Это как на велосипеде кататься

в 18:01, , рубрики: велосипед, Здоровье гика, обучение, ребенок
Disclaimer

Данное руководство не претендует на полноту и истинность, а лишь является попыткой резюмировать личный опыт автора. Если изложенная информация кому-нибудь пригодится и поможет сэкономить время — тем лучше. Если что-то неверно — well, nobody's perfect…

Замечания/предложения/конструктивная критика — безусловно, приветствуются.

Езда на велосипеде — это искусство баланса. Чувство баланса дано нам всем самой природой, остаётся просто распространить его за рамки тела, на велосипед. И сделать это нужно аккуратно — первый опыт — самый важный. Данный несомненно приятный и полезный навык легче всего приобрести в детстве. Ребёнок и буквально легче (взрослого поддерживать в неустойчивом равновесии верхом на велосипеде ой как нелегко), да и легче обучаем. Меньше риск травм при падениях.

Казалось бы — невелика премудрость…

Так оно и есть!

Баланс при езде на велосипеде зависит от следующих факторов:

— положения центра тяжести системы СВ (седок+велосипед) относительно площади опоры,
— угла наклона СВ относительно вертикали,
— угла поворота руля,
— радиуса поворота,
— скорости,
— веса СВ,
— типа покрытия дорожки, т.е. силы трения, а, особенно — от её равномерности,
— скорости и направления ветра,
— наличия препятствий и их типа,
— добавьте ваш вариант.

Факторы взаимосвязаны и при выходе за пределы результат предсказуемо болезнен.
Но всего этого мы ребёнку не расскажем. Ни к чему усложнять.

К счастью, ребёнок пока способен научиться кататься интуитивно.

Художник из меня не очень, нашёл анимашку на тему связи поворота руля с наклоном

Это как на велосипеде кататься - 1


Ввиду приближающихся праздников предлагаю уделить время обучению вашего чада.

Вам понадобятся:

1. Чадо. Своё или любой ребёнок, достаточно доверяющий и доверяемый вам. Не все ребёнки одинаковы. Как-то один мальчик со старта стал интенсивно педалировать, при этом хаотично крутя рулём и отклоняя свой центр тяжести. Но. Почти всех ребёнков можно научить держаться в седле. Главное — стараться их как можно реже ронять; доверие — штука хрупкая. Следите, когда ребёнок утрачивает интерес или начинает бояться. Делайте паузы. Интересуйтесь мнением ребёнка. Не отвлекайтесь. Главный тут — он.

2. Велосипед. Тут сложнее — подойдёт не любой. Как вы думаете, какой подойдёт лучше?

Это как на велосипеде кататься - 2Это как на велосипеде кататься - 3

А по-моему - вот такой:

Это как на велосипеде кататься - 4

Преимущества беговела перед «детским велосипедом» при обучении:

  1. Минимализм — вес, высота, дизайн — ничто не отвлекает от процесса обучения.
  2. Ребёнок чувствует себя гораздо увереннее, не теряя контакта с землёй. Всегда можно опереться одной или двумя ногами, быстро остановиться, благодаря малому весу и инерции. А главное — не теряет ощущения баланса, что существенно упрощает процесс обучения.

Фактически кататься на беговеле может ребёнок, только что научившийся бегать.

При катании же на велосипеде ноги не достают до земли и баланс приходится удерживать осознанно за счёт наклона центра тяжести и поворота руля.

Беговел, кстати, можно сделать из велосипеда. Достаточно снять лишнее — педали/шатуны/ось/цепь (заодно узнаете много нового о конструкции «детского велосипеда»). Сложность, скорее, психологическая — «как, сломать исправный велосипед?» Если всё пойдёт по плану, скоро нужно будет всё собрать обратно — ребёнок будет готов перейти от беговела к велосипеду.

Есть нюанс — при максимально опущенном седле ребёнок должен хорошо доставать ногами до пола, иначе переделка не имеет смысла.

Несмотря на то, что беговел может существенно упростить обучение катанию на велосипеде, сократить необходимое время и уменьшить ваши усилия, учиться можно и сразу на велосипеде.

Велосипед

Снимите эти ужасные дополнительные колёсики. С ними велосипед превращается в табуретку. Учиться кататься с ними — худшее, что можно придумать. Это как учиться летать, будучи привязанным к воздушному змею: формально — летишь, но процессом не управляешь и не учишься. Колёсики тормозят движение, но не дают ощущения полной устойчивости — всё равно есть люфт в пару сантиметров, велосипед качается и ребёнок, заваливаясь из стороны в сторону, постоянно ощущает дискомфорт, и находится в ожидании падения.

