Об ответственности исполнителей

в 19:40, , рубрики: маркетинг в интернете, маркетологи, ответственность сотрудников, растрата бюджетов, трата денег, управление персоналом, управление проектами

Рассказать об этом небольшом, но поучительном кейсе меня побудила статья о редизайне крупных проектов, который приводил к потере аудитории и, как следствие, денег. Я бы хотел расширить границы проблемы и рассказать историю об ответственности сотрудников перед владельцами компаний, которая, по сути, отсутствует в большинстве случаев.

Пять лет назад у меня было два занятия в интернете — я был сооснователем (с 2009 года) и техническим директором в одном справочном мультирегиональном интернет-проекте, где мне принадлежала треть (сейчас это можно было бы назвать модным словом «стартап»), а в свободное время развивал контент-проекты различных тематик, чтобы продавать с их страниц постоянные ссылки.

Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что в 2010-2013 годах на торговле ссылками можно было стать долларовым миллионером, если подойти к этому вопросу основательно и не лениться. Потом Гугл с Яндексом введут различные фильтры и обрушат этот рынок на порядок (если не больше), а тогда в Рунете всё это процветало.

Что же касается справочного интернет-проекта, то тогда у нас с партнёром одновременно работало удалённо до восьми человек — это мы вдвоем, плюс один программист и несколько контент-менеджеров с дизайнером. Почему я акцентирую ваше внимание на своём участии во владении проектом — чтобы сразу обозначить свой ракурс, отличающийся от взглядов чисто наёмного сотрудника, какую бы должность он ни занимал. В общем, среди пары десятков знакомых из моего города, имевших свой бизнес в Рунете, я имел кое-какой «вес эксперта» в области продвижения интернет-проектов — со мной советовались, спрашивали и всё такое.

Где-то в 2010 году начал свою работу интернет-магазин электроники и бытовой техники, изначально заточенный на Москву и Подмосковье. Через год-полтора по непонятной мне причине, большая часть его офиса была набрана у нас в городе. Было набрано несколько десятков человек, работавших как в технических отделах, так и в продвижении, колл-центре, а также команде из нескольких молодых и прогрессивных маркетологов. Причем среди этих нескольких десятков человек большинство составляли выпускники одного факультета одного ВУЗа — просто потому что там же учился и HR-специалист.

Мне неизвестно, кто выбрал стратегию поддержания цен в этом интернет-магазине на 20-30% выше рыночных — собственники из Москвы или наши маркетологи. Однако эта молодая и успешная команда успешно сливала на контекстной рекламе в месяц до 50 с лишним тысяч долларов в течение двух лет, параллельно тратя на SEO-мероприятия ещё тысяч 10 долларов в месяц (эти данные получены мной от человека из команды, который изначально понимал, куда всё катится и чем закончится, высказывал свои опасения на этот счет, но его почему-то не слушали, разве что не выбрасывали в окно как в известном интернет-меме).

Что в итоге получилось — в органической выдаче этот интернет-магазин был в ТОПе Яндекса и Гугла по Москве и Подмосковью, всегда был вверху блоков контекстной рекламы в течение двух лет. Но вот незадача — почему-то потребитель не сразу заполнял их корзину нужной ему техникой и жал кнопку «оформить заказ», а ещё зачем-то начинал сравнивать цены на аналогичные товары в других интернет-магазинах столичного региона. Естественно, он выбирал конкурентов, ведь их цены были минимум на 20% ниже.

В итоге, в конце второго года таких успехов, владельцы магазина начали что-то подозревать, потеряв только на контекстной рекламе более миллиона долларов за этот период. Как следствие — в нашем городе весь коллектив был разогнан, а этот магазин существует и сейчас.

И если к техническим специалистам у меня претензий нет — они выполняли ТЗ, которое им ставило руководство, то что касается команды маркетологов… Не буду никого обвинять в том, что они расхищали часть бюджета, выделяемого на продвижение, допустим, никто ни одной копейки не увёл. Но, насколько мне известно, все они сразу же после увольнения из этого проекта трудоустроились в другие компании, особо не потеряв ни в должностях, ни в зарплате.

Почему так выходит? Потому что их нанимали такие же HR-специалисты на зарплате, которым вообще не важно, как работает их компания — несёт ли она убытки или же работает с прибылью, завоёвывая новые проценты рынка?

Я не призываю устраивать остракизм таким людям, но кто-то же должен нести ответственность за то, что компания два года фактически работала впустую, буксуя на месте и теряя долю рынка? Или наёмных работников, если им не полагаются различные опционы, акции или премии, зависящие от успеха деятельности их компании, вообще не должно интересовать — растёт ли их фирма или скатывается в пропасть? А ведь ещё есть понятие профессиональной репутации.

image

Хочется обсудить этот кейс в комментариях.

Автор: ti1

Источник


* - обязательные к заполнению поля