Лечение пульпита в тайге, пломба из пчелиного забруса, бормашинка в космосе — экстренная карательная стоматология

в 7:01, , рубрики: Блог компании Белая Радуга, здоровье, лечение, мобильная стоматология, стоматологический кабинет, стоматологический экстрим, стоматология
Высокотехнологичный стоматологический кабинет, оборудованный по последнему слову техники, — это, конечно, хорошо. Но что делать, если зуб разболелся в таком месте, откуда до ближайшей стоматологии три дня на собаках? А таких даже в нашем XXI веке на свете всё ещё предостаточно.

Вариантов на самом деле не так уж и много.

И «героически терпеть» — худший из них, т. к. даже самый безобидный кариес, если ничего с ним не делать, может потянуть за собой очень большие проблемы вплоть до смертельно опасной флегмоны. Однажды к нам в клинику приходил такой пациент, и то, что было дальше, не понравилось ни нам, ни ему.

Устраивайтесь поудобнее: впереди — несколько интересных (и местами — леденящих душу) историй о том, как лечат зубы в отдалённых уголках России, на горнолыжных курортах Европы, на кораблях дальнего плавания и даже на МКС.

Лечение пульпита в тайге, пломба из пчелиного забруса, бормашинка в космосе — экстренная карательная стоматология - 1
Кстати, про МКС: думается мне, что в космосе бороться с кариесом неприятнее всего

Сейчас на пальцах объясню вам, почему, какими бы ни были ваши планы на дальнейшую жизнь, самое лучшее решение — заботиться о здоровье и вовремя приходить к стоматологу на плановое ТО.

Стоматолог — сапожник без сапог

Но начну я свой рассказ с небольшого покаяния. Мы, стоматологи, зачастую те самые сапожники без сапог, которые делают многое из того, чего категорически не советуют своим пациентам. Например, ходят с временными пломбами намного дольше, чем следовало бы. Возможность получить любую помощь в любое время очень, знаете ли, расхолаживает.

А ещё мы частенько экономим время и, поставив коллеге пломбу, вручаем ему абразивную полоску — штрипс, чтобы тот самостоятельно обработал себе контактные пункты. Он ведь и сам умеет.

Я лично знаю пару врачей, которые пошли ещё дальше. Одна из них — моя преподавательница, женщина советской школы и железной закалки, которая давно уже сама себе ставит пломбы. А второй — мой однокурсник, хирург-стоматолог из Питера, который боится лечить зубы. Да, такое тоже бывает. Он доверяет только мне и приезжает в Москву каждый раз, когда нуждается в стоматологическом лечении. А один раз почему-то не сложилось. И тогда он сам себе сделал обезболивание и удалил зуб. Успешно, кстати. Сильный человек.

Стоматология в космосе

Но эти двое, по крайней мере, — стоматологи. А вот Олег Новицкий, которому тоже пришлось самостоятельно лечить кариес, — космонавт. Правда, делал он это под руководством врачей с Земли, которые контролировали процесс по видеосвязи.

В целом к полётам в космос не допускают людей, у которых есть какие бы то ни было очаги воспаления в организме, в том числе и кариес. Да и вообще очень много внимания уделяют здоровью зубов, даже зубную пасту специально для космонавтов разработали с реминерализующим эффектом.

Но полёты сейчас продолжаются по шесть месяцев, и случается всякое. Например, за эти полгода вполне могут вывалиться старые пломбы. Поэтому в наши дни всех космонавтов перед полётом учат оказывать первую неотложную помощь, в том числе и стоматологическую. Ставить брекеты в космосе, конечно, никому в голову не придёт. Да и профессиональную пломбу, в общем-то, — тоже. Но обработать зуб портативной бормашинкой и установить временную пломбу, чтобы не допустить осложнений и спокойно дотянуть до возвращения на землю, — это космонавты умеют.

Говорят, что для полётов к Луне и Марсу разработали даже специальный аппарат, с помощью которого можно будет печатать коронки, но пока он на орбите ещё не был.

