Лайкдилеры

в 19:49, , рубрики: Карьера в IT-индустрии, управление персоналом, черт знает что

Недавно закончилась цепь увольнений. Один ушёл, второй, третий... На прощальном интервью все назвали разные причины. Зная историю появления, развития, восхождения этих людей на пьедестал, легко увидеть - причина одна. Кто-то подсадил ребят на лайки за вполне определённое поведение, подходы, ценности и результат, а потом... Стоп, начну издалека - с негативной мотивации. С дизлайков.

Негативная мотивация крайне важна. Правда, инструмент опасный, и применять надо осторожно. И, к сожалению, придётся учитывать личность мотивируемого.

Важен баланс позитивной и негативной мотивации. Скорее даже не количественный, а частотный – как часто позитивная сменяется негативной.

Если долго применять только позитивную мотивацию, то потом сложно вставить негативную, потому что человек подсаживается на лайки и негатив примет слишком близко к сердцу, спроецирует на свою личность. И сделает это бессознательно.

Поэтому лучше разбавлять позитивную мотивацию негативной. Разумеется, и та, и другая должны быть качественными и содержательными. Вы же наверняка читали книги и советы по позитивной мотивации – нужно не просто лайкнуть человека, а найти в его работе то, что действительно стоит похвалить, чем он гордится, к чему приложил особенные усилия.

С негативной мотивацией – точно так же. Просто полить говном несложно – у нас у всех оно под горлом булькает, только разреши на другого вывалить. А вот чтобы найти предмет для качественной и содержательной критики, придётся понаблюдать и подумать. Чтобы и по делу было, и, главное, в сердце било. Иначе же не будет мотивировать.

Если сильно хочется, можно применять только негативную мотивацию. Я пробовал, работает, никто никуда не разбегается и слёз не льёт. Просто негативная мотивация перестаёт восприниматься как негативная, и становится нейтральной. Иногда даже позитивной – если сумеете продать мотивацию, т.е. объяснить, что поливаете говном каждый день не просто так, а для реализации высшего замысла. Верят, слушают. Не всегда, не во всём, но в целом – можно.

В этом случае позитивная мотивация будет, как мороженое в пустыне. Раз в месяц можно лайкнуть – всю жизнь помнить будет.

Если запустили, забыли, и долго была или позитивная мотивация или, что чаще – никакой, то делать негативную вставку, во-первых, очень надо, во-вторых – нужно быть аккуратным. Подготовиться, чтобы не разбить человеку сердце. Не просто вылить ушат дерьма, а предварительно подготовить.

Например, если вы выбрали предмет для своего недовольства, можно попросить человека этот предмет проанализировать, оценить, дать заключение. Ну типа «сам что думаешь по этому поводу?». И когда он скажет «да вроде нормально» - ввернуть своё «а вот мне кажется, …». Ну и по спирали раскрутить.

Люди, которым недостаёт качественной и содержательной негативной мотивации, очень быстро превращаются в хрупких принцесс, с которыми придётся возиться, тщательно подбирая слова, методы и подходы. Для приличного руководителя такие сотрудники – дичайшая дичь.

Но самое поганое – такие люди сами страдают, хоть никогда в этом и не признаются, даже сами себе. Они – как капризные дети, которые уже не знают, чего хотеть. Они не могут просто работать и решать задачи. Они ждут, а то и требуют обязательного лайка. Нарываются на комплименты, всем рассказывают о своих результатах. Ходят, как зомби-попрошайки, вымаливая себе лайк. И капризность – ещё не самое страшное.

Намного ужаснее – зависимость от лайков, которая формируются у людей, получающих их по поводу и без повода. Это самая настоящая аддикция, которую человек не осознаёт, не видит, не понимает, но зависимость тлеет, а то и горит изнутри. И, к сожалению, как и любая зависимость, лайк-аддикция создаёт мощный канал, крючок для манипуляции.

Теперь внимание, опасная часть статьи. Никогда не применяйте её на практике. И следите, чтобы к вам не применили.

Лайк-аддикцию можно создавать искусственно. Цель может быть осознанной, серьёзной, или чисто по приколу, но, если довести дело до конца, этот самый конец всегда один – «подсевшему на лайки» придётся туго. Обычно дело доходит до увольнения. Но предшествует ему депрессия, выгорание, обида, падение результатов и доходов, токсичное поведение (если не знать истинной причины).

Итак, для создания лайк-аддикции у человека достаточно его много лайкать. Применять только позитивную мотивацию. Если лайкдилер – профессионал, то будет лайкать именно за то, за что человека потом выгонят.

Например, если в компании принято соблюдать сроки работ, то лайкать можно за их нарушение («ты настоящий Леонардо Да Винчи, художник, работаешь гениально, а не в срок»). Если принято соблюдение правил, то лайкать за отступление от них («ты создаёшь развитие через хаос, ты как глоток чистого воздуха в этом болоте»). Если принято писать только качественный код, то за быстрый говнокод («ты молодец, ты создаёшь новый поток – быстрое решение задач клиента, не то что все эти гики»). И т.д., простор для творчества огромный.

Дальше понятно. Лайкаем, лайкаем, лайкаем, потом перестаём. Человек уже подсел, ему нужна доза. Лайкдилер больше не даёт, человек идёт к другим, а они – не дилеры. Они ещё и «за ЗОЖ» топят – соблюдай сроки, пиши качественный код, соблюдай правила. У человека ломка. Все уже знают, что он «не такой, как все» - лайкдилер постарался. Быстро переобуться не получается. Остаётся только уволиться.

Честно скажу – я так никогда не делал. Но несколько раз видел, как это делают другие. Профессиональных лайкдилеров встретишь редко – это прям ему сильно надо насолить, чтобы чьё-то увольнение стало целью со столь сложной стратегией.

А вот случайные, непреднамеренные лайкдилеры встречаются сплошь и рядом. Любой руководитель, раздающий лайки без реальных достижений, или за совершенно рутинную работу и заурядные результаты – лайкдилер. Слезть с лайков не могут уже ни его подчинённые, ни он сам. Когда приходит осознание, и лайкдилер перестаёт поднимать палец вверх, большинство воспринимают это, как предательство, и уходят.

Поэтому не забывайте регулярно негативно мотивировать людей. Это хорошо и правильно, хоть и больно.

Автор: Иван Белокаменцев

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js