Я мотоцикл покупал, чтобы ездить, а не чтобы падать

в 12:36, , рубрики: безопасность, Здоровье гика, мотоциклы, транспорт

Я мотоцикл покупал, чтобы ездить, а не чтобы падать - 1

Эта статья не совсем в формате Хабра, но, наблюдая какими темпами растет количество двухколесных на улицах столицы, в том числе и среди ИТ-шников, я всё же рискну — может это спасёт несколько жизней, что не так уж и плохо.

Когда лет 10 назад я купил себе первый мотоцикл, любая встреча двухколесных на дороге была целым событием. Последние же несколько лет ситуация изменилась кардинально — пробка из мототехники в междурядье уже каждодневная обыденность. Размышлять на тему, почему это происходит я не буду, а постараюсь просто поделиться опытом «выживания в большом городе» с теми, кто только купил или пока просто задумывается. Вполне возможно, что некоторые вещи будут полезны и любителям электротранспорта.

Немного о себе. Или почему, как мне кажется, к моим словам можно прислушаться

Катаю уже порядка 10 лет. Ездил много на чем. Плюс-минус 18К по Москве за год в любую погоду, кроме снегопада и совсем уж холодов (в -15 заводиться уже сложновато). Участвовал волонтером сначала в Motocitizen, потом в МотоМосква ДТП. В первой занимался статистикой (некоторые цифры будут оттуда, но по памяти), для второй написал и как-то пытаюсь поддерживать мобильное приложение по оповещению об авариях. Неоднократно бывал и на машине и под машиной, но гораздо чаще наблюдал в подобных ситуациях других.

Выбор мотошколы

Казалось бы, при чем тут школа? На самом деле очень даже причем. Для получения прав категории А в России необходимо всего лишь сдать теорию ПДД и откатать площадку. С теорией все понятно, а вот практика, в подавляющем числе мотошкол, заключается исключительно в натаскивании на прохождение площадки, причем самым эффективным образом. Все бы ничего, но беда в том, что навыки маневрирования и посадка, наиболее подходящие для ее прохождения, не просто бесполезны в городе — они вредны. Все это приводит к тому, что только что получившие права первосезонники переучиваются самостоятельно, по «бразильской системе», хорошо если без потерь в здоровье.

Так что тем, кто еще не выбрал школу, настоятельно рекомендую первоочередное внимание обращать не на стоимость и обещания «сдать с первого раза», а на наличие программы обучения вождению в городе и на отзывы в тематических пабликах/форумах.

Как не попасть в аварию

Никак.

У меня нет ни одного знакомого мотоциклиста, откатавшего хотя бы 3-4 сезона, кто хоть раз не побывал в ДТП. Нет, возможно такие люди есть, но я их не знаю. Так что ставшая в свое время локальным мемом фраза из заголовка имеет мало общего с реальностью. Просто когда садитесь на мотоцикл держите в уме, что вполне можете и не доехать.

Как уменьшить вероятность попасть в аварию

Эту тему никак не получится уложить в одну статью — ей посвящены целые книги. Я ограничусь несколькими советами по наиболее частым ошибкам первосезонников. Не стандартными «не превышай скорость», «не пей за рулем» и т.д., а, скажем так, неписанными правилами.

  1. Тренируйте экстренное торможение. Вот прям вечерком на пустую площадку и разгон-торможение-разгон-торможение-разгон-… Вы должны задницей (это не фигура речи) чувствовать момент срыва заднего колеса. Правая рука и правая нога должны самостоятельно уметь эффективно тормозить, на уровне рефлексов. Вы еще не осознали трагизм ситуации, а задний уже прижат, а через мнгновение пошел передний.

    Лирическое отступление: «Чтобы избежать столкновения я положил мотоцикл» — запомните эту фразу и никогда не используйте в разговоре с понимающими людьми. В разговоре с девушками ладно — грех героической лапши не понавесить. Наиболее эффективным и управляемым(!) образом мотоцикл тормозит колесами. Упавший на бок мотоцикл — это пуля со смещенным центром тяжести, на которую почти не действует сила трения. Т.е. летит далеко, быстро и по непредсказуемой траектории, частенько пересекающейся с летящим по такой же траектории пилотом. А в нём плюс-минус двести кило на минуточку.