Кстати, специально для вас я нашёл видео о том, как они чистят зубы. Довольно увлекательный процесс.

На полюса зубам мудрости вход закрыт

Но и у нас, на Земле, достаточно мест, в которых совершенно не хотелось бы оказаться с зубной болью.

Перед путешествием в Антарктиду, например, каждому человеку дают подписать контракт, в котором, помимо всего прочего, есть довольно внушительный список пунктов о состоянии здоровья. Например, человек должен расписаться в том, что у него не осталось ни одного зуба мудрости: они имеют очень неприятную «привычку» воспаляться в исключительно неподходящий момент, а это не только ужасная боль, но и вероятность весьма грозных последствий. Чтобы такого гарантированно не произошло где-нибудь в районе пролива Дрейка, зубы мудрости перед посещением Антарктиды требуется удалить. Даже если с ними пока всё в порядке.

Даже если вы не хотите решать вопрос настолько кардинально, всё равно очень стоит разобраться со здоровьем зубов, если вам предстоит любой экстремальный опыт: перед вахтами в глухие точки света, парусной регатой, ралли «Париж — Дакар» или даже просто поездкой на горнолыжный курорт. Это, кстати, нужно ещё и потому, что любой воспалительный процесс сильно напрягает иммунитет и лишает сил. Если в городе ещё можно на это немного подзабить, то там, где идёт работа на пределе человеческих возможностей, точно не стоит расходовать силы на обслуживание мелких заболеваний.

Лечат ли зубы на горнолыжных курортах?

Кстати, о горнолыжных курортах. По моей личной статистике с необходимостью срочно и неожиданно что-то делать с болью в зубе вдалеке от дома чаще всего сталкиваются именно их посетители. Яркое солнце, да ещё и отражённое от снега, большие физические нагрузки, ветер и холод в конечном итоге, конечно, приносят пользу и закаляют организм, но перед этим создают неподготовленному человеку дополнительные риски и способствуют обострению всех хронических болезней, в том числе и в полости рта.

Вот поэтому мы очень советуем всем, кто едет отдыхать, включить в страховку пункт про стоматологическую помощь.

К слову, европейские лыжные курорты — вообще любопытное место. В этой части света отношение к людям с острой болью довольно-таки специфическое. Система здравоохранения там базируется на регулярных осмотрах. И поэтому, когда в медпункт приходит человек с острой болью — если это не травма, конечно, — его зачастую «вымораживают» в приёмной и перекидывают из кабинета в кабинет.

Ну и ещё не стоит ждать, что в медпункте маленькой деревушки, которая «просыпается» только на зиму, стоит такое же оборудование, как в передовых клиниках мегаполисов. Наши пациенты частенько удивлённо рассказывают: «Странно, у врача не было микроскопа» или «Интересно, а почему мне сделали только прицельный снимок?»

Хотя само качество помощи, как правило, хорошее.

Стоматологическо-географическая карта моряка торгового флота СССР

Насколько интересна жизнь моряков дальнего плавания и насколько прискорбна судьба их зубов, я узнал на самом старте своей карьеры.

Где-то вскоре после развала Советского Союза ко мне приходил лечить зубы один моряк дальнего плавания. Путешествия за границу тогда были ещё в диковинку, поэтому сбор анамнеза у этого пациента звучал как музыка: «Этот зуб мне удалили в Кейптауне, этот — в Ванкувере, а вон тот — в Гуаякиле».

К тому моменту, когда этот моряк оказался в моём кабинете, своих зубов у него осталось сильно меньше 32. А всё потому, что главное отличие экстремального лечения от неэкстремального заключается в том, что в обычных условиях мы изо всех сил стараемся сохранить зуб, а где-нибудь на борту корабля главная задача — срочно избавить человека от боли, скорее всего, методом удаления её источника. На судах торгового флота всё оснащение медицинского кабинета, как правило, состоит из расширенной аптечки неотложной помощи. «Примочек» для лечения зубов в ней, к сожалению, не предусмотрено.

