Зачем участвовать в жизни комьюнити и как это помогает профессиональному росту?

в 13:22, , рубрики: community, gdg, Блог компании EPAM, Управление сообществом

image

Участвовать в жизни какого-нибудь профессионального сообщества здорово по нескольким причинам: там можно обсудить работу, попросить совета, найти единомышленников, а то и друзей, прокачать спикерские и организаторские навыки, и, в конце концов, это просто интересно.

Я уже уже несколько лет занимаюсь организацией мероприятий GDG (Google Developers Group), поэтому могу рассказать много интересного о внутренней кухне сообщества, организации конференций, и, конечно, о том, как это помогает в профессиональном развитии.

Предыстория

У меня всё началось так: в 2014 году я заинтересовался мобильной разработкой (до этого разрабатывал бэкенд на C#). У меня был смартфон на Android, так что выбор пал на разработку под Android, и я стал активно изучать Java. А как можно быстро разобраться в технологии? Взять и поучаствовать в каком-нибудь хакатоне, когда у тебя есть цель, и нужно быстро выдать результат. Мои друзья как раз собирались на хакатон в Минск, и я поехал с ними.

Среди организаторов хакатона были ребята из GDG Minsk. Сначала я думал, что они из Google, но потом узнал, что они просто увлекаются Google-технологиями и организовали комьюнити, которое помогает другим их изучать.

Зачем людям быть частью сообщества? Комьюнити – это просто один из инструментов, который помогает тебе развиваться. В первую очередь, сообщества дают возможность наладить связи. Для меня нетворкинг – это вообще основная цель мероприятий. Ты знакомишься с новыми людьми, вы что-то обсуждаете. Потом, когда нужно что-то спросить, ты знаешь, к кому обратиться, или хотя бы в какой чат написать. И тебе скорее всего помогут, потому что у вас общие интересы, похожие проблемы. Комьюнити – это инструмент социализации, так как дает людям повод собраться, обсудить что-то важное и интересное. «Давайте просто соберемся и поболтаем» – ну такое. А когда есть более менее конкретная тема или интересный гость – другое дело.

Узнав о GDG и о том, какие мероприятия они проводят, я начал выяснять, почему у нас, в Нижнем Новгороде (тогда я жил там) нет ничего подобного. Почему все хакатоны, в которых я участвовал, проходили где угодно, но не в нашем городе? На самом деле в Нижнем конечно проходили какие-то мероприятия, но, как мне казалось, не очень заметные, и я решил, что нужно что-то с этим делать. У меня были свои локальные цели – я хотел развиваться, прокачивать свои навыки, – но глобально хотелось поднять статус Нижнего Новгорода как IT-города, где проходит много разных мероприятий, куда приезжают известные спикеры – не только из России, но и из других стран. И я подумал: «А почему бы не открыть у нас чаптер GDG?»

Оказалось, ничего сложного в том, чтобы стартовать, нет. Вот что нужно сделать:

1) оставить заявку на открытие чаптера на официальном сайте GDG,

2) дождаться, пока с тобой свяжется региональный менеджер из Google, который курирует комьюнити в России. Вы созваниваетесь, тебя спрашивают где работаешь, какой опыт, почему тебе интересно развивать сообщество. Не думаю, что там какой-то серьезный отбор: просто должно быть понятно, что ты готов проявлять инициативу и что-то делать. Как, когда и на какую тему проводить мероприятие, всегда остается на усмотрение локальных лидеров комьюнити. Главное – что-то делать. Если сообщество открыто, но неактивно, тоесть очень долго ничего не происходит, его закрывают.

Я запустил нижегородское отделение GDG в мае 2015 года. Тогда в России было около 10 чаптеров, точно не помню уже, сейчас, кстати, уже 33. Можно сказать, я один из самых старых лидеров. Причем на момент открытия я не был экспертом в какой-то из Google-технологий. К тому времени я разрабатывал под Android около года, и то занимался этим только в свободное время.

Организатор комьюнити не обязан быть крутым экспертом: не обязательно выступать на мероприятиях самому, всегда можно пригласить опытных спикеров со стороны. Лидер сообщества – это, скорее, человек, который может собрать всех в одном месте, организовать доклад, зарядить энергией. Важно, чтобы тебе нравились технологии, по которым ты делаешь мероприятия, – тогда, во-первых, тебе будет в удовольствие это делать, во-вторых, будет помогать развиваться семимильными шагами. Например, мне очень импонировали продукты Google, и чем больше я о них узнавал, тем больше они мне нравились.

