Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2

в 16:05, , рубрики: c++, искуcственный интеллект, искусственный интеллект, персептрон, Перцептрон

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на C++. Часть 1

Напишем простую библиотеку для реализации персептрона на C++

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 1

Вступление

Всем привет, в этом посте я хочу поделиться с вами моим первым опытом в написании нейросетей. Статей о реализации нейросетей(НС в дальнейшем), достаточно много в интернете, но использовать чужие алгоритмы без понимания сути их работы я не хочу, поэтому решил создавать собственный код с нуля.

В этой части я опишу основные моменты мат. части, которые нам пригодятся. Вся теория взята с разных сайтов, в основном с википедии.

Итак, поехали.

Немного теории

Давайте договоримся, что я не претендую на звание «самый лучший алгоритм машинного обучения», я просто показываю свою реализацию и свои идеи. Также я всегда открыт для конструктивной критики и советов по коду, это важно, для этого и существует сообщество.

Изучив виды нейросетей на википедии, я выбрал персептрон для первого проекта благодаря простоте работы и относительной простоте реализации. Для начала вспомним как схематично выглядит персептрон

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 2

Как мы видим каждый нейрон слоя связан с каждым нейроном предыдущего слоя. А каждый узел этой сети будет называться нейроном.

Теперь рассмотрим работу каждого узла отдельно. Данная картинка как нельзя лучше передаёт смысл каждого нейрона:

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 3

Допустим, что в наш нейрон приходят три сигнала(х1, х2, х3), тогда для вычисления значения u нейрон складывает произведения входных сигналов на веса входов (w1, w2, w3), или проще говоря:
u = x1*w1 + x2*w2 + x3*w3
В более общем виде выражение записывается так:

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 4

Теперь поговорим об активационной функции нейрона. На рисунке она указана как y(u), где u – уже известная нам величина. Эта функция нужна для вычисления значения, которое будет на выходе нейрона и пойдёт на входы других нейронов.

Активационной функцией может быть любая функция, имеющая предел, т.е значении, к которому она стремится, но никогда не достигнет. Таких функций огромное множество, но мы воспользуемся наиболее популярной – сигмоидой(кстати, изображена на рисунке). Вот так она выглядит в контексте наших переменных:

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 5

Данное чудо ограничено диапазоном значений (0; 1), поэтому отлично нам подходит. А величина y(u) будет называться выходным значением нейрона.

Фух, ну вроде с минимальной мат. частью разобрались, теперь приступим к практике.
На листе бумаги всё выглядит просто замечательно, но когда дело дошло до написания кода, то возник вопрос с хранением значений нейронов.

При использовании НС по назначению проблема не серьёзная, можно было бы легко запоминать промежуточные вычисления и шагать буквально по слоям сети. Однако во время обучения НС нам необходимо запоминать абсолютно всё, что происходит в сети, в том числе и ошибку каждого нейрона (об обучении и его тонкостях расскажу в следующей части статьи).

Итак, для решения проблемы хранения данных предлагаю использовать 2 трёхмерных массива: один для хранения нужных значений нейрона, второй для хранения значений весов каждой связи.

Объясню идею на картинках:

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 6

Пусть у нас есть 8 нейронов в слое (с n1 по n8), а мы хотим хранить значения той самой суммы произведений u, вычисленного из сигмоиды значения «y(u)» и ошибки «err», тогда воспользуемся двумерным массивом (матрицей). Смысл поля «err» поясню в следующей части.

Но такой вариант подходит лишь для одного слоя, а слоёв в сети немногим больше, чем один.

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 7

Тогда на помощь к нам приходит третье измерение массива, а номер матрицы отдельного слоя и будет номером этого слоя.

Здесь стоит сделать отступление. Можно круто оптимизировать код, объявив одномерный массив вместо трёхмерного массива, для этого нужно написать функцию, которая будет работать с памятью. Но тут мы пишем простой код, поэтому оптимизацию не будем сильно затрагивать в этой части статьи.