Дизайн… Все эти рюшечки придуманы взрослыми дядями и тётями. Тяжёлая рама, сваренная из водопроводных труб и покрашенная милой розовой краской. Макет велосипеда. Иногда с макетом переднего и заднего тормозов и даже с макетом переключателя скоростей. Всё это не работает, да и не может, т.к. на детские велосипеды обычно устанавливается навесное оборудование ниже низшего класса, и только цена велосипеда похожа на настоящую. Подшипники? Не, не слышали.
Качественных детских велосипедов мало и дорого. Например, лёгкие качественные детские велосипеды производит фирма Specialized, но их цена Вас может неприятно удивить. Кроме того, ребёнок быстро вырастает из велосипеда, а покупать каждые год-два «фирму» накладно. С другой стороны, почти всё, что продаётся под видом детских велосипедов, таковыми является в лучшем случае только внешне.

Чего можно хотеть:

  1. Лёгкая рама (Specialized). Лёгкий велосипед нужен в случае, если ребёнок сможет сам выносить/заносить велосипед (1-й этаж или частный дом). Обычно, велосипеды выносят родители, что резко сокращает количество выездов ребёнка.
  2. Тормоза. Желательно, чтобы хорошо работал передний тормоз — он эффективнее заднего, а за счёт малого веса, низкой посадки и малой скорости шансов у ребёнка перекувыркнуться через руль мало. Задний тормоз не обязателен. Тормоз в ступице (обратный ход педали) — вреден — он отвлекает от поддержания баланса и действует медленнее переднего, т.к. педали должны быть в определённом положении, чтобы тормозом можно было воспользоваться. Но обычно он есть.
  3. Качественная резина не нужна/дорогА. Ребёнок не сносит резину — не тот пробег, и по грязи/колючкам/стёклам, скорее всего, гонять не будет. Главное чтобы не слишком быстро спускало, иначе родителям придётся подкачивать перед каждым использованием. И да, не поленитесь проверить/подкачать — чем сильнее накачаны покрышки (особенно задняя), тем легче и веселее ехать (но без фанатизма).
  4. Шлем. Думаю, избыточен, разве что вы будете учить ребёнка сразу
    даунхиллу

    Это как на велосипеде кататься - 5
  5. Крылья/подножка/фонарик/отражатели/багажник/сумка — не обязательно. Ни ночью, ни под дождём Вы, вероятнее всего, катать не будете. Чем легче велик, тем меньший вес вносить/выносить на прогулку.

Как вариант, обратите внимание на б/у предложения. Тот же Specialized из Европы стоит на порядок дешевле нового, а вот б/у, но купленный ранее новым в наших магазинах продают дешевле всего на 50%.

За время использования одним ребёнком ресурс велосипеда никак не страдает. Максимум — царапины. Не бойтёсь поцарапать велосипед и не нужно ругать за это ребёнка — только отобьёте ему желание прикасаться к велосипеду.

Погнуть/сломать раму детского велосипеда невозможно — ввиду миниатюрных пропорций и низкой нагрузки у неё колоссальный запас прочности. Здесь я имею в виду Велосипеды; их макеты в масштабе 1:1 пусть и дальше красиво стоят на полках супермаркетов. Если вам не повезло, и родственники подарили ребёнку такой макет на день рождения — не унывайте. На нём тоже можно ездить, правда не так легко и быстро. Но зато через год-два Вы будете точно знать, что искать.

Также велосипед можно взять напрокат, но нужно иметь ввиду, что занятие вряд ли продлится более получаса, так что сначала лучше одолжить у друзей/соседей. При обучении на беговеле нескольких занятий в течение двух дней ребёнку будет достаточно, чтобы вы уже не смогли за ним угнаться. Затем понадобится ещё пару дней на велосипеде, чтобы полностью освоиться с самостоятельным вождением. Если будете учиться сразу на велосипеде — готовьтесь неделю поддерживать ребёнка, пока он не перестанет опасаться падения.

