Как я выбирал сервис для перевода 35 000 студентов в онлайн. Опыт руководителя IT-отдела московского колледжа

в 12:33, , рубрики: дистанционное обучение, колледж, лучше удаленно, удаленная работа

Привет, читатели. Меня зовут Владимир, и я работаю руководителем отдела информатизации образования в одном из московских государственных колледжей. На текущий момент у нас трудится более 1 500 сотрудников в 57 зданиях и реализуются программы основного, профессионального и дополнительного образования для более чем 35 000 жителей города Москвы.

В марте 2020 года после введения режима повышенной готовности и перевода школ на дистанционный режим работы у небольшой группы системных администраторов был открыт сезон охоты за диковинным зверем под названием – «Дистанционное обучение». Люди, которые долгое время работали в учебных классах, были вынуждены начать работу из дома.
В этой статье я не хочу вдаваться в подробности того, как проводилось обучение педагогов и осуществлялась техническая поддержка в режиме #ЛучшеДома. Более важной задачей, на мой взгляд, стал выбор платформы для дистанционного обучения. Главная проблема в рамках дистанционного образования была вызвана банальной неподготовленностью учреждений к переходу в «Онлайн». Если бы у школ было больше времени, то картина выглядела бы намного лучше. Хотя уже есть масса историй о том, что у кого глючит и «вообще проще общаться в чатике WhatsApp».

Под катом вы найдете историю о том, как мы выбирали платформу для удаленного обучения своих студентов.

Как я выбирал сервис для перевода 35 000 студентов в онлайн. Опыт руководителя IT-отдела московского колледжа - 1

Отбор претендентов

Перейдем от лирики к фактам. Сначала мы хотели вообще понять, какие есть варианты. В сентябре 2019 года исследователи из Gartner изучили разные платформы для онлайн собраний и назвали 4 лидирующие компании и их инструменты в этой сфере: Cisco (WebEx), Zoom, Microsoft (Teams), LogMeIn. Также еще 2 компании оказались близки к лидерам: Google (Hangouts) и Adobe (Connect). Пришлось сразу вычеркнуть из этого списка сервисы, у которых нет бесплатного доступа, так как госзакупки – это приключение минимум на 2 месяца. Остаются Zoom, Teams, Hangouts и WebEx. Нужно отметить, что WebEx предоставлялся бесплатно для образовательных организаций сроком на 90 дней из-за пандемии. То есть тут скорее про бесплатный пробный период. Но, он, все же, есть.

И здесь начались муки, как выбрать продукт, который подойдет именно нашему учреждению, какие есть плюс и минусы у каждого решения. Первое, что я понял для себя – наше решение должно отвечать одному важному требованию: «Простота эксплуатации».
Сначала мы решили изучить WebEx. Изначально это решение было принято на «вау-эффекте»: полноценное enterprise решение от Cisco на наше огромное учреждение, бесплатно на 90 дней, да еще и с неплохим списком преимуществ. В нем даже есть отслеживание уровня внимания студента.

Но моя радость быстро была омрачена одним очень критическим пунктом – «Интеграция с системами управления учебным процессом». Немного гугла и мы приходим к тому, что для того, чтобы полноценно запустить WebEx, нам требуется интегрировать все это с LMS (learning management system), да еще и обучить пользоваться двумя системами огромное количество педагогов, наполнить LMS контентом, и уложить все это в неделю. При прочих равных можно было заставить всю связку «полететь», но не в столь сжатые сроки.

Следующий продукт, на который упал взор, – это Google Hangouts + Classroom. Вроде бы вот оно – решение, которое должно спасти ситуацию. Сам Classroom разрабатывался специально для школ. Есть все требуемые функции: публикация материалов, заданий, отслеживание прогресса учеников. Вплоть до общения с родителями. Но нашлись и несколько моментов, которые омрачили выбор решения. Например, для класса создается общая папка на Google диске, и она доступна для всего класса. Этот минус все испортил, потому что мы не хотели допустить какого-либо вида манипулирования информацией студентами. Нужно было добиться равных условий обучения.

2 финалиста

В итоге у меня осталось всего два сервиса, которые нужно пощупать буквально за пару дней и пустить в продакшн: Teams и Zoom. Сравнивать их довольно проблематично ввиду того, что Zoom не имеет бесплатного пакета для образовательных учреждений, а Teams входит в бесплатный пакет для образовательных организаций Office 365 с планом A1. Но мы попытались.

Вот что мы нашли, если говорить о плюсах и минусах обоих систем.

В доступной Teams мы получаем:

  • Тесты с автоматической оценкой в Forms
  • Создание сюжетов в цифровом формате с помощью Sway (c интерактивом)
  • Трансляции
  • Видеослужба для создания роликов, управления ими и их безопасного совместного использования в организации, т.е записи всех лекций хранятся в Teams
  • Управление правами, защита от потери данных и шифрование

А в Zoom:

  • Одновременные демонстрация экрана и видеосвязь
  • Виртуальный фон
  • Демонстрация экрана любого приложения iPad/iPhone
  • Совместные комментарии на общем экране
  • Обмен через доску сообщений
  • Многопользовательское совместное использование

И как бы красиво нам не вещали рекламные ролики и буклеты, есть и минусы. Прочувствовано на собственной шкуре. К сожалению, не существует эталонного решения для конкретной ситуации и времени, и это было понятно сразу.

