МАКС 2013 (фото на 50 мб)

в 12:41, , рубрики: авиация, будущее здесь, космонавтика, НПО Лавочкина, радиоастрон, робототехника, роскосмос, Электро-Л, энергия, метки: , , , , , , ,

В четверг довелось побывать на МАКСе 2013. Тогда была еще бизнес-часть выставки, поэтому мне удалось посмотреть экспозицию без рекордных толп, которые салон собрал в выходные.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Фотографий там сделал немало, и решил оформить их в новую форму фоторепортажа — в GIF. Обычно внутри павильонов, без равномерного фона, сложно снимать какие-либо технологические штуки или их макеты — теряются детали из-за избытка деталей позади основного объекта съемки. Думаю анимация позволит лучше сформировать представление о предметах.
Трафик — 55 мб.

Дайте время на загрузку всех изображений, и приступим.

Территория авиасалона условно делится на три части: экспозиция на открытом поле — там стояли самолеты, вертолеты, системы ПВО и один дирижабль; закрытые павильоны — там представлялись производители комплектующих, оборудования, у Роскосмоса был свой павильон; и третья часть — поле для наблюдений за полетами.

На фото «Ресурса-П» я набросал примерную схему своего маршрута:

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

С погодой не повезло — было пасмурно, съемка под открытым небом не предвещала красочности, поэтому, в надежде, что распогодится, первым делом отправился в павильоны. (Как стало ясно через пару дней, мое «не повезло с погодой» не шло ни в какое сравнение с тем как людям не повезло с ней в субботу).

На подходе к павильонам, приветственно махали ладошками пролетающим самолетам, радары ПВО:

ПВО
МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Там были С-300, С-400, «Тунгуска», кажется «Буки», но я не фанат средств уничтожения себе подобных, поэтому не уделял им большого внимания.

Только вот такая хитрая штука, показалась забавной:

Агат

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Представляю в какое грозное оружие можно превратить обычный контейнеровоз, если забить его такими «контейнерами».

Содержимое павильонов представляло интерес прежде всего для профессионалов, кто уже что-то строит авиакосмическое или собирается этим заняться, но там было на что посмотреть.

Современный перспективный вертолет Ка-62.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Взгляд в кабину порадовал современным салоном с отсутствием десятков циферблатов всяких -ометров.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Ракетные детали нашлись еще до космического павильона.
Легендарный двигатель НК-33, который так и не добрался до Луны в составе ракеты Н1, но спустя сорок лет обрел вторую жизнь на американской частной ракете Antares.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

А эти экспонаты — другой повод вспомнить частную космическую программу США.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Это продувочные макеты двух схем, которые могут стать достойным конкурентом для Grashopper компании SpaceX. Это два типа возвращаемых первых ступеней российской ракеты-носителя «Ангара». Во время запуска ракеты они должны работать как разгонные блоки, потом отсоединяться на высоте примерно 70 км, и совершать самолетную посадку на обычные аэродромы. Учитывая нынешнее развитие беспилотников, схема должна стать очень простым и элегантным способом снижения стоимости орбитальных запусков.

Вот так должна выглядеть полная ракетная сборка:

Байкал

Байкал
МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Судя по названию его посадка предполагалась где-то в районе озера Байкал, при условии пусков с Байконура.

Обычная «Ангара»
МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Проблема только в том, что «Кузнечик» Элона Маска уже во всю по Техасу прыгает, а у нас только макеты с выставки на выставку который год возят.

«Энергия» привезла макет ППТС — перспективного корабля, который должен стать заменой «Союзу» и обеспечить возможность доставки экипажей до Луны and beyond.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Макет далек от достоверности, например сопла на корпусе — это наклейки. Для просмотра внутреннего интерьера была предусмотрена лесенка к входному люку, но у нее всегда дежурил специальный человек, который допускал к просмотру только специальных людей, в число которых я не входил.

Рядом макеты ракетных двигателей

РД-180

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

НПО Лавочкина продемонстрировало несколько макетов своих аппаратов, которые уже летают или готовятся к полету.

НПОЛ

Наш старый знакомый «Электро-Л»

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

«Радиоастрон»

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

А вот единственная ближайшая межпланетная надежда России — Луна-25. Раньше ей дали неудачное название «Луна-Глоб», но потом-таки отважились продолжить советскую нумерацию, признав преемственность с той эпохой.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

На дальнем плане изображен — «Лунный полигон» — концепция автоматической исследовательской базы, которую вынашивают в НПОЛ.

