Жизнь в воздушном океане. Что происходит в 326 метрах над Петербургом

в 9:57, , рубрики: "лахта центр", Блог компании Лахта центр, высота, краны, Научно-популярное, небоскрёб, панорама петербурга, Урбанизм

Впервые высотная линия Петербурга отодвинулась на 326 метров 2011-м, когда с помощью вертолетов на телебашню установили новую антенну. Эта отметка оставалась неприступной вплоть до 10 мая в 2017. В 9.50 утра строители Лахта Центра залили стены ядра 78 этажа башни – это уровень 327,6 метра. Одновременно разменяли последний десяток этажей. Со старта поэтажного строительства прошло чуть больше 20 месяцев.

Рост небоскреба Лахта Центр по месяцам

Узнаем, что там, наверху? Наши проводники сегодня – люди, которые управляют самыми высокими кранами в городе.

Крановщик Лахта центра на площадке у кабины крана

Если вы пройдете 326 метров по дороге, это отнимет у вас примерно 4 минуты. Окружающая обстановка за это время вряд ли сильно изменится. Но если вы подниметесь на тоже расстояние вверх, то там дела обстоят по-другому.

Башня Лахта Центра

Там другой воздух, ветер и температура. Там пролегают пути «птичьих мигрантов» и глиссады воздушных судов. Там нижний облачный ярус спешит навстречу поднимающемуся с земли туману. Туда не долетают комары… А еще на этой отметке работают небоскребостроители.

Краны Лахта Центра

Выше всех – крановщики «К-1», «К-2»,«К-3» и конечно, «К-4» – грузоподъемной машины, вмонтированной в ядро башни Лахта Центра. Поднимемся к ним. Но прежде — узнаем, что за машинами они управляют.

Кран К 4 в ядре Лахта Центра

Великий Ка

Всего на стройплощадке Лахта Центра 16 грузоподъемных машин. На всех – одно имя, «К», плюс порядковый номер.

Краны Лахта Центра
Стройплощадка, апрель 2017
Краны отличаются по типу — есть классические краны с оголовком и с маховой стрелой. Первые применяют для перемещения грузов по горизонтали, вторые — для вертикальной транспортировки. Отличить машины можно так – краны с маховой стрелой могут понимать ее почти отвесно вверх, а противовес расположен компактно на площадке рядом с башней. У «классики» стрела имеет «хвост» — консоль с противовесом.

Классические краны и с маховой стрелой на площадке Лахта Центра
Фото — Илья @yosivim Некрасов

Строительная легенда гласит, что маховую стрелу придумали в Великобритании. Якобы, по местным законам лендлорду принадлежал не только земельный участок, но и воздушное пространство над ним. Чтобы в процессе стройки не вторгаться «в воздух» соседа, пришлось что-то придумывать. Вот и появился кран, способный поднимать стрелу почти вертикально, с принципиально меньшим радиусом поворота.
В связи с этой историей думается, что дело не только в нарушении соседского воздушного пространства, но и во все уплотняющейся городской застройке. Сегодня возведение зданий порой идет на столь компактных пятнах, что страшно не за воздух, а за соседние объекты. Вот, например, как строили MoMa – музей современного искусства в Нью-Йорке. Ну и где бы тут развернулся традиционный кран?

Стройплощадка МоМа

Над многофункциональным зданием работают краны как традиционные, так и с маховой стрелой – по три каждого вида. На пике рост самых высоких машин этой рабочей группы достигнет 95 метров. Внушает, учитывая, что это – отдельно стоящие краны, не имеющие пристежек к зданию.

iКраны МФЗ
Краны МФЗ

Над возведением флагмана комплекса, 462-метровой башни, трудятся четыре супермашины. Диспозиция такая. Вокруг небоскреба расположены «К-1», «К-2» и «К-3», модели 710 HC-L 32/64 Litronic.

Краны башни Лахта Центра
Схема размещения кранов для работы со зданием небоскреба. Для сравнения — рядом в масштабе кусочек здания МФЗ и кран для него.

Башня Лахта Центра

Это – самые высокие краны в городе. И вообще — самые большие краны с маховой стрелой, производимые компанией «Либхер». Вылет их стрел составляет 45, 50 и 60 метров. Максимальная грузоподъемность — 64 тонны, скорость перемещения груза – 176 метров в минуту. Быстрее, чем на обычном лифте.

Доставка груза в башню Лахта Центра

Краны растут вместе со зданием – примерно раз в квартал к мачте добавляют дополнительные секции. На пике рост машин шагнет за 400-метровую отметку. Один из «либхеров» уже летом дорастет до 440 метров — именно с его помощью установят шпиль башни.

Краны К2 и К3. Лахта Центр
«К-2» занял высоту 320 метров

Конечно, эти краны имеют пристежки к зданию.

Пристежки крана к башне Лахта Центра

Бывают ли краны выше?
Самый большой кран из тех, что возводили мегатолл «Бурдж Халифа» дорос до 750 метров.
Краны Бурдж Халифа
Краны Бурдж Халифа
Сегодня, когда речь уже идет о зданиях в 1000+ метров, придется делать выше и краны. Или нет? Посмотрим на «К 4» с нашей стройки.

