Рубрика «Marvin Minsky» - 2

Отец искусственного интеллекта размышляет о том, как сделать машину, которая бы гордилась нами. Марвин Мински был довольно жестким ученым и то, что он своим «скальпелем познания» исследует тему чувств и эмоций, что же делает нас людьми, довольно интересно и полезно. Книга — отличный образец того, как «ИТишным подходом» попробовать осмыслить «человеческое»: ценности, идеалы, любовь, боль, здравый смысл.

image

3-1. Боль

«На протяжении бесчисленных поколений, великая боль толкала животных к тому, чтобы избежать страдания — ценой самых ожесточённых, самых разнообразных усилий. И даже человек, чувствуя боль в конечности или другой части тела, имеет привычку потрясти ею, как-бы стряхивая причину боли, хотя это очевидно может оказаться невозможно.»
— Чарльз Дарвин.

Что происходит, когда вы ударяетесь большим пальцем ноги? Вы ещё не успели в полной мере почувствовать удара, но вот ваше дыхание уже сбивается, вы начинаете потеть — потому что знаете, что последует за ударом: ужасающая боль, от которой скручивает внутренности, заставляющая забыть обо всех целях, кроме одной — избавиться от боли.
Читать полностью »

Отец искусственного интеллекта размышляет о том, как сделать машину, которая бы гордилась нами. Марвин Мински был довольно жестким ученым и то, что он своим «скальпелем познания» исследует тему чувств и эмоций, что же делает нас людьми, довольно интересно и полезно. Книга — отличный образец того, как «ИТишным подходом» попробовать осмыслить «человеческое»: ценности, идеалы, любовь, боль, здравый смысл.

image

§1-8 Вопросы

Что представляют собой характер и настроение?

Мы используем достаточно много слов, которые могут размыто описать что мы чувствуем и как мы себя ведём. Мы знаем, что злые люди реагируют быстрее (но, обычно, менее осторожно) и счастливые люди реже устраивают стычки – но подобные термины не дают нам никаких идей о том, как эти настроения влияют на наш способ мыслить. Мы можем рассмотреть эту концепцию, на следующем примере: представьте, ваша машина не заводится, но когда вы просите помощи у своего механика, вы получаете только такой ответ:

«Кажется, ваш автомобиль не хочет заводиться. Возможно, это всё из-за раздражения к вам, потому что вы плохо к нему относились.»

Но психологические термины, подобные этим, совершенно не помогают вам приобрести какие-нибудь идеи о том, как можно объяснить поведение вашей машины. Возможно, вы попросту взяли на буксир слишком тяжелый груз и сломали некоторые шестерни какой-то передачи. Или, возможно вы оставили включенными на всю ночь фары, и они полностью разрядили аккумулятор. В таком случае, это «психические» термины вам не помогут в диагностике и исправлении проблемы – вам попросту необходимо знать о частях, из которых состоит машина.
Читать полностью »

Отец искусственного интеллекта размышляет о том, как сделать машину, которая бы гордилась нами. Марвин Мински был довольно жестким ученым и то, что он своим «скальпелем познания» исследует тему чувств и эмоций, что же делает нас людьми, довольно интересно и полезно. Книга — отличный образец того, как «ИТишным подходом» попробовать осмыслить «человеческое»: ценности, идеалы, любовь, боль, здравый смысл.

image

Предыдущий параграф

§1-3 Настроения и Эмоции

«Если кто-либо попытается найти как называется каждая из них (эмоций), для которых человеческое сердце является местом нахождения, каждая раса людей нашла имена для некоторых оттенков чувств, в то время, как другие расы оставили некоторые оттенки без внимания… все виды группировок возможны, из-за выбора базисного чувства, на котором основываются все остальные. Вопрос в том, действительно ли эффект поиска оттенков эмоций является результатом случайной группировки, или этот процесс подходил конкретным целям лучше всего? „
— Уильям Джеймс в Принципах Психологии (Principles of Psychology ) (текст имеется лишь в оригинальном труде на стр. 485)

Иногда вы находитесь в состоянии, при котором окружающий мир кажется весёлым и ярким. В другое время (конечно, при условии, что ничего не изменилось) всё кажется скучным и мрачным, а ваши друзья говорят, что вы впали в депрессию. Почему у нас есть такие состояния разума – говоря иначе настроения, чувства, или диспозиции – и что вызывает этот странный эффект? Вот некоторые фразы, которые дают словари для определения слова «эмоция»:

  • Субъективный опыт сильного переживания.
  • Состояние психического возбуждения или беспокойства.
  • Психическая реакция, связанная с состоянием тела.
  • Более субъективное, чем сознательное влечение.
  • Часть сознания, которое включает в себя чувства.
  • Нерациональный аспект рассуждений.