(Не)Падать, кстати, тоже нужно научить. Выберите подходящее место, подальше от бордюров, лучше на грунте. Желательно, чтобы рама велосипеда была заниженная — так легче и физиологически, и психологически. Убедитесь, что удержите ребёнка вместе с велосипедом при наклоне/падении — вероятно, вам нужно будет одновременно держать за седло одной рукой, за руль другой, чуть наклонившись в сторону велосипеда и упираясь ногами. Разгонитесь, попросите ребёнка сбросить скорость торможением, выставить левую ногу, помогите наклонить велосипед влево и остановиться полностью. Повторите вправо. Покажите, что можно остановиться, оперевшись ногой на бордюр, чтобы сохранять вертикальное положение; не слезая c велосипеда отдохнуть и продолжить движение.

Убедитесь, что велосипед/беговел исправен: попробуйте нагрузить раму, можно встать коленом на седло или даже слегка присесть — если под вами велосипед не сломался, значит, ребёнка точно осилит. Проверьте, что колёса легко и свободно крутятся, шины накачаны. иначе ездить будет значительно тяжелее и менее интересно. Проверьте, что тормоз работает. Ход ручки тормоза должен быть небольшим (под маленькую детскую ручку), торможение должно плавно усиливаться по мере нажатия на ручку и почти блокировать колесо в конце нажатия. Можно начинать!

Ваша задача — помогать ребёнку удерживать баланс, при этом держа ребёнка как можно ниже и симметричнее, в идеале — за центр тяжести системы ребёнок-велосипед, это где-то в районе низа спины. Точно не за руль! Слишком высоко и несимметрично, слишком велико ваше влияние на центр тяжести. Можно держать под низ за сидение, но тогда вам придётся наклоняться, а это неудобно (особенно бежать на полусогнутых). Как вариант — «родительская ручка», закреплённая за подседельный штырь. Ещё вариант — держать ребёнка за одежду сзади — лишь бы не выскользнула, или нетуго застегнуть папин ремень подмышками ребёнка и поддерживать за ремень.

Нужно именно поддерживать, т.е. страховать от падения, но давая ребёнку достаточно свободно манипулировать своим центром тяжести — так он быстрее научится удерживать баланс.
Чем выше скорость и резче поворот, тем сильнее наклон в сторону поворота.

Вначале для движения вперёд слегка толкаем велосипед, позже, после освоения баланса, ребёнок должен крутить педали сам.

Следующий этап — поиск подходящей дорожки. Горизонтальный участок ровного асфальта, минимально 3 метра шириной и метров 6 длиной. Желательно без высоких бордюров и других препятствий. Желательно, без пешеходов. Конечно, не на проезжей части. Парк/площадка во дворе/широкий тротуар… Широкий участок нужен для обучения виражам — так ребёнок научится удерживать баланс гораздо быстрее, чем будучи буксируемым по прямой. Удобно в начале и конце участка установить по одноразовому стаканчику с камешком (для утяжеления, чтобы не сдул ветер). Стаканчики покажут ребёнку (и прохожим) план полёта.

Сообщите ребёнку, что планируете плавный поворот налево по широкой дуге. Слегка наклоните велосипед влево, одновременно повернув руль чуть влево и сделайте поворот на 180 градусов вокруг намеченной точки (стаканчика) с плавным выходом на прямую. Потом то же самое вправо. Позволяйте ребёнку самому корректировать положение центра тяжести и немного поворот руля, покажите, что удержание баланса зависит от этих двух факторов (и ещё от скорости, но сейчас это неважно). Поддерживайте минимально, стараясь не вмешиваться в попытки ребёнка управлять велосипедом, уменьшая лишь резкие рывки руля и наклона, но постоянно будьте готовы удержать вес ребёнка и велосипеда, не дать ребёнку упасть.

Если на тротуаре есть прохожие — выбирайте моменты для движения, пока тротуар свободен, когда занят — можно отдохнуть и объяснить ребёнку план следующего этапа. После начала этапа чем меньше отвлекающих факторов — тем эффективнее обучение. А словесные перепалки с пешеходами которые считают, что тротуар сделан для них (и они правы!) могут испортить настроение вам, и главное — ребёнку. Поэтому будьте взаимовежливы на выбранном тротуаре.