  2. Не езди правее правого. Там тебя ждут открытые двери автомобилей, повороты во двор и «ой, мне позвонили и я припарковаться решил!». Правая часть правой полосы — это последнее место, где автомобилист ожидает кого-то встретить. Да и мертвая зона там довольно велика.
    Немного жести (здесь и далее из личного волонтерского опыта)

    Пассажир камаза открыл дверь в стоячей пробке. У мотоциклиста минус три пальца.
  3. Не езди левее левого. Там тебя ждут поворачивающие налево и разворачивающиеся. Не редко через двойную сплошную и побыстрее. Ведь «А кто меня по встречке (левой части левой полосы) обгонять будет!?». Поворот авто налево/разворот — один из самых частых и самых кровавых вариантов ДТП с мототехникой. Кстати, фотка сверху — это прошлая пятница, когда меня не заметила поворачивающая налево патрульная машина.
    Немного жести

    Наугад открыл пятерых из проекта «Помним» — это такой проект, который про ушедших в страну вечного сезона. Три из пяти.

    1. Мотоцикл двигался левее общего потока, автомобиль Volkswagen двигавшийся в попутном направлении начал разворот в нарушение требований дорожного знака, разрешающего только движения прямо или направо.
    2. Водитель автомобиля Mazda 3 при повороте налево не пропустила мотоцикл. Водитель и пассажирка мотоцикла погибли на месте ДТП.
    3. Водитель автомобиля ВАЗ-2109 при развороте не уступил дорогу мотоциклу. Мотоциклист при торможении опрокинул мотоцикл и при столкновении оказался между автомобилем и мотоциклом.

  4. Вода скользкая. Листва очень скользкая. Рассыпанный гравий — капец. Резиновая прокладка на трамвайных путях — вообще за гранью добра и зла. Мотоцикл очень хорошо заносит, особенно в повороте. Короче, обзор дороги ограничен — считай, что там уже прошла Аннушка с бидоном масла.
    Немного жесткой жести

    Нижняя половина тела на первом отбойнике. Верхняя — на втором. Между ними требуха. Парень поскользнулся в повороте между Рязанкой и Волгоградкой. Очень не аппетитное зрелище.
  5. Единственное место, где мотоциклистов более-менее ждут — левое междурядье. Т.е. правая часть левой полосы плюс левая часть второй слева полосы. Фактически это можно считать неписанным законом. Отсюда еще одно не очень очевидное правило выживания — не лезь в отличное от левого междурядье без веских на то причин. Объяснение очень простое: что делает водитель, когда слева от него, в 15 сантиметрах проносится мотоцикл? А что сразу после этого происходит с мотоциклом справа от автомобиля?
    Немного жести
    Левая нога в труху перемолота об джип, правая рука об газель.
  6. Очевидное, но постоянно забываемое новичками правило. Лихо перестраиваясь через два ряда помни, что ты не один такой на дороге, резкий как понос. С большой вероятностью там уже может ехать твой мотобрат. Причем сильно быстрее тебя. Очень неприятно получать рассылку с тегом «мот/мот», но в последнее время это случается все чаще.
    Немного жести

    Вот тут не будет. Ни разу на такие не выезжал — бог миловал. Но пару раз лично засыпал дорогу кирпичами, когда в междурядье, прямо передо мной, влетал очередной беспечный ездок.
  7. Если едешь в ряду, то держись с краю, а не по середине. Тогда лихой шашечник с ближайшей полосы тебя увидит, а от шашечника с дальней успеешь уйти. В плотном потоке видно свободное место между двух машин, куда можно прыгнуть, но не мотоцикл в его середине.
    Немного жести

    BMW X6 очень торопилось и прыгало из полосы в полосу. Двое детей не дождались папку с работы.
  8. Если машины впереди начали, ни с того ни с сего, на пустом месте, тормозить — ни секунды не думай и тоже тормози.
    Немного жести

    Перебегавший дорогу пьяный подросток аккуратно сложен в черный пакет, мотоциклист увезен в реанимацию. Если очень повезет, то после выздоровления его ждут долгие судебные мытарства с непредсказуемым результатом.

Как увеличить вероятность остаться живым после аварии (желательно одним куском)

Перефразируя Балмера — «Экипировка! Экипировка! Экипировка! Экипировка!»

По ПДД мотоциклист обязан ездить в шлеме. К сожалению многие этим и ограничиваются. Максимум докупают крутую куртку и моднявые перчатки. Первосезонник обыкновенный: шлем, куртка, перчатки… джинсики и кеды. Бессердечная же сволочь статистика говорит нам, что большая часть всех тяжелых травм приходится именно на ноги (по довольно дырявой статистике Motocitizen — около 45%). А все из-за того, что в большинстве случаев именно они принимают на себя первый удар. Ну вот посадка потому что такая и разность высот мотоцикла и авто. После первого удара, частенько еще приходится поскользить по рашпилю под названием асфальт.