Кран К 4. Лахта Центр

Эта машина замыкает грузоподъемный квартет небоскрёба. Хотя «К 4» — тоже «Либхер», модели 357 HC-L 12/24, он, в некотором роде — наследие советских инженеров. В 50-х годах прошлого века, когда возводили сталинские высотки, были впервые опробованы УБК – универсальные башенные краны. Разработка инженеров П. П. Велихова, Л. Н. Щипакина, И. Б. Гитмана и А. Д. Соколова. Всем за эту работу вручили Сталинскую премию.

Суть инновации в следующем. УБК, а теперь и его «наследники», не имеют традиционной опоры на землю с наращиванием мачты в процессе стройки. Он опирается собственно на конструкции возводимого здания. Здание растет – кран перемещается на новый уровень. Поэтому его еще называют самоподъемными или ползущим.

Кран К4 в лифтовом холле
«К 4» смонтирован в лифтовом холле ядра Лахта Центра. Для смены позиции кран поднимается гидравликой и встраивается новая секция.

Получается, что высота работы такого крана ограничена только ростом здания. Вы понимаете, кто больше всех оценил такое новшество. Возьмите фото решительно любого небоскреба во время строительства, и в центре ядра вы увидите самоподъемного труженика. Иногда – даже не одного. К сожалению, полностью заменить традиционный кран он все же не может. Зато это – быстрый и легкий форвард, всегда на пике процесса.

Кран К 4 в ядре Лахта Центра

«К-4» сейчас – в зените стройки. Его стрела дотягивается до 417 метров, кабина заняла высоту 380. Виды оттуда — те же, что будут на обзорной площадке небоскреба, только раньше и без очереди. Заглянем?

Лестница в небо

Путь в кабину один — по лестнице. Никаких специальных лифтов в кране для этих целей не предусмотрено.

Лестница в башне крана Лахта Центра

Могут ли коллеги-крановщики «подбрасывать» друг друга на работу и обратно?
Нет, по причине первой и достаточной — недопустимо по технике безопасности. Нарушение возможно только в крайних случаях. Прошлой зимой, когда загорелась опора строящегося ЗСД, крановщица Тамара Пастухова спустила со 100-метровой высоты 3 рабочих в импровизированной «люльке». Подобными ситуациями транспортировка людей краном и ограничивается.
Впрочем, немного «срезать» путь наверх все же можно. В Лахта Центре крановщики едут до 55 этажа на лифте, расположенном в самой башне. Оттуда – по переходной лестнице перебираются к мачте крана. А вот дальше – без вариантов, пешком.
Переходной мостик:

Переходной мост от башни к крану. Лахта Центр

Переходной мост от башни к крану. Лахта Центр

Если бы не этот маневр, то для подъема в кабину «К-1», «К-2» или «К-3», нужно было бы преодолеть более 700 ступенек. Тем, кто работает на «К-4» повезло больше – высота кабины «всего» 50 метров, но и дорогу не срежешь.
В любом случае — крановщик лишний раз вниз не сбегает. Даже обедают они у себя.
Чаю можно выпить на месте. А вот горячий обед доставляют с земли.

Обед в кабине крана
Обед с видом лучше, чем в панорамном ресторане.

Работа и погода

После марш-броска на рабочее место – сидячая 8-часовая смена в небольшой кабине.
Все нужное тут – под рукой. Два рычага отвечают за поворот башни и за подъем груза.

В кабине крана. Стройка Лахта Центра

Бортовой компьютера показывает текущие параметры – вылет стрелы, грузоподъемность, длину каната, поворотный радиус и скорость ветра.

Бортовой компьютер крана Лахта Центра

На мониторе – уникальная минута – штиль. Возможно, такое повторится на краткий миг еще раз или два за год.
— Самое сложное в нашей работе – погода, — делится Сордар, управляющий «К 2». — Такая погода, как сейчас – не тяжелая. Надеюсь, один-два дня такая нормальная погода побудет. Обычно – постоянный ветер.
Ветер приходится учитывать всем, кто работает в воздухе. Но если воздушным судам он иногда – только в помощь, то для кранов любой ветер – помеха. При шторме работы и вовсе приходится останавливать. В этом случае маховые стрелы кранов поднимаются вверх для большей устойчивости машин.

image
Шторм. Маховые стрелы — по ветру, поворотный механизм — на «нейтраль» — для минимального сопротивления порывам
Погода – единственное, что подводит стройку. «Отличились» последние два года. В 2015 было 159 штормовых предупреждений, в 2016 – уже 258. 2017-й, похоже, собирается продолжить наметившуюся прогрессию. Но и ветер – еще не все. Большую часть времени крановщики ведут свои грузы «по приборам».
— Когда туман начнется, тяжелая будет у нас работа. Будем только по рации рабочие команды слушать. Но ничего не видно станет внизу. В такую погоду, как сегодня, нормально работать. Но что внизу — тоже четко не видно. Через камеры смотрим. И стропальщиков слушаем.

