Автопробег и тестирование сервисов

в 11:44, , рубрики: Блог компании Yota, мобильный оператор, тестирование, эхо москвы, метки: , ,

Автопробег и тестирование сервисов

Yota активно готовится к полномасштабному запуску в широкую коммерческую эксплуатацию в качестве мобильного оператора. Услуги голосовой связи Yota уже доступны по всей стране в режиме ограниченной коммерческой эксплуатации – и в рамках этого тестирования наши сотрудники и ограниченное количество абонентов проверяют конфигурации элементов сети в разных регионах, а также корректную работу предоставляемых сервисов Yota.

Автопробег и тестирование сервисов

Радиостанция «Эхо Москвы» первой приняла участие в тестировании нового федерального мобильного оператора Yota в рамках автомобильного пробега «Дорожные истории». Группа известных журналистов и радиоведущих отправилась на автомобиле по девяти городам по маршруту Москва — Казань — Киров — Пермь — Екатеринбург — Уфа — Оренбург — Самара — Саратов — Москва, в ходе пробега был запланировал ряд встреч со слушателями «Эха Москвы» из городов вещания радио. Мы обеспечили всех участников смартфонами Google Nexus 5 с уникальными SIM-картами Yota, и они регулярно давали обратную связь.

Автопробег и тестирование сервисов

Ниже рассказ о том, как проходило многодневное тестирование и с какими сложностями и техническими особенностями столкнулись специалисты Yota.

Автопробег и тестирование сервисов

Случай на границе

Автопробег и тестирование сервисов

В ходе поездки журналисты регулярно писали в социальных сетях путевые заметки с хэштегами #echoroad и #yotamobile, выкладывали фотографии. Единственным каналом связи для этих целей был мобильный интернет. Экспедиция стартовала из Москвы, поначалу никаких сложностей не наблюдалось, но на границе Кировской области и Татарстана мобильный интернет пропал. Поскольку нам не удалось диагностировать проблему дистанционно и не хотелось отвлекать журналистов от их непосредственной работы, было решено отправить группу технических специалистов из Cанкт-Петербурга в помощь. Заодно они должны были проводить тщательную проверку работы сервисов на протяжении остального маршрута, тем самым ускорив плановое тестирование в этих регионах. Буквально за сутки были организованы два экипажа, которые присоединились для тестирования и сопровождения автопробега «Эха Москвы». Один экипаж прибыл в Пермь, второй – в Екатеринбург, следующий город по маршруту следования.

Автопробег и тестирование сервисов

Причина неполадок выяснилась на месте — оказалось, что в пакетной сети (PS-домене) не был прописан анализ диапазона SIM-карт Yota. После того, как диапазон IMSI Yota был прописан в PS-домене Уральского филиала сети «МегаФон», мобильный интернет снова заработал.

Техническая справка: при подключении мобильного телефона к сотовой сети на уровне базовой станции происходит его регистрация в двух сетях: CS-домене (Circuit switch, голосовая связь) и PS-домене (Packet switch, передача данных). Это необходимо для осуществления голосовых вызовов и передачи данных. И в обоих доменах необходимо прописывать анализ диапазона IMSI каждого мобильного оператора.

Журналисты регулярно присылали нам результаты измерений скорости мобильного интернета — и за исключением описанного случая, он присутствовал на всём протяжении маршрута, без каких-то ярко выраженных всплесков.

От заката до рассвета

Автопробег и тестирование сервисов

С точки зрения большинства людей, стать мобильным оператором довольно просто, только дорого. Достаточно протянуть побольше кабеля, установить почаще базовые станции. На самом деле, это сложный комплексный процесс, и он зависит не только от действий и усилий Yota. Существует ряд задач, которые должны решаться со стороны других игроков на телеком-рынке. Из-за большого количества различных операторов непросто контролировать действия каждого партнёра.

Техническая справка: как новый оператор Yota обладает собственной номерной базой. Для обеспечения корректной работы наших сервисов, другие операторы мобильной и стационарной связи должны корректно прописать маршрутизацию вызовов. Если оператор «А» не делает это в отношении номерной базы оператора «Б», то таким образом он ухудшает сервис для собственных абонентов. Потому что они не смогут совершать и принимать вызовы от абонентов оператора «Б».

Номерная база каждого оператора ограничена выделенными для него DEF-кодами(трёхзначное число, идущее после кода страны (+7 ххх ***-**-**). У многих операторов DEF-код привязан к конкретному региону. Однако у мобильных операторов один и тот же DEF-код используется в разных регионах.