Ну вроде принципы хранения нужных значений в нейронах получилось объяснить. Теперь разберёмся с хранением весов связей между нейронами.

Возьмём для примера вот такую сеть:

.

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 8

Уже зная, как структурировать в памяти нейроны, сделаем подобную таблицу для весов:

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 9

Её структура совсем не сложная: например, значение веса между нейроном N1 и нейроном n1 содержится в ячейке w1-1, аналогично и с другими весами. Но опять же, такая матрица пригодна для хранения весов только между двумя первыми слоями, но ведь в сети есть ещё веса между вторым и третьим слоями. Воспользуемся уже знакомым приёмом – добавим новое измерение в массив, но с оговоркой: пускай названия строчек отображают слой нейронов слева относительно «пучка» весов, а слой нейронов справа вписывается в названия столбцов.

Тогда получим для второго «пучка» весов такую таблицу:

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 10

А всё пространство весов теперь будет выглядеть так:

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на С++. Часть 1 и 2 - 11

При таком хранении весов и вычислений нейронов возникает проблема высокого расхода памяти «впустую», т.к. количество нейронов на слоях может быть абсолютно любым, но массивы, которые мы делаем «имеют форму» параллелепипеда, из-за чего возникает большое количество пустых ячеек, но под которые резервируется память. Именно поэтому я не считаю свой алгоритм наиболее оптимальным и хотелось бы увидеть ваши предложения по оптимизации в комментариях)).

И в заключение первой части

А на этом первая часть заканчивается, во второй части разберём программную реализацию.

Изобретаем велосипед или пишем персептрон на C++. Часть 2

В этой части программно реализуем идеи, описанные в прошлый раз.

Вступление

В предыдущей части я представил на ваш суд несколько идей, которые позволят реализовать персептрон. На этот раз мы будем писать код.

Итак, поехали!

Оформление header — файла

Дабы наш код можно было использовать в различных проектах, оформим его как библиотеку. Для этого создадим header — файл (пусть называется «neuro.h»). Внутри него опишем класс с основными методами:

class NeuralNet {
public:
    NeuralNet(uint8_t L, uint16_t *n);
    void Do_it(uint16_t size, double *data);
    void getResult(uint16_t size, double* data);
    void learnBackpropagation(double* data, double* ans, double acs, double k);
private:
    vector<vector<vector<double>>> neurons;
    vector<vector<vector<double>>> weights;
    uint8_t numLayers;
    vector<double> neuronsInLayers;
    double Func(double in);
    double Func_p(double in);
    uint32_t MaxEl(uint16_t size, uint16_t *arr);
    void CreateNeurons(uint8_t L, uint16_t *n);
    void CreateWeights(uint8_t L, uint16_t *n);

};

Работать будем с векторами, поэтому впишем несколько строк для их работы, но и про стандартную обвязку header'а не забудем). Вставим в начало файла следующие строки:


//строки ниже нужны, чтобы сказать предпроцессору о компиляции этого файла, если ранее он не был упомянут в коде
#ifndef NEURO_H
#define NEURO_H

#include <vector> //файл для работы с векторами
#include <math.h> //библиотека для работы с математикой, нужна для объявления активационной функции
#include <stdint.h> //эта библиотека позволит использовать более оптимизированные типы данных, что немного сократит объём выделяемой памяти для нашего не самого оптимизированного кода.

Разберёмся с публичными функциями класса:

NeuralNet(uint8_t L, uint16_t *n);

Функция представляет собой просто конструктор класса, в который мы будем передавать данные о НС, а именно кол-во слоёв и количество нейронов в каждом из этих слоёв в виде массива.

void Do_it(uint16_t size, double *data);

Не долго думал над названием этой функции)), но именно она отвечает за прямое распространение исходных данных по сети.

void getResult(uint16_t size, double* data);

Эта функция позволяет получить выходные данные с последнего слоя сети.

void learnBackpropagation(double* data, double* ans, double acs, double k);

Благодаря этой процедуре можно обучить нейросеть, используя метод обратного распространения ошибки.