Причем скользить приходится мягкими местами тех же ног. Есть даже такой термин — асфальтовая болезнь, это когда половина задницы размазана тонким слоем по дороге, а вторая содержит вкрапления расплавленных брюк. И да, единственное от чего вас может спасти китайский шлем за тысячу рублей — это от штрафа за его отсутствие.

Немного жести

Два моих первых выезда в качестве волонтера пришлись как раз на травматические ампутации стопы… В кроссовках.

А асфальтовую болезнь прочувствовал лично — очень неприятно должен заметить.

К слову, ваш позвоночник тоже будет очень рад, если удар придется не на него, а на специальную защитную «спину».

Да, экипировка штука довольно дорогая. Полный и хороший комплект может стоить в половину стоимости мотоцикла, но оно того действительно стоит.

Важное замечание — все вышесказанное также относится и к вашему пассажиру. Даже самая красивая девчёнка становится очень некрасивым куском мяса если ездит с вами в миниюбке на голую голову. Уж поверьте — видел.

Что делать если вы попали в ДТП и остались живы

Особенность аварий с участием мотоцикла в том, что сразу после ДТП и в течении получаса после в пилоте содержится лошадиная доза адреналина. Бывали случаи, когда человек вскакивал на переломанные ноги и бросался поднимать мотоцикл на одних мышцах, без каркаса. А минут через 10 зеленел и отключался.

  1. Первое и самое главное правило — убедиться, что с вами все в порядке. Если есть малейшие подозрения, странные боли, невнятное восприятие мира — лягте в безопасное место и ждите скорую. Был случай(лично не присутствовал) — пилот ушиб живот, вроде не болит, от скорой отказался, как его не упрашивали, а вечером, уже из дома, уехал на грустной машинке. Грустная машинка она такая же как веселая, тоже с красной полосой, но уже без мигалки. Потому, что торопиться уже не надо.
  2. Очень частое заблуждение, свойственное далеко не только первосезонникам — «Я же ехал в междурядье, значит я виноват». Нет и еще раз нет. В 70% случаев аварий мот/авто (статистика с выездов волонтеров), если на месте есть разбирающийся человек с холодной головой (а не пилот, у которого адреналин зашкаливает), виновным признается авто. Не надо сразу брать вину на себя. Этим вы обрадуете гаишника, сильно обрадуете мамзель, которая не посмотрела в зеркало при перестроении и сильно огорчите свою страховую, а потом, по осознании, и себя. Позвоните друзьям, а лучше в «МотоМосква/МотоРоссия ДТП», например, и дождитесь волонтеров, которые собаку съели на этом деле.
  3. Не поднимайте мотоцикл без очень веской причины. Сотрудник ДПС будет оформлять и описывать аварию по фактам того, что видит. И в дело уйдут ровно те фотки, которые сделает он. Поднятый мотоцикл — это возможность второму участнику исказить факты, а для трассологов так вообще равносильно уничтожению улик.

Ну пара слов про правила хорошего тона и некоторые заблуждения

  1. Если вас догнали в междурядье — пропустите. Если будете на принципе ехать никого не замечая, то в лучшем случае вас сочтут за идиота, а в худшем, закипевший через 15 минут тошнотства литровый спорт начнет вас обгонять по соседнему междурядью. К чему это приводит я писал выше.
  2. Увидели аварию с двухколесным — притормозите и спросите, не нужна ли помощь. Помните, что ему сейчас скорее всего очень хреново и он слабо понимает, что вообще происходит.
  3. Увидели аварию с двухколесным где уже кто-то остановился и показывает вам рукой «езжай дальше» — езжай дальше. С большой долей вероятности это выездной волонтер, которого сотрудники ДПС не прогоняют, пока он помогает им не создавать на месте толпу праздношатающихся мотоциклистов.
  4. Для любителей не стоковых прямотоков и ночного дальнего ксенона заготовлен отдельный котел в аду.
  5. В ПДД нет такого понятия как «междурядье» — есть езда в ряду и перестроение с пересечением разметки. По ПДД два транспортных средства могут располагаться параллельно в одном ряду, если соблюден безопасный боковой интервал. Безопасный боковой интервал ничем не регламентирован.

На этом все. Не летайте быстрее своего ангела хранителя.

Полезные ссылки

Тестирование шлемов: Safety Helmet Assessment & Rating Programme
Волонтерская организация помощи при ДТП с мототранспортом: МотоМосква/МотоРоссия ДТП
Еще одна волонтерская организация: Motocitizen
Проект «Помним»
Ли Паркс «Полный Контроль»
UPD из комментариев:
Вшлеме, разбор полетов

Автор: Громов Андрей

Источник


* - обязательные к заполнению поля