Читать полностью »

Отец искусственного интеллекта размышляет о том, как сделать машину, которая бы гордилась нами. Марвин Мински был довольно жестким ученым и то, что он своим «скальпелем познания» исследует тему чувств и эмоций, что же делает нас людьми, довольно интересно и полезно. Книга — отличный образец того, как «ИТишным подходом» попробовать осмыслить «человеческое»: ценности, идеалы, любовь, боль, здравый смысл.

image

Предыдущий параграф

§1-2 Море Ментальных Тайн

Время от времени мы погружаемся в вопросы о том, как мы управляем собой.

  • Почему я трачу так много своего времени?
  • Что определяет мои предпочтения?
  • Почему у меня такие странные фантазии?
  • Почему я нахожу математику такой сложной?
  • Почему я боюсь высоты и толпы?
  • Что заставляет меня пристраститься к упражнениям?

Но мы не может даже и надеяться на понимание этих вещей, без наличия адекватных ответов на следующие вопросы:

  • Как наш разум создаёт новые идеи?
  • Каковы основы наших убеждений?
  • Как мы учимся на собственно опыте?
  • Как нам удаётся рассуждать и думать?

Кратко говоря, нам нужно получить более глубокое понимание процессов, которые мы называем мышлением. Но всякий раз, когда мы начинаем размышлять об этом, мы сталкиваемся с ещё большим количеством загадок.

  • Какова природа Сознания?
  • Каковы наши чувства и как они работают? Как наш мозг Воображает вещи?
  • Как наше тело связано с нашим умом?
  • Что формирует наши ценности, цели и идеалы?

Читать полностью »

image

§2-9 Модели себя и самосогласованность

Для решения сложной проблемы, нужно разработать план, но потом вам нужно его воплотить в жизнь. Вам не поможет наличие пошагового плана, если вы имеете тенденцию бросать дело до того как оно будет закончено. Это означает, что вам необходимо иметь некоторый уровень «самодисциплины», что, в свою очередь, требует достаточного уровня самосогласованности, которую вы можете предсказывать, в какой-то мере, для предсказания, в некоторой степени, что вы с большей доли вероятности будете делать в будущем. Мы все знаем людей, которые составляют искусные планы, но довольно редко воплощают их в жизнь, потому что их модели того что они на самом деле делают не согласуются, в достаточной степени, с их реальными действиями. Но как может машина, состоящая из триллиона синапсов вообще быть предсказуемой? Как наш мозг может управлять самим собой несмотря на свою сложность?

Ответ должен быть следующим: мы учимся представлять вещи невероятно просто, но крайне успешно.
Читать полностью »

image

§2-7 Связи новорожденных и животных

«Мы хотим создать машину, которая гордилась бы нами.»
— Дэнни Хиллис, 1983

Малышка Кэрол любит исследовать, но также ей нравится быть рядом со своей матерью, поэтому, когда расстояние между ними растёт, Кэрол пытается быстро сократить дистанцию. Но как только она обнаруживает себя в одиночестве, Кэрол начинает плакать и искать свою маму. Точно такое же поведение также проявляется, когда мама Кэрол рядом, однако Кэрол испытывает тревогу или страх, например, при приближении незнакомца.

Естественно, эта зависимость проистекает из нашей инфантильной беспомощности: ни один младенец не выживет, если уйдет от родительской опеки. Конечно, это происходит, не потому что младенцы не могут долго двигаться самостоятельно, а связано с тем недостатком, что в первые несколько месяцев младенцы не могут следовать за своими матерями. К счастью, люди обычно не испытывают большого вреда от этого недостатка, потому что мы развили систему обратной связи: мать Кэрол почти всегда осознаёт (в разной степени в разное время) то, что происходит с её дочерью, и поэтому её внимание быстро возвращается на ребёнка при малейшем подозрении если что-то идёт не так.
Читать полностью »

image

§2-5 Обучение и удовольствие

Когда Кэрол пыталась наполнить своё ведёрко, она попробовала несколько экспериментов до того, как у неё получилось задуманное благодаря использованию ложки. Когда она понимала, что её цель достигнута, она ощущала удовлетворение и чувство полученной награды, и тогда эти приятные чувства каким-то образом помогли ей обучиться и запомнить опыт. Итак, этот процесс включал множество шагов:

  • Кэрол наполнила своё ведёрко ложкой.
  • Она поняла, что её цель достигнута.
  • Затем она почувствовала удовлетворение своим успехом.
  • Затем, как-то, это удовлетворение помогло ей запомнить опыт.