Между телеком-операторами организуются точки голосовых присоединений. Через эти интерфейсы настраивается маршрутизация голосовых вызовов. И перед Yota стоит очень трудоёмкая задача согласования прописки маршрутизации с большим количеством телеком-операторов по всей стране.

Вскоре после старта экспедиции журналисты «Эха Москвы» обнаружили, что некоторые стационарные номера вызывающих абонентов определялись некорректно с 22 до 10 часов. То есть вместо московского номера радиостудии, с которого звонили их коллеги, периодически определялись другие номера.

Выяснилось, что это проблема на стороне провайдера стационарной связи, с которым работает московская радиостанция. В его настройках маршрутизации DEF-код Yota ошибочно определялся как принадлежащий Санкт-Петербургу. В ночное время междугородний вызов подключался через альтернативного санкт-петербургского провайдера, что приводило к неправильному определению вызывающего номера. Маршрутизация была ими быстро исправлена, после чего номера вызывающих абонентов стали определяться корректно.

Упреждающее исправление

Автопробег и тестирование сервисов

Техническая справка: сети 2G/3G состоят из CS-домена и PS-домена. Сеть LTE (4G) состоит только из PS-домена, то есть используется исключительно для передачи данных. На текущий момент в России голосовая связь в рамках LTE-сетей (VoLTE, Voice over LTE) не сертифицирована со стороны государственных структур. Поэтому используется переходная технология CSFB (Circuit switch fall back). Чтобы абонент, находящийся в сети LTE, мог совершать/принимать голосовые вызовы, осуществляется переключение в сеть 2G/3G, и обратно. Процедура, когда абонент с приоритетом зарегистрирован в сети 4G, но при этом система может переключить его в 2G/3G, называется combined attach (комбинированная регистрация). Это одна из составляющих CSFB.

Лишь однажды на протяжении двух недель один из экипажей, тестировавших связь, столкнулся с некорректной работой в сети 4G в Уфе. Специалистами Yota были проанализированы трейсы между MME и MSC (обмен сигнальными сообщениями между элементами сетей 4G и 2G/3G). Выяснилось, что процедура CSFB была настроена некорректно, происходил сбой combined attach. То есть абонент регистрировался в сети 4G, но не происходило его привязки к CS-домену в 2G/3G. Благодаря слаженной работе специалистов Yota и «МегаФона» удалось очень быстро устранить этот сбой. Поэтому журналисты «Эха Москвы» с ним даже не столкнулись.

Это ещё один пример того, какую сложную и уникальную для российского телеком-рынка задачу решает Yota, разворачивая полноценный MVNO по всей территории России. Ведь в качестве сети 4G Yota использует собственный выделенный сегмент под своим операторским именем, а сети 2G/3G предоставлены «МегаФоном». То есть все Yota-устройства одновременно функционируют в двух разных операторских сетях. Это нетипичная схема реализации сервиса. Таких сетей в мире сейчас менее пяти. И Yota приходится преодолевать много организационных и технических сложностей для обеспечения качественной и бесперебойной работы своих сервисов.

Автопробег и тестирование сервисов

Заключение

Специалисты Yota вернулись домой в Санкт-Петербург, а журналисты — в Москву, где мы их встретили вместе с коллегами. Благодаря автопробегу Yota провела очень важное пользовательское тестирование своих сервисов. Благодаря слаженной работе всех участников тестирования, были обнаружены и устранены недостатки, которые могли повлиять на абонентов. Мы дополнительно убедились, что Yota готова к запуску в широкую коммерческую эксплуатацию.

Автопробег и тестирование сервисов

Автопробег и тестирование сервисов

Подготовка к запуску в широкую коммерческую эксплуатацию сильно осложняется уникальностью случая — Yota впервые в России строит федеральное сотовое покрытие с безроуминговым пространством на базе объединенных сетей «Скартела» и «МегаФона». Ни один игрок на российском телеком-рынке ещё не решал такую задачу. Поэтому Yota использует любую возможность, чтобы оценить качество связи для своих пользователей.

Приглашаем всех заинтересованных журналистов и блогеров принять участие в совместном тестировании услуг мобильного оператора Yota. Вопросы и предложения по проведению тестирования отправляйте на press@yotateam.com. Летом 2014 года начнётся выдача SIM-карт:

• пользователям, разместившим заказ через на сайте и через Android-приложение
• журналистам и блогерам.

Несколько позже пройдёт пресс-мероприятие по поводу запуска оператора Yota в широкую коммерческую эксплуатацию.

Автор: Yota4All

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js