Небольшое сравнение Tesla Model S и Nissan Leaf в вопросах безопасности и дальности

в 11:11, , рубрики: Nissan Leaf, tesla model s, безопасность, литий-ионные аккумуляторы, транспорт будущего, Энергия и элементы питания

На сегодня электромобили уже не новинка на дорогах и в новостях. Но основная проблема новостей, что все заявления и последующие сопоставления данных из новостей делаются без учета реальных данных и статистики, а по таким же отрывочным новостям.
Этот пост написан по результатам поисков в сети статистических данных.

Безопасность

Один из основных аргументов в пользу электромобилей от Tesla называется ее большая безопасность по сравнению с автомобилями с ДВС в плане самовозгораний. Но на самом деле картина не настолько простая.

Немного статистики

Tesla Model S, выпускается с 2012 года, всего около 107000 на дорогах. На сегодня произошло 6 возгораний:

  • 01.10.2013 — что-то пробило днище
  • 18.10.2013 — ДТП в Мексике
  • 06.11.2013 — второй пробор днища (после чего поставили защиту)
  • 15.11.2013 — Тесла стояла на зарядке
  • 11.02.2014 — просто загорелась стоящая машина в Торонто (причина озвучена так и не была)
  • 01.01.2016 — упомянутый в статье на Гиктаймс случай возгорания машины на зарядке

Сравнение электромобилей Tesla с автомобилями с ДВС

На 107 тысяч Тесла С и 2600 Родстеров выходит теперь 6 возгораний или 0,0055% всего.
В то же время для 2013 года это означало бы 27000 автомобилей и 0,014%.

Вот данные по машинам с ДВС:

«В период с 2006 до 2010 каждый год происходило в среднем 152300 возгораний автомобилей» (источник). На это время в США было 250 млн. автомобилей или каждый год происходило по 0,061% возгораний автомобилей.

Есть также такая статистика: «В США произошло около 219 тысяч возгораний на 254 млн. автомобилей в 2011 году.» Это 0,085% (источник).

При этом в период 2003-2007 ситуация была хуже: 287 тысяч пожаров на, примерно, 240 млн. автомобилей, что получается около 0,12%. Из этих пожаров 49% вызваны поломкой автомобиля, 23% — проблемами с электрической частью, 8% в результате умышленных действий, 3% — как результат ДТП и 5% — воздействием других источников огня (источник).

Есть разница на порядок с показателями Tesla, что вроде бы говорит в пользу последней, но вот только возгорания приведены без учета возраста машины. А Теслы пока еще не старше 7 лет, потому сравнивать эти величины просто некорректно. Средний возраст автомобиля в США составляет 11,5 лет (источник), а возгорания посчитаны для всех, от, условно говоря, выпущенных 50 лет назад и вчера выехавших из салона.

Сравнение с Nissan Leaf

Возгорания

Nissan Leaf, в продаже с 2010 года, произведено 200 000 автомобилей.

Один случай — в декабре 2015 года. Если верить комментарию по этой ссылке от владельца машины, то машина 2013 года выпуска просто загорелась в пути на ровной дороге.

Так как в случае Tesla имели место быть ДТП, то отбросим их. Таким образом получается 3 машины из 107 тысяч «на ровном месте» против одной на 200 тысяч. Статистически в 5,6 раз хуже.
Примечание. Я сравниваю исключительно две модели автомобилей. У Родстера возгораний не было, поэтому он исключен из сравнения.

Так как эти данные я упоминал ранее в комментариях, было вполне справедливое замечание от esc:

Ну, справедливости ради, там и аккумуляторов поболее будет в каждой машине.

Потому далее небольшой анализ по аккумуляторам.

У Nissan Leaf установлено 192 ячейки на 24 кВтч мощности. У Tesla все намного сложнее. За все время производства было несколько моделей с аккумуляторами на 40, 60, 70, 85 и 90 кВтч. В Model S на 85 кВтч — 7104 ячейки формата 18650.

Предположим, что все Model S были по 90 кВтч.
Общая емкость Model S 9630 МВтч, Nissan Leaf — 4800 МВтч. Тогда у Model S 1 возгорание на 3210 МВтч, а у Leaf — 1 возгорание на 4800 МВтч. Тоже не в пользу Tesla.