Какие же минусы у Teams

  • Недостаточная гибкость интерфейса: нет возможности управлять выводимыми изображениями, т.е мы видим картинку только последних 4-х спикеров
  • Медленное обновление информации в командах
  • Интуитивно непонятный (сложный) интерфейс, в котором достаточно сложно разобраться с наскока
  • Различные проблемы администрирования системы, привет PowerShell
  • Не хватает функционала вебинарных платформ

Опять же минусы, теперь Zoom:

  • Бесплатная версия поддерживает всего 40 минут на один вебинар, а мы помним с вами, что урок в школе 45 минут
  • Для каждого вебинара требуется создавать свою ссылку
  • Для комфортной и безопасной работы требуется выполнить большое количество настроек, и делать их придется каждый раз, а не все педагоги готовы освоить тонкости настройки, и повторять их каждую лекцию
  • Отсутствует возможность массовой выгрузки пользователей
  • Сложный интерфейс
  • Проблемы с рассылкой писем (спам фильтры)

Это я отнес к основным минусам сервиса, еще я конечно боялся, что из-за повышенного спроса на сервис он либо не вытянет нагрузку, либо ограничит доступ к своим бесплатным возможностям. Хотя, как показала практика, два пункта из минусов действительно «выстрелили» привет Youtube и #ZOOMBOMBING.

Как было решено поступить

По итогу

В итоге был выбран Teams.

Я исходил из доступных нам решений, сроках внедрения, особенностях внутренней кухни организации образования на объёмах свыше 35 000 обучающихся, а также на практике взаимодействия с педагогами и обучающимися. А теперь разберемся по пунктам:

  1. Мне требовалось максимально масштабируемое решение, включающее в себя SSO, с реализацией без затрагивания локального AD
  2. Возможность глобальной выгрузки пользователей «пачкой» в конкретное место
  3. Статистика/отчетность
  4. Контроль педагогов/учеников
  5. Скорость внедрения
  6. Минимизация нагрузки на отдел IT и дальнейшую поддержку
  7. Безопасность и стабильность работы

И да, весь функционал в тех или иных формах присутствует в разных редакциях платформ, но для каждого конкретного случая нужно выбирать свое идеальное решение.

Моя коллега Евгения, которая в этот период проводила наши вебинары, обучающие работе на платформе Zoom и Teams для педагогов города Москвы, говорит: «Первыми, кто пострадал от удалённой работы, являются те сферы, которые нуждаются в синхронизации. Например, музыканты, где оркестры одновременно не могу звучать, хоровики, а также танцоры, где движения получаются асинхронными. Это происходит из-за того, что любые платформы только обрабатывают информацию, а вот скорость поступления этой информации от каждого пользователя своя. Вот так и происходит задержка, у кого пошустрее интернет, от того информация (в данном случае видео) быстрее прилетает, и он уже, например, поет (в случае с хором), а вот, у другого человека, который в этом хоре тоже выступает, но интернет слабенький (скорость меньше предыдущего), то от него информация (видео) прилетит в ЛЮБУЮ платформу с задержкой».

Также неудобство в использовании платформ испытали творческие люди, такие как художники. Неудобство вызвалось тем, что они не могли показывать одновременно свою палитру (когда происходило смешивание цветов) и мольберт, им приходилось использовать два устройства для отображения видео.

Если продолжить разговор о сравнении платформ, то Zoom у учителей оказался в приоритете только из-за того, что в нем отсутствует обширный функционал. Его использовали только для видеосвязи (видеоконференции). А для передачи файлов уже использовали то, чем пользовались в повседневной жизни (почта, WhatsApp). К данной платформе не приходилось долго привыкать.

Teams оказался посложнее, его быстро осилили педагоги-гуру, как мы их назвали. Они не побоялись изучить что-то новенькое для себя. Конечно не без моей помощи. Даже была создана группа поддержки пользователей Teams, где каждый мог задать интересующий их вопрос.

Проводились вебинары на этой платформе, где я демонстрировала свой экран, наглядно рассказывая, где находится та или иная функция с возможностями. В Teams, педагогам создали классы как в реальной жизни. Они заходили в определённый зал с обучающимися, где в «Публикациях» можно было вести диалог с учениками (как в Чате) и там же начать урок для всего класса.

В «Файлы» есть возможность выложить материалы к уроку или ученики могут скинуть сделанное домашнее задание в определённую папочку. На данной платформе педагог может протестировать обучающихся, создав и выложив в «Задания» тесты, и оценить, выставив в «Оценки» баллы. Были созданы Дополнительные Закладки с полезными сайтами (например, как «Библиотека МЭШ») или видео материалами с YouTube. Проводились родительские собрания или собрания внутри отдела. Многие спрашивали о возможности преподавания на данной платформе после окончания карантина (это касалось дополнительного образования).

Вывод хочется сделать следующий: «Не стоит боятся чего-то нового, тем более если Вас не оставляют бороться с этим наедине». Это как новая вещь (будь это новый смартфон, новая стиральная машинка и т.д.), нужно привыкнуть и не бояться нажимать на кнопки, изучая все больше и больше нового функционала!

Надеюсь, что вам эта статья поможет сделать выбор платформы для себя, ведь несмотря на все ограничения, которые вызвала эпидемия коронавируса, становиться очевидным что переходу на онлайн-обучение (хоть и частичному) — быть!

Автор: Владимир Абрамов

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js