Стоматологический кабинет на атомоходе «Ленин»

Впрочем, на больших военных кораблях, которые подолгу не заходят в порты, или, например, на атомных ледоколах стоматологические кабинеты очень даже бывают. Причём весьма неплохо обустроенные.

Лечение пульпита в тайге, пломба из пчелиного забруса, бормашинка в космосе — экстренная карательная стоматология - 2
Фото: Игорь Долгов / Фотобанк Лори 

Например, во время экскурсии на атомоход «Ленин» мне показывали помещение, в котором было буквально всё вплоть до рентгеновского аппарата, делающего прицельные снимки, и оборудования для утилизации ртути: дело в том, что, когда «Ленин» бороздил просторы Северного Ледовитого океана, амальгамовые пломбы считались последним словом техники. Сейчас мы от них постепенно отказываемся: они токсичны на этапе смешивания, проводят тепло и выглядят очень неэстетично. Но для своего времени это было очень хорошее и качественное решение.

Понятное дело, что во время шторма и в открытом море никто никому зубы не сверлил. Но на стоянках и при штиле — почему бы и нет.

Военно-полевая стоматология и важные открытия

Один из моих преподавателей работал стоматологом-хирургом в Афганистане во время военного конфликта. И эта работа имела мало общего со стоматологической помощью в мирное время и была похожа скорее на челюстно-лицевую хирургию.

Впрочем, и привычной терапевтической работой там заниматься тоже приходится. Портативная аптечка военно-полевого стоматолога выглядит как огромная коробка, в которой лежат портативная бормашинка, немного инструментов и минимальный набор материалов, который нужен для того, чтобы оказать человеку неотложную помощь: минимально обработать зуб и поставить временную пломбу.

Лечение пульпита в тайге, пломба из пчелиного забруса, бормашинка в космосе — экстренная карательная стоматология - 3
Выглядят эти инструменты примерно так

Кстати, один из самых популярных и удобных материалов для временного пломбирования называется IRM — «оксид цинка эвгенол». По легенде он появился на фронте во время Вьетнамской войны. И, как водится, совершенно случайно. А началось всё с того, что в полевой укладке такого вот полевого врача-стоматолога одновременно разбилось несколько флакончиков, и между собой смешались гвоздичное масло, оксид цинка и эпоксидная смола. Полученная масса довольно качественно заполнила всю укладку и надёжно отвердела невзирая на не самые благоприятные условия.

Доктор немного поругался не самыми цензурными словами, а затем принялся прицельно экспериментировать с этими тремя веществами. В итоге получился очень надёжный материал для временного пломбирования, который твердеет во влажных условиях, слегка обезболивает, обеззараживает и вдобавок держится до шести месяцев.

Стоматология для афонских старцев

Иногда ко мне приходят люди с очень необычными вопросами и просьбами. Однажды, лет 8–10 назад, один из моих пациентов попросил помочь организовать стоматологический кабинет в одном монастыре на Афоне, который он поддерживал деньгами и личным участием.

Жизнь монаха на Афоне большинство из нас даже представить себе не может. Например, я разговаривал там с пожилым человеком лет 70, который попал в монастырь, когда ему было восемь. И с тех пор он не выходил за его ворота.

Так что вопрос о стоматологическом кабинете, куда могли бы время от времени приезжать врачи-волонтёры, стоит там весьма остро.

Да, конечно, у братии, как правило, есть основные медикаменты и есть люди, которые могут оказать первую, очень несложную и минимальную, помощь. Я видел там в музее инструменты и стоматологические прописи для самых неотложных случаев.

Основной нюанс в том, что из всех благ цивилизации, на которые мы могли рассчитывать, была только электрическая розетка.

Чтобы вы понимали: чтобы открыть полноценный кабинет, нам нужны специальная вентиляция, специальная канализация, хитрый отвод воды и т. д.

Мне удалось найти голландскую компанию, которая производит автономные стоматологические установки, для которых нужны только электрическая розетка и дистиллированная вода. Нам удалось сделать маленький кабинетик, в котором, помимо всего прочего, была даже своя маленькая лаборатория, где можно сделать коронки. Хорошо получилось!

