Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС — за четыре дня сразу два спутника выведены на ТО с пометкой «неисправен»

в 16:10, , рубрики: гарантия, Геоинформационные сервисы, глонасс, космонавтика, Научно-популярное, поломка, проблема, спутник
Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС — за четыре дня сразу два спутника выведены на ТО с пометкой «неисправен» - 1

По данным информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, в настоящее время 21 КА (космический аппарат) используются по целевому назначению, а четыре КА временно выведены на техобслуживание (ТО). Причем 16 ноября 2019 года был выведен на плановое техобслуживание спутник «Глонасс-М» номер 731, а 20 ноября 2019 года без предупреждения потребителей прекращена работа спутника «Глонасс-М» номер 735, его тоже вывели на техобслуживание. Оба этих аппарата были запущены в 2010 году и уже выработали свой гарантийный семилетний срок. По данным системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ), выведенные на ТО аппараты имеют статус «неисправен».

ГЛОНАСС — это российская спутниковая система навигации, аналог американской GPS. Основная ее задача — предоставление точного времени и координат потребителям на территории страны и за ее пределами.

Для покрытия территории всей Земли ГЛОНАСС необходима активная работа 24 КА, тогда как для покрытия всей России достаточно 18 активных КА. Сейчас в системе ГЛОНАСС функционирует только 21 КА. Для рядовых потребителей пока что не возникнет никаких проблем из-за вывода на ТО нескольких КА, так как все используемые в смартфонах и гаджетах чипы работают на ГЛОНАСС параллельно с системой GPS.

Интегральная доступность навигации наземного потребителя по системе ГЛОНАСС на 20 ноября 2019 года, в системе ГЛОНАСС функционирует 21 КА:

Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС — за четыре дня сразу два спутника выведены на ТО с пометкой «неисправен» - 2

Интегральная доступность глобально: 97.9%
Интегральная доступность по России: 99.7%

Для сравнения, интегральная доступность навигации наземного потребителя по системе ГЛОНАСС на 28 августа 2019 года, когда в системе ГЛОНАСС функционировало 23 КА:

image

Интегральная доступность глобально: 99.6%.
Интегральная доступность по России: 100.0%.

Примечания:
1. Белым цветом отмечены территории со 100%-ой доступностью навигации по системе ГЛОНАСС в течение текущих суток.

2. Доступность рассчитывается на основе текущего альманаха для суточного интервала как процент времени, в течение которого выполняется условие PDOP<=6 при углах места КА >=5 градусов, где PDOP — позиционный (трехмерный) геометрический фактор. Дискретность расчета: по времени — 4 минуты и по поверхности — 1 градус.

Система ГЛОНАСС транслирует закрытый военный сигнал для российских Вооруженных сил — как для ориентации военнослужащих и техники на местности, так и наведении высокоточного и стратегического оружия на цель. Гражданский сигнал предоставляется на открытой и бесплатной основе всем пользователям в мире, но его параметры отличаются по своим характеристикам от основного военного сигнала.

Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС — за четыре дня сразу два спутника выведены на ТО с пометкой «неисправен» - 4

Помимо вышедших на ТО в ноябре двух КА (731 и 735), еще два КА были выведены на ТО в августе 2019 года — это спутник номер 742, запущенный в 2011 году, и спутник номер 717, запущенный в 2006 году. Дата окончания техобслуживания по трем из четырех КА не сообщается. КА «Глонасс-М» номер 731 должны вернуть в эксплуатацию 25.11.2019 00:00 (МСК).

Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС — за четыре дня сразу два спутника выведены на ТО с пометкой «неисправен» - 5

На данный момент более половины орбитальной группировки системы ГЛОНАСС работает за пределами гарантийного срока, причем даже резервные спутники, которые также находятся на орбите, но не используются по назначению, исчерпали свой заводской ресурс.

Сейчас обновление орбитальной группировки ГЛОНАСС происходит только по необходимости, когда на замену старому запускают новый аппарат. На хранении у предприятия-изготовителя находятся готовые к запуску спутники «Глонасс-М» и «Глонасс-К», также в производство запущены еще несколько новых аппаратов «Глонасс-К».

КА «Глонасс-К» — это навигационные спутниковые аппараты третьего поколения с десятилетним ресурсом («Глонасс» — КА первого поколения, «Глонасс-М» — КА второго поколения с семилетним ресурсом), которые отличаются улучшенными техническими характеристиками и увеличенным сроком службы.

В настоящее время орбитальная группировка системы ГЛОНАСС состоит из спутников «Глонасс-М» и «Глонасс-К», находящихся на средних околоземных орбитах и включает в себя 27 космических аппаратов (25 «Глонасс-М» и два «Глонасс-К»), из которых 21 работает по целевому назначению, один находится в орбитальном резерве, один — на этапе летных испытаний, а четыре КА выведены на техническое обслуживание.

Запуск нового навигационного спутника «Глонасс-М» с космодрома Плесецк, намечавшийся на 2 декабря 2019 года, был перенесен без уточнения причины переноса, отложен на неделю на 10 декабря 2019 года. Этот КА должен заменить на орбите спутник «Глонасс-М» с системным номером 742, который был выведен на ТО в августе 2019 года. В случае успешного запуска и вывода спутника, потребуется еще некоторое время для ввода его в эксплуатацию.

Один спутник «Глонасс-К2» планируется запустить на орбиту в начале 2020 года. А новые высокоорбитальные навигационные спутники «Глонасс-ВКК», которые должны на четверть повысить точность системы ГЛОНАСС, сначала планировали запустить в 2023-2025 годах, но сейчас окно их запусков сместилось на 2026-2027 годы. Ожидается, что шесть спутников «Глонасс-ВКК» будут запущены по программе модернизации системы ГЛОНАСС.

Ранее 1 ноября 2019 года стало известно, что специалисты ОАО «ВНИИР-ПРОГРЕСС» работают над возможностью внедрения «цифровой подписи» в новые сигналы спутников «Глонасс-К2». Данная технология позволит, в том числе, защититься от спуфинга. Сейчас потребители используют незащищенный сигнал. Разработчик новой технологии предлагает ввести «цифровую подпись» сигнала, чтобы отличать его от имитационного. Включение «цифровой подписи» в сигнал является общемировой практикой. Например, в США уже вышел рабочий вариант нового интерфейсно-контрольного документа по GPS, там также идет речь о внедрении «цифровой подписи». В европейской навигационной системе Galileo есть сигнал коммерческого доступа тоже с «цифровой подписью».

Автор: denis-19

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js