Сейчас мы довольны, что она чувствовала себя удовлетворённой, но какие функции обеспечиваются всеми этими чувствами, и почему этот процесс требует так много шагов? Какую роль может играть чувство удовольствия в процесс создания воспоминаний? Почему Кэрол просто не могла запомнить какой метод сработал, а какой — нет?
Читать полностью »

image

§ 2-3 Отпечатыватели (Imprimers)

“Сейчас, стыд является ментальной мерой позора, в которой мы сжимаемся от осознания позора, а не от последствий действий, и нам остается только предполагать, какое составляется о нас мнение, из этого следует, что люди, перед которыми мы чувствуем стыд- это те, чье мнение имеет для нас значение. Эти люди являются: те, кем мы восхищаемся; те, кто восхищается нами; те, восхищение которых мы желаем добиться; те, с которыми мы противоборствуем; и те, чье мнение мы уважаем.”
— Аристотель в Риторике 2,6

Наш язык имеет огромное количество слов для описания нашего эмоционального состояния. Когда мы описывали игру Кэрол с грязью, мы уже должны были использовать целую дюжину: влечение, смятение, тревогу, самоуверенность, разочарованность, беспокойство, фрустрацию, страх, склонность, удовольствие, гордость, удовлетворение, стыд и печаль.

Почему вообще у нас есть подобные состояния, и почему этих состояний так много? Почему Кэрол ощущала себя благодарно и гордо, когда она получала похвалу от своей матери? И почему это все, каким-то образом, возвышает цели, делая их более желанными?

Студент: Вы уже начали обсуждать, что она должна иметь что-то вроде “связующих элементов”, которые заставляют её реагировать подобным специфическим образом — прямо как говорил Аристотель, из-за беспокойства её матери. Но это никак не объясняет почему одна только похвала не может сделать цель желанной, а это зависит от, ммм…, я не могу придумать правильное слово для описания этого — “человека к которому она привязана”?
Читать полностью »

image

2.1. Играя с грязью

«Это не просто изучение вещей, которые важны. Это обучение тому, что делать с тем, что вы учите и познанием, почему вы изучаете все эти важные вещи» — Нортон Джастер, рассказ Фантомный Киоск (The Phantom Tollbooth)

Ребенок по имени Кэрол играет с грязью. Оборудованная вилкой, ложкой и чашкой её задача испечь воображаемый пирог, таким же способом, как готовить её мать. Давайте предположим, что она играет одна и вообразим три вещи, которые могут случиться с ней:

Она играет одна. Она хочет наполнить свою чашку грязью и сперва делает это при помощи своей вилки, однако она терпит неудачу потому что грязь просачивается через зубчики вилки. Она разочарованна и ощущает фрустрацию. Но, когда у неё получается задуманное благодаря использованию ложки, Кэрол довольна и ощущает удовлетворение.

Что может извлечь из этой ситуации Кэрол? Она получила знание методом проб и ошибок, о том, что вилки не очень-то приспособлены для переноса грязи. Но благодаря опыту с ложкой она приобрела знание, что ложки являются хорошим инструментом для переноса жидкости. Благодаря ошибкам мы понимаем какой метод не работает — в то время как успех учит нас какой метод принесёт успех. [Пояснения в §9-2.]

Заметьте, что Кэрол сделала это когда работала в одиночестве — и получила новые знания самостоятельно. В случае обучения методом проб и ошибок ей не потребовался учитель для оказания помощи.
Читать полностью »

image

Нора Джойс мужу Джеймсу: «Почему бы тебе не написать понятную людям книгу?»

Я надеюсь эта книга будет полезна интересующимся работой человеческого мышления, тем, кто хочет совета по его развитию или пробует конструировать умные машины. Она будет полезна и тем, кто хочет узнать больше об искусственном интеллекте. А также психологам, неврологам, специалистам по информатике, философам, так как развивает новые идеи, над которыми они работают.

Все мы восхищаемся достижениями в науке, искусстве и литературе, но редко признаем наши достижения в повседневной жизни. Мы распознаем то, что видим, понимаем смысл услышанного и можем применить накопленные знания и опыт для решения новых задач.

Мы также способны на то, что не может ни одно другое живое существо: как только наш образ мышления терпит крах, мы начинаем думать над своими мыслями — такое рефлексивное мышление помогает найти ошибку в рассуждениях и помогает изобрести новые, более эффективные образы мышления. Однако мы все еще очень мало знаем о том, как наш мозг с этим справляется. Как работает воображение? Что такое сознание? Что такое эмоции, чувства, мысли? И в конце концов как мы думаем?

Сравните это с прогрессом в естественных науках. Что такое твердые тела, жидкости и газы? Что такое цвет, звук и температура? Что такое сила, давление и деформация? Какова природа энергии? Сегодня почти все подобные загадки объяснены несколькими простыми законами — уравнениями Ньютона, Максвелла, Эйнштейна и Шредингера.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js