На этом публичные методы класса заканчиваются, сейчас остановимся на приватных полях класса:


    vector<vector<vector<double>>> neurons; //трёхмерный вектор с нейронами, который мы описывали ранее
    vector<vector<vector<double>>> weights; //трёхмерный вектор с весами, его мы тоже описали в первой части
    uint8_t numLayers; //количество слоёв сети
    vector<double> neuronsInLayers; //вектор, хранящий количество нейронов на каждом слое
/*
Вообще это поле и предыдущее можно было бы и не объявлять, а брать количество слоёв и нейронов, исходя из размеров пространств весов и нейронов, но в этой статье мы не сильно затрагиваем вопросы оптимизации, этим займёмся позже
*/
    double Func(double in); // та самая активационная функция
    double Func_p(double in); // производная той самой активационной функции
    uint32_t MaxEl(uint16_t size, uint16_t *arr);// простенькая функция для поиска максимума в массиве
    void CreateNeurons(uint8_t L, uint16_t *n);// эту и следующую функции использует конструктор для разметки векторов с весами и нейронами
    void CreateWeights(uint8_t L, uint16_t *n);

Закончим header — файл строкой:

#endif

На этом завершим header и оставим его в покое. Переходим к самому вкусному — source — файлу).

Код внутри source — файла

Ссылка на весь код будет в конце, мы же разберём самые интересные его места.

Конструктор класса изнутри выглядит так:


NeuralNet::NeuralNet(uint8_t L, uint16_t *n) {
	CreateNeurons(L, n); //переразмечаем пространство нейронов
	CreateWeights(L, n); //переразмечаем пространство весов
	this->numLayers = L;
	this->neuronsInLayers.resize(L);
	for (uint8_t l = 0; l < L; l++)this->neuronsInLayers[l] = n[l]; //в последних трёх строках заполняем все переменные класса
}

Про функцию прямого распространения рассказать особо нечего, просто берём и считаем всё от слоя к слою:


void NeuralNet::Do_it(uint16_t size, double *data) {
	for (int n = 0; n < size; n++) { // тут вносим данные в нейроны первого слоя
		neurons[n][0][0] = data[n]; // нулевое место отвечает за хранение входного значения
		neurons[n][1][0] = Func(neurons[n][0][0]); // первое место отвечает за значение функции от входного в нейрон значения
	}
	for (int L = 1; L < numLayers; L++) { // а здесь от слоя к слою считаем входные значения каждого нейрона и значения их активационных функций
		for (int N = 0; N < neuronsInLayers[L]; N++) { 
			double input = 0;
			for (int lastN = 0; lastN < neuronsInLayers[L - 1]; lastN++) {// для каждого отдельного нейрона подсчитаем сумму его входов для отправки в активационную функцию
				input += neurons[lastN][1][L - 1] * weights[lastN][N][L - 1];
			}
			neurons[N][0][L] = input;
			neurons[N][1][L] = Func(input);
		}
	}
}

И, наконец, последнее, о чём хотелось бы рассказать, это функция вывода результата. Ну тут мы просто копируем значения из нейронов последнего слоя в массив, переданный нам в качестве параметра:


void NeuralNet::getResult(uint16_t size, double* data) {
	for (uint16_t r = 0; r < size; r++) {
		data[r] = neurons[r][1][numLayers - 1];
	}
}

Уход в закат

На этом мы приостановимся, следующая часть будет посвящена одной единственной функции, позволяющей обучить сеть. Из-за сложности и обилия математики я решил вынести её в отдельную часть, там же мы и протестируем работу всей библиотеки в целом.

Опять же, жду ваши советы и замечания в комментах.

Спасибо за уделённое внимание к статье, до скорого!

P.S.: Как и обещал — ссылка на исходники: GitHub

Автор: HeavyPunk

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js