А около года назад я переехал в Москву и подключился к развитию GDG Moscow.

image

Внутренняя кухня: где брать темы, спикеров, бюджеты

Жизнь комьюнити устроена так: вы собираетесь на митапах, знакомитесь, потом общение перемещается в чаты – там постоянно обсуждаются какие-то темы. Через некоторое время вы снова встречаетесь на мероприятиях, и если кому-то интересно, он потихоньку вливается и начинает тоже что-то делать. Кто-то становится спикером, кто-то подключается к организации.

Главные вопросы, которые стоят перед организатором, – это что проводить, на какую тему, где брать спикеров и бюджет. Расскажу обо всем по порядку на примере того, как это устроено в нашем сообществе:

image

  • Темы и форматы

Есть официальные рамки, которые Google установил для GDG: мероприятия нужно проводить не реже, чем раз в три месяца. Но если ты хочешь, чтобы комьюнити развивалось, чтобы о нем узнавали, конечно, нужно что-то делать чаще. В Нижнем Новгороде мы старались проводить хотя бы одно мероприятие в месяц. В Москве тоже стараемся не опускать эту планку, но пока не всегда получается. Особенно сейчас, в наступившую эпоху самоизоляции, когда оффлайн мероприятия остаются недостижимой мечтой. Жизь комьюнити на текущий момент полностью переместилась в сеть, например, скоро (а именно 13-го мая) мы совместно с GDG SPB проводим совместный онлайн митап про будущее мобильной разработки. Добро пожаловать, как говорится :)

А если посмотреть на картину в целом, не учитывая текущую сложную ситуацию, поводов для митапов много. Проходит какое-нибудь глобальное событие (например, Google I/O или Android Dev Summit), запускается новый продукт или выходит новая версия чего-то. Всё это – поводы собраться. Можно вместе посмотреть трансляцию, а потом обсудить её. Можно пригласить эксперта, который побывал на глобальном мероприятии, и расспросить его. Можно просто обсудить опыт работы с продуктом: какие есть возможности, подводные камни.

Или, например, запрос возникает со стороны участников комьюнити: «Давайте сделаем митап по такой-то технологии». И мы берем и делаем. Если тема оказывается востребованной, через какое-то время можно встретиться снова – это уже будет серия митапов. Так у нас было с Go – мы делали по митапу каждые два месяца.

GDG – международное комьюнити. Поэтому, когда не знаешь, что бы такого сделать, можно подсмотреть, что происходит в других локациях, и взять какие-то идеи себе. Ты попадаешь, можно сказать, в большую семью, где всегда можно обратиться за помощью.

Есть глобальные программы, которые придумывают в Google, составляют гайды и потом предлагают локальным комьюнити ими воспользоваться. Тогда мероприятие проходит сразу по всему миру. Например, есть тип воркшопов StudyJam – их готовят специалисты из Google. По такой системе мы проводили Android StudyJam, Cloud StudyJam, Flutter StudyJam. В апреле я собирался провести Firebase StudyJam, причем прямо в московском офисе Google, но COVID немного спутал мои планы. Но я верю, что скоро все наладится, и я обязательно проведу его.

Форматы мероприятий могут быть разными: митапы, мастер-классы, хакатоны, совместные просмотры онлайн-трансляций, большие конференции. Здесь всё зависит только от нас.

  • Спикеры

Где брать спикеров? Тут несколько путей. Во-первых, их можно растить внутри комьюнити: находить тех, кому интересно выступать, отслушивать их, давать обратную связь. Они будут тренироваться на локальных митапах, а потом можно и на конференции выходить.

Во-вторых, есть уже опытные спикеры, и их тоже можно приглашать. Позвать известного и востребованного спикера довольно сложно, так его время расписано на много месяцев вперед. Очень большую роль тут играют личные знакомства. Если человек тебя знает, он скорее согласится выступить, чем тот, с кем ты незнаком. Поэтому так важно налаживание связей.
И, кстати, именно сейчас, позвать известного спикера на свой митап гораздо проще, именно потому, что жизнь переместилась в онлайн. Например, на ближайшем ивенте, про который я говорил выше, одним из гостей будет Матвей Мальков из Google UK, вытащить его выступить оффлайн было бы, я полагаю, гораздо сложнее.