Недавно стало известно, что запуск Луны-25 снова откладывается. Сначала про 2015 говорили, теперь уже «Не раньше 2016-го».

О ГЛОНАСС напоминало крайне мало экспонатов. Видимо до сих пор там все находятся под впечатлением недавнего запуска. Нашлась только вот такая аппаратура:

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Исследовательский центр Келдыша представил макет своей передовой разработки — ядерного ракетолета.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
Читабельная версия плаката

Ракетолет

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Хотя правильнее его называть ионолет, поскольку ядерный реактор у него вырабатывает электричество, а им уже производится разгон рабочего тела в двигателях на ионной тяге. Но раз сами пишут «ракетолет», то и нам можно.

Пресытившись макетами, я отправился к стационарной выставке действующих моделей.

Начал с исторической части. Этот МиГ-3, насколько я знаю — полная рабочая реплика. Наверно, только боевого оружия не хватает. Но летает он точно.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

Далее — отечественная гордость.

Су-27
МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Гигант МиГ-31
МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Ми-28 тоже хорош.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

Стратегический бомбардировщик Ту-95

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

ВМ-Т «Атлант», который возил элементы ракеты «Энергия» и «Буран».

Атлант

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Вертолеты были представлены и в отдельной экспозиции

Ка-52

Аллигатор

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Затем в небе раздался рев двигателей, и в воздухе появился европейский истребитель «Рафаль».

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Началась летная программа, а значит пришло время идти на поле для наблюдений.
По пути посмотрел экземпляры малой авиации.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Эти автожиры напомнили легкие мотороллеры. UPD: К сожалению, цены пока значительно выше чем у мотоциклов.
Кстати, производитель российский.

А это обычный планер. Внимание привлек тот факт, что он привязан (!) к земле. Похоже его реально поднять в воздух сильным порывом ветра.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Производители беспилотников, кажется черпают вдохновение в книге «Секретные проекты Гитлера»:

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Пока я шел к полю, в небе крутился Ми-24

Ми-24

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Когда моя цель была достигнута, на взлетную полосу выкатился гигант Airbus A380-800. Самолет поразил своими размерами и характеристиками по вместимости — до 853 человек, при этом у него очень короткое расстояние пробега на взлете и посадке. Конечно, на выставке он летал пустой, но и так должен быть весьма удачной машиной.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

А380

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Отлетали еще два российских самолета.

Один из них Ту-214:

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

Ту-214

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Гвоздем программы, конечно же были военные самолеты. Пилотов гражданских было даже немного жалко, они старались как могли, но понимали, что никогда не сорвут столько оваций и восторженных криков как это делали «сушки» и «миги».

МиГ-29

МиГ-29

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Су-27
МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Су-27

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

Су-33

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

МиГ-35
МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

МиГ-35

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

МАКС 2013 (фото на 50 мб)
На рабочий стол

МиГи, конечно, полностью оправдывают свое название — носятся как угорелые, отказываясь попадать в фокус. У «сушек» есть несколько приемов, которые позволяют им практически зависать в воздухе, поэтому сфокусироваться легче.

В небо полетела легкая авиация: модернизированная иномарка «Ан-2-100» и прочие «Рысачки».

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

К сожалению, время поджимало и пришлось отправляться на автобус. Уже почти у проходных меня снова настиг рев двигателей и над МАКСом промчался Т-50.

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Самолет, безусловно, шикарный. Даже любопытно насколько аэродинамические требования, формирующие облик аппарата, оказываются гармоничны с эстетическим восприятием человека.

Т-50

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

Красавец. Других слов нет.

Возвращался я со смешанными чувствами. С одной стороны гордость за авиацию: машины летают, пользуются спросом по всему миру. Наверно, если какие полимеры и утратили, то наладили производство новых. С другой стороны, при таком научно-техническим потенциале, какого хрена почему мы не можем отправить ни одной рабочей межпланетной станции уже двадцать с лишним лет, и даже околоземные спутники государство уже заказывает во Франции?!

Впрочем ответ на поверхности: авиация — это конкурентная отрасль, продукция которой пользуется спросом и приносит живые деньги. Прибыль же от успешной межпланетной экспедиции неопределенна, а имиджевые убытки в случае провала — очевидны. Вот и получается, что она никому не нужна… кроме нас с вами.

Благодарность

За организацию поездки выражаю благодарность компании "Даурия Аэроспейс" и лично Ляне Машуковой.

Автор: Zelenyikot

Источник


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js