Стоматологический экстрим XXI века

Неотложная стоматологическая помощь — это в основном довольно простые операции, но иногда довольно болезненные.

Недавно у нас в «Белой радуге» был курьёзный случай: на первичный приём должен был прийти мальчик, про которого в карте стояла пометка: «Мама сама раскрыла ему каналы, надо долечить». Мы несколько оторопели, когда это прочитали. Воображение рисовало жутковатые картины, но в итоге всё оказалось не так страшно: мама была стоматологом и знала, что делала. Но пломбировать зуб всё-таки привела сына в клинику, потому что ей было морально тяжело лечить своего ребёнка.

Мой самый экстремальный врачебный опыт тоже был связан с раскрытием каналов. В юности я ходил в походы и как-то раз участвовал в сплаве по рекам Горного Алтая. Где-то посередине маршрута у одного из гидов, руководивших группой, воспалился нерв. А это ужасная боль, которая входит в топ-5 самых неприятных ощущений, которые человек только может испытать в своей жизни: примерно наравне с почечной коликой. Причём это очень коварная боль: днём наступает мнимое благополучие, когда кажется, что всё уже почти прошло, а ближе к ночи она нарастает по новой.

Гид, как настоящий мужик, несколько дней стоически терпел и клал таблетки аспирина на зуб, но очень скоро аспирин ему помогать перестал.

В один далеко не прекрасный для этого человека вечер я решился хоть как-то облегчить его состояние. Технически ничего сложного: чтобы дать ему возможность спокойно дожить до стоматолога, мне просто нужно было чем-нибудь острым соединить кариозную полость с полостью, в которой расположен нерв. Без обезболивания сделать это невозможно даже самому терпеливому пациенту, но, к счастью, у меня с собой был хороший импортный анестетик. Шприц был только обычный, для внутримышечных инъекций, но это мелочи. Ребята светили мне фонарём, а я раскрывал канал. Такое себе приключение. И хотя тогда всё получилось наилучшим образом, в такие ситуации лучше не попадать никогда.

Но это нам, городским жителям, хорошо. А людям, которые живут в отдалённых деревнях, в тайге, недоступны некоторые, казалось бы, совсем простые вещи. И это не показатель бедности, просто там совершенно другая жизнь. Из всей медицинской помощи там есть только фельдшерско-акушерские пункты, где могут разве что устранить непосредственную угрозу жизни человека: травмы, острые приступы болезней, роды. До стоматологии дело, как правило, не доходит.

Лечение пульпита в тайге, пломба из пчелиного забруса, бормашинка в космосе — экстренная карательная стоматология - 4
Выглядят они примерно так

С зубами там, в глубинке, обращаются довольно вольно. В качестве временной пломбы чего только не используют, например, забрус — субстанцию, которой пчёлы запечатывают соты.

Отличный выход из ситуации придумали при СССР. Он называется «мобильный пункт стоматологической помощи». Когда наступает благословенное время, позволяющее проехать в эти посёлки на грузовом автомобиле — по зимнику, например, — специальная машина со стоматологическим кабинетом в прицепе начинает объезжать территории.

Лечение пульпита в тайге, пломба из пчелиного забруса, бормашинка в космосе — экстренная карательная стоматология - 5
Примерно вот такая машина

Причём стоматологический кабинет, который в ней оборудован, в принципе слабо отличается от среднестатистического стационарного.

Лечение пульпита в тайге, пломба из пчелиного забруса, бормашинка в космосе — экстренная карательная стоматология - 6
Здесь есть всё необходимое

Такие же комплексы используют и военные. Да, конечно, микроскопа, бесшумного компрессора или супермощного насоса здесь не найти, но обычное оборудование бывает достаточно высокого уровня.

Мы, стоматологи, находимся на переднем крае медицины, потому что, если верить статистике, рано или поздно нашими клиентами становятся приблизительно все.