Еще одна отличная возможность познакомиться со спикерами и завязать контакты – поездка на какую нибудь крупную международную конференцию, типа Google I/O. Там можно поймать известного спикера на afterparty и понетворкать. А потом спустя какое-то время после конференции, написать ему: «Привет! Помнишь меня? Мы с тобой пили пиво на I/O. Я тут мероприятие делаю, не хочешь приехать?» И часто эксперты соглашаются – личные знакомства спасают. Главное – приглашать спикеров заблаговременно, например, за полгода.

Ну и конечно, можно самому стать спикером – так случилось со мной.

  • Бюджеты

Развитие комьюнити – волонтерская деятельность. За нее никто не платит. Есть только бенефиты в виде полезных контактов, свага и иногда поездок на мероприятия. Но понятно, что совсем без денег хорошее мероприятие не проведешь – не привезешь спикера, не покормишь людей. Поэтому, во-первых, можно попросить деньги у Google – написать: «Я хочу провести вот такую штуку, дайте немножко денег», прислать план и смету. Google выделяет бюджеты, но, как правило, не большие – необходимый минимум.

Так что, если хочешь провести какое-то большое мероприятие, стоит искать партнеров – связываться с IT-компаниями, рассказывать о комьюнити и предлагать провести что-нибудь вместе. Ты приезжаешь в компанию и спрашиваешь: «Какие технологии вам интересны? Давайте с вас – спикер, площадка и печеньки, а с нас –еще один спикер и аудитория». Партнерские мероприятия всегда делать легче, и хорошо, когда это выгодно всем: компания может показать себя, рассказать о своих проектах, люди могут узнать что-то новое и поесть печенек, спикеры – выступить, поделиться знаниями.

Когда я стал развивать GDG в Нижнем, через какое-то время знал лично всех HR и DevRel во всех нижегородских компаниях. Сейчас я в Москве и тоже налаживаю контакты, но тут этот процесс будет не таким быстрым – компаний гораздо больше. И опять же, в Москве, в отличие от других российских городов, есть офис Google, и можно проводить митапы там.

Что делает лидер сообщества: на примере организации DevFest

Первое большое мероприятие GDG в Нижнем я организовывал в одиночку. Это была конференция DevFest примерно на сто человек. Все проходило на площадке отеля, там была необходимая аппаратура, кейтеринг, и дело было только за поиском спикеров и продвижением мероприятия.

А на следующий год в команде организаторов было уже четыре человека, и мы решили организовать DevFest побольше, на 500 человек. Мы делали все сами, вплоть до настройки аппаратуры и раскладывания печенек по тарелкам. Кстати, именно в том году в Нижнем Новгороде появился EPAM, и у нас был спикер из минского офиса компании. 500 человек собрать не получилось, но пришло больше 300 разработчиков.

С каждым годом масштаб увеличивался. В 2019 году мой последний нижегородский DevFest проходил два дня и собрал больше 500 разработчиков, 23 спикера, причем часть из них была из-за рубежа. И все это происходило при поддержке 13 IT-компаний. В день мероприятия сами мы почти ничего не делали на площадке, нам помогали подрядчики.

image

Вот что обычно нужно сделать организаторам

Подготовка начинается за несколько месяцев до мероприятия. Вам нужно определиться с датами, начать переписку со спикерами, подготовить партнерские предложения, начать искать площадку. Как правило, эти вещи делаются «в фоне» и не отнимают много сил.

image

Самое веселое начинается за пару месяцев до конференции, когда нужно анонсировать программу, изготовить рекламные материалы, решать проблемы с партнерами. Ты сидишь на основной работе, пишешь код, а в голове: «Вечером нужно еще вот это сделать, с тем связаться, почему спикерам никак не дают визу, на площадке закрыли под свои нужды половину стендовой зоны, которую ты уже продал партнерам, что же делать?» В общем, чем ближе к конференции, тем сложнее. Особенно, когда у тебя мало опыта и это не твоя основная работа.

Как комьюнити помогло мне

Я трачу довольно много времени и сил на развитие сообщества – постоянно либо готовлю доклады, либо как-то участвую в организации мероприятий. На это уходит почти всё свободное время, но оно того стоит. Вот небольшой список того, что дало мне участие в жизни комьюнити:

  • Я познакомился с кучей интересных людей, и мне всегда есть к кому обратиться

Благодаря комьюнити у меня случилось огромное количество знакомств в России и за ее пределами. Потихоньку на митапах, конференциях связи налаживаются. Я был на нескольких Google I/O, как я уже говорил выше, – и там для меня главной задачей всегда было не послушать доклады (они потом всё равно появятся на YouTube), а общаться, знакомиться, налаживать связи. А еще я всегда знаю, к кому обратиться, если у меня возникают технические вопросы. Иногда могу напрямую что-нибудь спросить у человека, который разрабатывает продукт, которым я пользуюсь, – это ценно.