Программа для беговела

  1. Седло опущено до минимума. Идём пешком, не садясь, рулим немного вправо/влево.
  2. Седло выше. Садимся, идём, рулим, ускоряемся, тормозим (тормозом или ногами)
  3. При поддержке пытаемся рулить активнее, делать широкие плавные круги вправо/влево.
  4. Учимся сильно разгоняться, ехать по инерции и тормозить.
  5. Учимся делать повороты вправо/влево на 180/360 градусов только на инерции, не касаясь земли ногами

Программа для велосипеда

Если у ребёнка уже есть опыт вождения беговела, ему останется только перенести имеющийся опыт удержания баланса и добавить навык поддержания скорости за счёт педалирования

0. Ребёнок самостоятельно ведёт велосипед, держа двумя руками за руль, ребёнок слева. Пробуем подтормаживать. Покажите ребёнку, что вертикаоьно ориентированный велосипед вести легче, чем наклонённый.

1. Садимся, сидим, привыкает к седлу. Рулим потихоньку.

2. Трогаемся. Поруливаем. Покручиваем педали. Едем чуть быстрее

3. Пробуем тормозить. Едем-приостанавливаемся, повторяем несколько раз, постепенно увеличивая ускорения. Тормоз для начала один — чтобы не перегружать ребёнка информацией, желательно передний, как самый эффективный.

3. При поддержке пытаемся рулить активнее, делать широкие плавные круги вправо/влево.

4. Учимся сильно разгоняться, ехать по инерции и тормозить.

5. Учимся делать повороты вправо/влево на 180/360 градусов только на инерции.

6. Постепенно уменьшаем жёсткость удержания, давая ребёнку больше свободы.

7. Осваиваем самостоятельную посадку и слезание с велосипеда. Зависит от рамы велосипеда.
Если она высокая — удерживая руль двумя руками, ставим левую ногу на педаль, правой слегка отталкиваемся и забрасываем её через раму. Ребёнку нужно одновременно и поддерживать баланс, и быстро начать педалировать, чтобы не остановиться и не упасть. Это самый травмоопасный момент на данном этапе. Поддерживая ребёнка, повторить столько раз, сколько понадобится, чтобы ему стало комфортно садиться/вставать самостоятельно.

8. Поднимаем седло так, чтобы ноги ребёнка почти выпрямлялись, проходя нижнюю точку при педалировании. К этому моменту ребёнок должен уметь уверенно садиться/вставать с велосипеда и не бояться упасть.

9. Учим ребёнка пользоваться переключателем скоростей, самостоятельно подбирая скорость в зависимости от спуска/подъёма/ветра таким образом, чтобы сохранять постоянный комфортный каденс (частоту вращения педалей). Это позволит ребёнку двигаться достаточно быстро и далеко, не прилагая чрезмерных усилий и не уставая.

10. На ходу привстаём, двигаясь по инерции. Повторяем, пытаясь стоя крутить педали

11. Осторожно пробуем преодолевать ямки и маленькие бордюры, вставая и используя полусогнутые ноги для смягчения болтанки. Где-то здесь к экипировке можно добавить шлем.

12. Усложняем трассу, преодолевая несколько небольших препятствий сразу. Для этого понадобится запас инерции, т.к. ногами одновременно подпрыгивать и крутить педали сложно, а нехватка/избыток инерции чреваты падением.

Следующий этап — катание вдвоём. Ребёнок достаточно быстро научится ездить быстрее, чем вы ходите, и кому-то из вас придётся постоянно ждать или догонять, либо наматывать круги, если дорожка для этого достаточно удобна. Лучше гулять на велосипедах вместе. Вы — сзади, чтобы видеть ребёнка, но он должен точно знать, где нужно остановиться (перекрёстки и другие препятствия). Нужен протяжённый тротуар/велодорожка длиной в пару километров. Во втором случае расскажите ребёнку, что он должен двигаться по правой полосе и сами придерживайтесь её. Не делайте левых поворотов, не убедившись, что это безопасно. При необходимости остановиться — убедитесь, что не загораживаете дорожку. Загораживателей там и так хватает — шеренги пешеходов, мамочки с колясками по двое-трое, кучки студентов из стран с левосторонним движением, взявших велосипеды напрокат, лыжники с палками…

На этом этапе ребёнку понадобится да, звонкий звонок, а вам — масса терпения. Не нервничайте — вы гуляете и расслабляетесь… Захватите велозамок и термос с любимым напитком/печеньки — и сможете увеличить продолжительность прогулок.

Ещё несколько анимашек для закрепления внимания

begovel+

premium rush

Nikol

Спасибо тем, кто читал. Пора идти кататься!

Ссылки: Беговел на википедии.

Автор: drWhy

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js