Качество стоматологической помощи неизменно улучшается, в том числе и в таких вот мобильных пунктах. Вплоть до того, что сейчас есть совершенно потрясающее оборудование. Выглядит как обычный чемодан, а внутри у него — портативная стоматологическая установка.

Лечение пульпита в тайге, пломба из пчелиного забруса, бормашинка в космосе — экстренная карательная стоматология - 7
Примерно такая

Кстати, используют их не только для поездок в глухие места, но и для оказания стоматологической помощи на дому пожилым людям или инвалидам.

Мы, кстати, тоже хотели оборудовать передвижной кабинет, чтобы, например, можно было приехать в офис и провести сотрудникам небольшую чистку или диагностику, но пока не пошли в эту область из-за сложностей с лицензированием.

Помоги себе сам

У нас есть небольшая памятка о том, что делать, если с вашими зубами происходит что-то весьма неприятное, а стоматолога в зоне видимости не наблюдается. Например, время от времени к нам приходят люди с фрагментами своих зубов в изотоническом растворе, слюне или молоке. Чаще всего, конечно, это дети как самые активные и безбашенные.

А вот в Америке распространено одно любопытное явление. Поддавшись влиянию культа белозубой улыбки, очень многие люди там делают коронки или виниры не по медицинским показаниям, а исключительно для красоты. Но сила сцепления с зубом у любых коронок или, тем более, виниров время от времени ослабевает, они могут отклеиваться. И, чтобы человек мог сам вернуть винир на место и как-то дождаться встречи с врачом, у них довольно во многих магазинах можно купить микродозу материала для фиксации коронки.

В России я такого пока что не встречал.

Но зато у нас есть одна очень приятная для стоматолога тенденция: запрос на поддержание высокого уровня стоматологического здоровья. И это здорово, потому что даже самое лучшее лечение, самые передовые импланты и коронки не заменяют собственных здоровых зубов.

Со своей стороны, мы, стоматологи, этот тренд изо всех сил поддерживаем. Например, в «Белой радуге» недавно появился новый продукт — подписка на здоровье. Когда человек приходит к нам на приём, мы проводим ему санацию, залечиваем все кариозные очаги или просто проверяем состояние зубов, а дальше предлагаем провести в течение года четыре профессиональные гигиены полости рта, а если у него за этот год возникает новый кариес, то мы лечим его бесплатно.

В целом, если вы находитесь в тундре/пустыне/Арктике/МКС и у вас выпала пломба или разболелся зуб, то просто запомните:

  • Не пытайтесь вернуть её на место или залепить дыру в зубе самостоятельно подручными средствами типа жвачки: от микробов вы полость не очистите, а воспаление спровоцируете запросто. Разве что можно заткнуть полость ватой, пропитанной антисептиком, хлоргексидином, например, или раствором фурацилина, но только если вы прямо сейчас отправляетесь к врачу. Посреди тайги делать этого не стоит.
  • Не грейте потерявший пломбу зуб: тепло тоже помогает размножаться бактериям.
  • Постаратесь жевать на другой стороне насколько это возможно.
  • После каждого приёма пищи полощите рот антисептиком: это мирамистин, хлоргексидин, на худой конец — отвар ромашки или шалфея. Хотя бы солью. Главное — не перекисью водорода: она обжигает слизистую.
  • И как можно скорее постарайтесь попасть к стоматологу. Это самое важное правило!

Ну а если подытожить всё вышесказанное: очень здорово, что наука вообще и стоматология в частности (в том числе полевая) широко шагнули вперёд. Появились такие вещи, о которых раньше можно было только мечтать, что существенно улучшает качество жизни людей, живущих в далёких посёлках.

Но всё же истории от советского времени и до наших времён показывают, что в полевые стоматологические кабинеты, даже самые передовые, лучше не попадать. Вообще.

Ещё посты:

P.S. Если вы дойдёте до наших клиник, то говорите, что вы с Хабра, будет скидка 5%. А с 3 января по 9 января 2023 действует новогодняя скидка — 10%.

Автор: Антон Артеменко

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js