  • Я нашел область работы по душе

Участие в комьюнити помогло мне определиться с направлением, которым я сейчас занимаюсь, – это Flutter. Если бы не GDG, благодаря которому я узнавал о новых продуктах Google, я, может быть, никогда бы не узнал об этой технологии. А теперь это моя основная работа – я Flutter-разработчик, и недавно стал официально развивать эту компетенцию в EPAM.

Во время конференции часто что-то идет не по плану, ломается. Ситуацию может усугубить только то, что ты на своей же конференции еще и спикер. То есть тебе нужно выступать с докладом, а к тебе подбегают и говорят: «Электричество отключилось, бойлеры не работают, кофемашины встали». И ты бежишь искать электрика. Одного такого опыта мне хватило, чтобы понять, что я никогда на своих конференциях выступать с докладом не буду.

Обычно за неделю до конференции ты думаешь: «Всё, я никогда больше этим заниматься не стану». А потом мероприятие проходит, и ты получаешь огромный заряд. Люди подходят, благодарят, интересуются, когда еще будут мероприятия, говорят: «Вот, раньше у нас такого не было, а теперь есть, и это круто». И ты думаешь: «Как классно-то! Нужно готовиться к следующей конференции».

Мероприятия GDG в Нижнем Новгороде, пока я был организатором там, посетили больше 2000 человек. Активных участников комьюнити, которые регулярно ходят на митапы, пишут в чатах, которых ты уже узнаешь, – порядка 50-100. Мне кажется, в IT-тусовке в Нижнем нет человека, который не знает про GDG. В Москве пока с этим сложнее, так как гораздо больше IT-компаний, сообществ, мероприятий. Но я активно работаю над визибилити, и надеюсь скоро больше людей будут знать о нашем комьюнити и приходить к нам на ивенты.

  • У меня появились новые хобби (которые, правда, связаны с работой)

Если бы не комьюнити, я, может быть, никогда бы не стал спикером. Потому что не знал бы, что так можно и это не так уж сложно – нужно просто брать и пробовать выступать. Митапы, которые организуешь сам, – хорошая возможность потренировать навык публичных выступлений. Я начинал со своих митапов, потом выступил на своей же конференции, потом – на конференциях в других городах и так потихоньку добрался до международных.

image

Совсем недавно я представлял Россию на Flutter Europe, до этого выступал на Mobius, TechTrain, DartUP, Rolling Scopes, нашем ITsubbotnik в Москве, на DevFest в нескольких городах и странах. Сейчас готвлюсь к следующему сезону, надеюсь что конференции смогут вернуться в оффлайн, так как мне кажется онлайн мероприятия, при всей их прелести, не дают такого погружения как оффлайн.

Еще я участвую в качестве ведущего в двух подкастах – Mobile People Talks и Flutter Dev Podcast. Mobile People Talks мы запустили с коллегами из EPAM, сначала сами разговаривали в эфирах, а начиная со второго сезона стали звать гостей. Например, недавно к нам приходила Катя Петрова из «Подлодки», еще был создатель Kotlin Андрей Бреслав. Быть ведущим подкаста – интересный опыт: пока готовишься к выпуску, общаешься с гостем, узнаешь много нового. Каждый наш выпуск прослушали от 500 до 2000 человек из России, Украины, Беларуси и многих других стран.

  • Я стал увереннее в себе

Когда много работаешь с партнерами, подрядчиками, спикерами, начинаешь уверенее чувствовать себя в общении с людьми. И потом, очень греет обратная связь после мероприятий – когда подходят и говорят «спасибо» или пишут. Когда задают вопросы после докладов и подолгу не отпускают – для меня это самый главный показатель, что всё удалось. И ты сразу чувствуешь себя лучше и понимаешь, что всё было не зря.

Вот на какие комьюнити и конференции я советую обратить внимание мобильным разработчикам:

Google Developers Group

А что касается технологии Flutter, недавно я создал канал, в котором появляется информация обо всех мероприятиях связанных с Flutter и проходящих на русском языке: FlutterRussia, надеюсь будет полезным.

image

Автор: Александр Денисов

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js