Теперь самое важное. Если мы глянем в Википедию, то увидим, что далеко не все машины имеют емкость батареи в 90 кВтч (Выпуск автомобилей Tesla).

Если посмотреть на данные, то получается следующая картина:

Емкость аккумулятора Годы выпуска
40 кВтч 2012 — апрель 2013
60 кВтч 2012 — апрель 2015
70 кВтч апрель 2015 — до сегодня
85/95 кВтч 2012 — до сегодня
Performance 85 2012 — ноябрь 2014
Performance 85/95 кВтч ноябрь 2014 — до сегодня
Ludicrous 85/95 кВтч август 2015 — до сегодня

Таким образом, далеко не все автомобили из 107 тысяч произведенных обладают аккумуляторами на 90 кВтч. Также в продаже уже есть Nissan Leaf модельного ряда 2016 года с аккумулятором на 30 кВтч. Следовательно соотношение склоняется еще больше не в пользу Tesla.

Потому аргумент про число аккумулятором говорит о том, что решение было технически неправильным, можно получить было более безопасную машину с использованием аккумуляторов, предназначенных изначально для автомобильного транспорта.

Безопасность при ДТП

У Tesla Model S было 3 аварии, когда водитель вышел из машины безо всяких серьезных повреждений. У Nissan Leaf такого не было. Но все равно их можно сравнить, так как обе машины проходили тест Euro NCAP. Ниже представлены данные по тестам (тестировалась Tesla Model S с аккумулятором 85 кВтч):

Автомобиль Tesla Model S Nissan Leaf
Год тестирования 2014 2012
Adult Occupant 31,4 31,9
Child Occupant 37,8 40,4
Pedestrian 23,8 23,4
Safety Assist 9,3 5,9

Примечания к таблице – данные приведены в пунктах. Тест Nissan Leaf был проведен в 2011 году, но балы были пересчитаны на систему, применяемую с 2012 года.

Так что в целом по безопасности здесь Tesla не сильно впереди (а кое в чем и хуже), особенно учитывая трехкратное превышение стоимости Model S над Leaf.

Дальность

Этот пункт несколько выбивается из предыдущего, но так как часто используется в аргументах, то его следует объяснить.
Tesla заявляет для Model S дальность поездки на одном заряде от 330 до 450 км, а то время как Nissan говорит о гораздо более скромных цифрах, а именно в пределах от 100 до 200 км (по независимым тестам, в зависимости от стиля езды и погоды для нового автомобиля эта цифра изменяется от 100 до 220 км).

Главное отличие в подходе к созданию машины. Компания Tesla создает замену машине с ДВС, заявляя что электромобиль может быть не хуже автомобиля с ДВС в дальности поездок и при зарядке (заправке для ДВС). Отсюда выходят все решения по быстрой замене батареи и сети суперчарджеров, т.е. попытка вписать электромобиль в концепцию обычного автомобиля по времени стоянки на заправке. Мое личное мнение — это попытка усидеть на двух стульях сразу.

Nissan же использует другой подход — они используют статистику. У меня есть статистика по Германии, но в целом по миру она не сильно отличается. Она состоит в следующем — разовая поездка 95% немцев не превышает 40 км, дневной наезд для 80% не превышает 140 км. Следовательно, позиционируя Leaf как ежедневный автомобиль для поездок по маршруту дом-работа-дом или дом-работа-магазин-работа, аккумулятор на 400 км просто избыточная стоимость, как инкрустация корпуса телефона кристаллами Сваровски для улучшения функциональности.
Аналогичный подход к емкости аккумуляторов используют практически все автопроизводители для электромобилей и гибридных автомобилей — дальность выбирается исходя из статистики, без попыток конкурировать там, где это технически сложно и экономически не оправдано.

Если взять другие страны, там будут несколько другие данные, а, в общем, разница не сильно большая по километражу. Да, есть исключения, но на то они и исключения.

Примечания. Данные предоставлены по состоянию на 15 января 2016 года. Данные не претендуют на 100% полноту, возможно где-то что-то упустил.

Автор: idiv

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js