России люди злые, часто хотят быстрых денег, культуры по взаимодействию сильно не хватает. Нельзя дать однозначный ответ — ни маркетолог, ни программист в одиночку не справится 100%, надо шире смотреть.
4. Эффективнее, конечно, в Москве — здесь можно встретиться с разными людьми, пообщаешься лично, наладить контакты, которые позволят быстрее выстрелить. В регионах, правда, проще найти людей на своей волне, люди там «не избалованы» Москвой и шальными деньгами.
5. Почти все проекты последних лет — калька с успешных, зарубежных или наших. Я знаю много русских людей, которые запускают проекты за границей — вот в них я бы вкладывался не просто чтобы отбить инвестиции, а потому, что они делают интересный продукт.

Влад Ситников, управляющий HungryBoys
1. Все есть. Не хватает толковых и пробивных людей. Не хватает воли. Поколение какое-то странное, оно ждет что денежка сама откуда-то появится. Придумал — денежка кап. Сколотил команду — абы какую — денежка — кап… Смешно. Те, кто работает и верит в свою идею — всего
добиваются.
2. Все что будет помогать и облегчать жизнь людей. Будут востребованы СЕРВИСЫ. Уменьшение размера чипов приведет к тому, что электороника
будет везде. Дальше вопрос, как это поможет людям с их ленью. Все, что будет помогать людям лениться — все будет популярно. Хлеба и зрелищ — все давно уже изобрели. Люди сыты, осталость им дать больше времени на развлечения.
3. Стартапер должен быть образованным. А в какой специальности больше — все равно. Идею может придумать любой, найти команду — любой. А вот реализовать ее и довести до ума — не каждый. Далеко не каждый.
4. Делать нужно там, где тебе комфортно жить. Любой стартап — это выбор дела на всю жизнь. Скорее всего. Или на большую часть жизни. И если ты не живешь там, где тебе комфортно, то и проект твой будет — угрюмый, унылый, не интересный. И дело не в количестве денег и зарплатах, а в
удовольствии и удовлетворении от того, что ты делаешь.
5. В свое рекламное агентство. Инвестировать нужно в то дело, которым занимаешься сам.

Николай Кононов, главный редактор Hopes&Fears
1. Смотря от какого Запада. Смотря каких стартапов. В целом — уверенности, что возможно вести бизнес в белую, без угрозы быть втянутыми в коррупционную историю или вообще остаться без компании. Менторов и инвесторов уровня Грэма, мощных университетов и научных центров.
2. Ну у вас и вопросы. Те же, что несколько последних веков. Коммуникации, торговля, медицина, уменьшение времени доступна к информации по всем мыслимым поводам и улучшение качества этой информации.
3. В нормальной команде равновесие — программисты, продуктологи и маркетологи.
4. Зависит от продукта или сервиса. В регионах ниже почти все издержки, но есть рынки, на которых лучше стартовать в Москве. Те же медиа.
5. LookAtMе. Кроме шуток.

Евгений Гордеев, инвестор, наиболее активно занимается Pluso.ru
1. В первую очередь не хватает быстрых посевных инвестиций. То есть сумм до $1 миллиона и заключаемых в течение 2-4 недель сделок. Молодые растущие компании тяжело переживают любое снижение или затягивание финансирования.
2. Электронная коммерция — это направление №1. Реклама, генераторы контента, банковские услуги, бизнес-сервисы между людьми (записаться к доктору или репетитору) и так далее.
3. Идеальная команда — продуктолог, маркетолог и программист. Всегда нужен человек, который понимает, каким должен быть конечный продукт. Этот продукт должен быть не просто классным, но еще и занять свое место на рынке и получить достойное продвижение. И, конечно же, кто-то должен продукт разработать.
4. Москва остается центром — тут люди, деньги и общее понимание, как будет развиваться рынок.
5. ЕЯ бы быстро вложился и вышел их игр. Это был абсолютный хит, но очень быстро прошел. Из долгосрочных проектов — нишевые электронные магазины — там очень хорошая маржинальность. Рекламные проекты тоже наращивают обороты. Остальное все очень субъективно, и зависит от специализации инвестора.