Монитор в кабине крана. Стройка Лахта Центра
Камера «нижнего вида»

Плохая видимость – не только из-за высоты, дождя или тумана. Небоскреб и его краны доросли до облаков.

Башня Лахта Центра и облака
Фото Николая Иванова

Коварный и низкий облачный тип

Облака – это не всегда про километры над землей. Основание их нижнего яруса может начинаться даже со ста метров.
Низких облачных типов сразу два – облака слоисто-дождевые и просто слоистые. Первые еще называют «облака плохой погоды» и с ними все ясно. А вот второй тип отличается повышенным коварством по отношению к строителям. На его совести – добрая дюжина ложных вызовов пожарных и спасательных служб на стройку.

Скрин новости о Лахта Центре
И таких «чп» за год было не одно

Все дело в форме и цвете. Такие низкие слоистые облака имеют вид «клочковатый» и «разорванный», «напоминают туман». Но это – только когда они абстрактно плывут по небу, привлекая внимание лишь синоптиков. Если же такое облако без сопровождения собратьев в процессе полета оказывается неподалеку от башни, то многие сразу догадываются: «пожар!»

Облака у башни Лахта Центра. 31.12.16

Пресс-служба без устали благодарит граждан за бдительность и неравнодушие, но просит сначала уточнять причины «задымления» в Лахта Центре. Даже на случай реального ЧП на стройке есть своя круглосуточная пожарная дружина и она примет все нужные меры.

Облако у башни Лахта Центра

Если отвлечься от необычного свойства облаков наводить панику, то можно вспомнить, что это погодное явление – просто красиво. В лондонском «Осколке» есть даже «Облачный этаж» чтобы наблюдать за ним.
А вот облака с кранов небоскреба.

Облака с башни крана. Стройплощадка Лахта Центра

Облака с башни крана. Стройплощадка Лахта Центра

Облака с башни крана. Стройплощадка Лахта Центра
Фото с облаками сделал ведущий инженер отдела строительного контроля Лахта Центра Алексей Сивохо

А вот незабываемое — первая встреча с низкими облаками и поднимающимся туманом.

Низкие облака и башня Лахта Центра
Август 2016. Фотограф — Алексей Майоров

Солнце

Среднее количество солнечных дней в Петербурге — около 70. Но у крановщиков небоскреба их больше – за счет выхода за нижний край облаков. Этого порой достаточно, чтобы увидеть солнце.

Солнце в кабине крана Лахта Центра

В кабине предусмотрен козырек с затемнением. Но его явно недостаточно – крановщики спасаются плотными занавесками. На случай жары есть форточки. В перерывах можно выйти размяться на небольшую площадку и увидеть самые красивые рассветы или закаты в Петербурге.

Вид на Зенит-Арену с крана Лахта Центра

Вид на Юнтолово с крана Лахта Центра

Кто тут летает?

326 метров – высота нетипичная для полета воздушных судов. Тем не менее в нижнем коридоре часто можно заметить небольшие вертолеты – для коротких дистанций набор высоты может быть излишним.

Вертолет у башни Лахта Центра

Не отстаёт и малая авиация – возможно, чтобы показать красивые виды города своим пассажирам. Скоро такие панорамы будут доступны и с обзорной площадки Лахта Центра.

Вид на Морской фасад Петербурга с башни Лахта Центра
Морской фасад Петербурга — вид с крана

Для больших воздушных судов 326 метров – «мелководье», ниже высоты круга. Сюда — только на взлет или посадку. «Росавиация» к слову, небоскреб одобрила – глиссады проходят в другой части города. А башня может служить символическим маяком не только для морских судов, но и для тех, кто спешит на землю из глубин воздушного океана.

Птицы

Птицы и башня Лахта Центра
Иллюстрация отсюда

Удивительно, но с птицами дела обстоят строже, чем с авиацией. Предполагается, что пернатые могут пострадать из-за столкновения со зданием. Тот факт, что птицы успешно облетают любые другие препятствия — не в счет. Есть версия, что панорамное остекление может их дезориентировать. Поэтому орнитологи начали свои наблюдения за поведением «птичьих мигрантов», как они именуют подопечных, с 2011 года. Пока что все говорит в пользу птичьего разума. Из последнего заключения экспертов:

«Над территорией строительства наблюдаются незначительные перемещения синантропных видов – серой вороны, чаек, успешно избегающих столкновений с высокими конструкциями и подъемными кранами. Часть серебристых чаек перемещалась от Новоселковской свалки к Невской губе и обратно на высотах от 100 до 200 метров. Полет непосредственно над строительной площадкой отмечался редко, столкновений с конструкциями не зарегистрировано. Остекление этажей высотного здания не вызвало столкновений птиц с конструкциями».

Крановщики тоже не наблюдают никакого недопонимания с пернатыми. Даже наоборот =)

Птицы на стройплощадке Лахта Центра

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Видео о том, как строилась петербургская телебашня — до 10 мая самое высокое сооружение северной столицы и небоскреб Лахта Центра, принявший высотную эстафету.


У крановщиков «Лахта центра» гостил фотограф Никита Григорьев.

Автор: Лахта Центр

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля