А что твоя бабушка знает про IT?

в 14:12, , рубрики: usability, старшее поколение, удобство для пользователей

Уже подумал, что будешь делать в старости? Понимаю, скучно, грустно и не интересно на эту тему говорить, но если за себя сложно ответить, посмотри на стариков – хотя бы на своих бабушек и дедушек, что они делают сейчас? Какое отношение этот вопрос имеет к технологиям?

IT-компании постоянно что-то придумывают, развивают, продвигая технологии в массы, качественно улучшая нашу жизнь, и это хорошо. Но целая группа людей, пусть и не самая большая аудитория потенциальных пользователей, остается «за бортом» прогресса. Почему?

Между тем, они, в части своей массы – целевая аудитория, но только в силу своего возраста абсолютно неприспособленная к тому, чтобы пользоваться всеми благами цивилизации.

Мой пример

Бабушка живет в городке Z, L-ской области. Моя работа, семья (муж, ребенок), а также вся мирская суета, не позволяют навещать ее чаще двух раз в месяц. Телефон решает проблему общения. Спасибо тем компаниям, которые в своем ассортименте продолжают держать неимидживые девайсы с монохромным дисплеем и огромными кнопками с выдающимися своим размером цифрами на них. Мы созваниваемся. Но, возможности на этом не ограничиваются же! Нужно просто уделить время родному человеку, чтобы объяснить работу некоторых сервисов интернета, не отправляя бабушку на «бабушку-онлайн», в которую, кстати, тоже надо еще рассказать, как зайти и как пользоваться сервисом.

Что было сделано

Изначально были определены все возможные варианты того, как приблизить бабушку к жизни нашей семьи. Сразу замечу, что переезжать к нам она не хочет, физически крепка, здоровье, ттт, нормальное, поэтому пока живет километрах в 25-30 от нас.

Это единственный человек на Земле, которого искренне радуют наши последние фотки из Таиланда или откуда бы то ни было, но не печатать же ради этого все 100500 кадров. Сначала проблема решалась флешкой – загружаешь, берешь с собой, а там, на месте, скидываешь в папку на рабочем столе ее компьютера. Но о флешке иногда забываешь, поэтому настроили дропбокс с расшаренной папкой, куда периодически скидываем на просмотр что-то новенькое. Как посмотреть — объяснили просто.

Еще бабушка любит смотреть фильмы, правда не мыльные оперы, а современные такие фильмы, а также классические киноленты. В этом отношении как нельзя лучше помогает иви.ру. Настроили аккаунт, залогинили с запоминанием паролей в браузере, пополнили бабушке счет и, когда у нее возникает потребность, она там смотрит фильмы. Летом меньше всего: огородик, коза, курочки, — все это, естественно, занимает много времени, хотя она держит совсем небольшое хозяйство, реально только для себя и в удовольствие. Зимой – чаще. Интерфейс несложный, но проблемы с использованием небольшие были.

Благодаря этим «сельским» интересам бабуля, в том числе самостоятельно, изучает просторы сети в той части, где на них размещены страницы сайтов о садоводстве и огородничестве. Периодически потрясает ее информация, которая размещена на некоторых ресурсах, так называемых фермах статей, созданных для заработка на adsens/РСЯ. Каких там только советов иногда не публикуют, увы. Для удобства пользования сайтами было проведено три лекции с практическими упражнениями: что такое браузер, как он работает – как в ТОПе находить сайты, на которые нужно переходить, чтобы не попадать на рекламу – как отличить ГС от СДЛ. Но это я, конечно, тут так пишу, этими словами, бабушке я объясняла иными оборотами речи. Кроме того, была составлена пошаговая памятка действий, которая периодически дополнялась новыми пунктами, а затем была трансформирована в инфографику на тетрадном листе, примерно, через три месяца бабушкиного активного юзания интернета.

Что сделать невозможно

Может быть и не невозможно, просто бабушке это не нужно – смотреть за тем, что происходит с системой компьютера, устанавливать или удалять какие-либо программы. Хотя бы потому, что мы приезжаем в деревню не так редко, чтобы решить возникающие проблемы и произвести необходимые сервисные работы с техникой, плюс, нашли парнишку-компьютерщика, который за адекватную, буквально символическую плату-благодарность может оперативно помочь бабуле. Его искренне удивляет, как мы смогли объяснить человеку 1937 года рождения, как работает интернет, в то время как он своей маме, в два раза моложе нашей бабушки по возрасту, пару месяцев рассказывал, как работает недорогой тач-смартфон, который он ей презентовал на день рождение.

Вот такая история. А как вы решаете проблему приобщения старшего поколения к достижениям информационного прогресса?

Автор:

Источник

* - обязательные к заполнению поля