Руслан Фазылов, Ecwid
1. Первое: системы права базированного на английском Common Law — оно наиболее гибко приспосабливается к быстрым изменениям в технологиях и обществе. Второе: уважения к правам и свободам человека — яркие люди предпочитают жить в свободных странах. Третье: работающей почты.
2. Сервисы на стыке между электронной и оффлайновой коммерцией; Все что связано с мобильной коммерцией; Краудсорсинг.
… и все-все-все, нельзя же ответить на вопрос «что будут покупать в ближайшие 2 года» — много что будут.
3. Стартапер прежде всего должен быть HR'ом.
4. Это зависит от того, где клиенты и какие нужны сотрудники. Если клиенты не в Москве, и если нужные сотрудники есть в регионе, то эффективнее стартовать в регионе.
5. В Ecwid.

Сергей Плутогаренко, Российская Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК)
1. Того, что еще называют «благоприятная деловая среда». Слишком много бюрократии, слишком много бумажек, высокие налоги, недостаток кадров (и плохая образовательная и миграционная система, которые могли бы этот недостаток исправить). Наконец, катастрофически не хватает комфортных мест для жилья, которые бы могли привлечь образованную молодежь, — то, с чего зародилась Долина.
2. Сложно загадывать, но понятно, что всеобщая орицентация на мобильные устройства и облачные сервисы никуда не денеться, другое дело, что прибретать аудиторию и клиентов станет куда сложнее. Во многом поэтому западе сейчас с точки зрения инвесторов наиболее перспективными считают стартапы корпоративной направленности. Чем дальше, тем больше будет появлятся компаний, работающих на стыке офлайна и онлайна, но уже не только в электронной коммерции или рекламе, как сейчас, но в транспорте, медицине и биотехнологиях, инженерном деле.
3. Почти все известные основатели интернет-компаний — программисты. Известный инвестор Пол Грэм писал, что плохие программисты убивают стратапы, а единственный способ найти хороших — быть им самим.
4. Зависит от того, какой стартап вы делаете. В Москве легче доступ к инфраструктуре стартапов, инвесторам, в регионах — меньше издержки. Идельный город для стартапов должен быть кофмортным для житья, недорогим, с хорошими университетами, доступом к инвестициям Так что у регионов есть все шансы обогнать в этом Москву, у той же Казани или Новосибирска.
5. В любую из компаний, который за это время вышли на IPO. Сейчас по рыночным результатам очень привлекательно выглядит Qiwi.

Антон Мажирин, Free-lance.ru
1. По-моему у нас тоже стартапы не плохо развиваются. Но, конечно же не хватает питательной среды в виде Силиконовой долины и развитого инвестиционного рынка.
А еще не хватает масштабного мышления. Почему-то российские стартаперы очень часто запускают стартапы только для российского рынка.
2. Направление изменится с он-лайн в офф-лайн, на офф-лайн в онлайн. Интернет оцифровывает реальность и настало время оцифровывать ее со стороны самой реальности. Например в сетевых магазинах существует огромный трафик, который никак не используется. Открываются и закрываются двери, люби проходят через турникеты и т.д. Почему действия с реальным физическим миром до сих пор никак не оцифрованы?
3. Он должен быть изобретателем. И должен гореть идеей. Он должен быть готов пожертвовать очень многим ради ее воплощения.
4. В Москве, потому что здесь друге коллективное сознание. Здесь хочется работать и в голову приходят другого рода мысли.
В этом плане в Силиконовой долине качество коллективного поля на порядок креативнее.
5. Вконтакте и Яндекс.

Александр Чернявский, Медиург
1. Если честно, не могу ответить, но я думаю, российское законодательство во многом может помешать многим стартапам.
2. Мобильные приложения, либо сервисы, которые будут выдавать пользователю информацию, на основе его поведение в интернете, а с приходом Google Glass, я думаю и поведение в реальной жизни можно будет учитывать.
3. Идеально если и то и то, что бы он мог предоставить готовый прототип инвесторам, и при том грамотно про него рассказать. Хотя команда из маркетолога и программиста будет тоже очень хороша в данной ситуации.
4.Смотря на что направлен стартап. В регионе больше идей, особенно в глубинках.
5. Не могу ответить честно, в силу слишком сильного личного положительного отношения к Одноклассникам :)

Павел Дуров, филолог
1. Для развития любого бизнеса нужны постоянные правила игры, прозрачные суды и гарантии прав собственности.
2. В любых, вокруг масса плохо решаемых задач.
3. Программистом, который решает актуальную проблему.
4. Если бизнес связан с торговлей, то в Москве.
5. Ни в какой.

Вот такие пироги. Каждый, кто осилил эту стену, сделал маленький шаг на пути к просветлению. А дальше уже вы сами вольны решать: что делать, где делать, что делать и для кого.
Хорошей рабочей недели всем!

Автор: Teodorix

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js