Беспредел в госзакупках: как ФОМС препятствовал исполнению госконтракта

в 8:58, , рубрики: госзакупки, коррупция, тендер, ФАС, ФОМС

«Договорной» тендер, ошибка или личная неприязнь организатора? Мы пока не выяснили.

Привет! На связи Флекс, ООО (Cloud4Y), корпоративный облачный провайдер. Хотим поделиться историей о том, как мы выиграли тендер ФОМС на 26 млн рублей, но оказались «неправильным» победителем. За это нам назначили штраф, обещают занести в чёрный список недобросовестных исполнителей, за 3 дня назначают заседание в ФАС и лишают нас права подготовить защиту.

Беспредел в госзакупках: как ФОМС препятствовал исполнению госконтракта - 1

Хронология событий

Победа в тендере

04.10.2023 года в протоколе № 0 273 100 001 123 000 115 Cloud4Y ( ООО «Флекс») был назван победителем в тендере ФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) на оказание услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и доступа к ним для обеспечения функционирования подсистем ГИС ОМС. Контракт был подписан 16.10.2023.

Сумма тендера — 26 млн рублей. Рядовое событие, небольшая сумма, и мы по давно обкатанному алгоритму запросили конфигурации ИТ‑систем, доступы и другие технические детали для осуществления миграции. С нашей стороны всё было подготовлено заранее, виртуальная инфраструктура зарезервирована и готова к работе. Срок выполнения переноса инфраструктуры ФОМС на платформу провайдера — до 31.01.2024. Сроки разумные, проблем не ожидается.

После объявления результатов тендера в ходе неформального общения у нас сложилось впечатление, что представители ФОМС не хотели бы видеть нашу компанию в качестве победителя. Видимо, потому что уже есть сложившиеся отношения с текущим исполнителем. Мы продолжаем бороться за право на тендер, поскольку имеем опыт и ресурсы для его выполнения.

Контракт был подписан 16.10.2023 и в тот же день ФОМС затребовал план миграции — строгий технический документ, в котором описываются этапы миграции, сроки, сценарии действий, ответственные за перенос инфраструктуры клиента к провайдеру лица и другие сведения. К плану потребовали приложить список документов, в том числе по информационной безопасности, которые изначально в ТЗ на тендер отсутствовали. Для создания плана миграции необходима техническая информация от клиента, от которой можно отталкиваться для подготовки качественного плана миграции.

17.10.2023 мы письмом запросили информацию, необходимую для составления плана миграции и Программы и методики испытаний (ПМИ), а также для проведения самой миграции. Нам требовалось описание текущей конфигурации инфраструктуры ФОМС и контакты ответственных сотрудников, которые должны принимать участие в процессе миграции со стороны Фонда. В письме мы также сообщили, что выделили вычислительные мощности для размещения информационных систем ФОМС, и остаётся только провести миграцию вычислительных мощностей Фонда на платформу провайдера. Но подготовить чёткий план миграции и ПМИ, а также провести саму миграцию без информации, запрошенной нами, невозможно.

18.10.2023 Cloud4Y запросил контакты исполнителей со стороны ФОМС, а также попросил предоставить информацию о том, где на тот момент располагались данные, которые должны были быть смигрированы на выделенные нами вычислительные мощности. Нам нужно было разрешение на подключение к данной стойке для развёртывания оптических линий связи, так как без него невозможно провести миграцию даже при утверждённом плане миграции. В этот же день отдельным письмом предложили провести видеоконференцию с техническими специалистами, чтобы обсудить план миграции и получить информацию, которая нужна для подготовки этого документа. Ответа на письмо не поступило. В телефонном разговоре представитель ФОМС отказался проводить какие‑либо обсуждения.

19.10.2023 мы получили ответ, что описание текущей конфигурации инфраструктуры ФОМС необходимо включить в план миграции, но саму информацию не предоставил. Вместо этого ФОМС ещё раз попросил предоставить план миграции с программой и методикой испытаний (ПМИ). При этом сроки для предоставления плана установили максимально короткие: в целях обеспечения миграции подсистем ГИС ОМС, функционирующих на виртуальных ресурсах ЦОДа заказчика по адресу: г. Москва, пр‑т Мира, д. 105, стр. 6, мы должны были в течении 5 рабочих дней с даты заключения государственного контракта разработать и согласовать с заказчиком план миграции с ПМИ.

Нет информации — нет плана. А информацию мы вам не дадим

Даже в таких условиях можно работать, и специалисты Cloud4Y 20.10.2023 г. отправили на согласование план миграции данных, который по причине отсутствия данных, не предоставленных Заказчиком, представлял собой план проведения общих мероприятий, обычно проводимых при осуществлении миграции данных. К плану приложили часть документов, которые мы могли подготовить без получения сведений от ФОМС. Программа и методика испытаний не были отправлены, так как без запрашиваемой информации составить её невозможно даже в общих чертах. Также мы уведомили ФОМС, что не предоставление нам данной информации можно считать саботированием исполнения нами государственного контракта.

Из ответа ФОМС мы узнали, что план не устроил по причине того, что в нём нет (!) технических подробностей. Но своё недовольство планом миграции компания сообщила лишь 27.10.2023 г, то есть позже установленного самим ФОМС сроком. Более того, письмо было отправлено Почтой России и поступило к нам с большим опозданием.

Интересно, что в своём очередном письме ответственное лицо ФОМС отказался предоставить нам запрашиваемую информацию, пока мы не предоставим запрашиваемые Фондом документы. Причём даже те, которые служат сугубо для служебного пользования и не должны передаваться третьим лицам.

В итоге:

а) Cloud4Y не мог подготовить ПМИ из‑за отсутствия технических данных и не имел права предоставить сведения, которые могут раскрыть подробности внутренней системы безопасности. Чтобы аргументировать отказ, провайдер напомнил, что инфраструктура ЦОД действующего под брендом Cloud4Y ООО «Флекс», предоставляемая для миграции подсистем ГИС ОМС, имеет действующий аттестат соответствия требованиям по защите информации по первому классу защиты государственных информационных систем (К1) и по первому уровню защищенности персональных данных (УЗ1). Данные класс и уровень являются наивысшими, и наличие подтверждающих документов, которые были предоставлены ещё в составе аукционной заявки. Это говорит о том, что у нас имеются все необходимые документы и нас проверили профессионалы.

б) ФОМС отказывался предоставить техническую информацию до момента, пока не получит нужные им документы.

Замкнутый круг и чьи-то личные интересы

Получился замкнутый круг. Выглядело всё так, словно кто‑то явно пытается воспрепятствовать исполнению Cloud4Y своих обязательств по заключенному контракту. Было непонятно, в чём причина и нет ли тут чьей‑то личной заинтересованности. У нас большой опыт работы с госконтрактами, но с таким мы сталкиваемся впервые.

Интересно, что после сообщения о недовольстве планом миграции ФОМС перестаёт выходить на связь, не отвечает на наши обращения. Заказчик полностью пропал, мы регулярно обращались, каждый день им писали, бомбили, но реакции не было. Через три недели мы понимаем, что обратной связи не будет, что нас игнорируют.

Мы со своей стороны понимаем, что нормального сотрудничества не будет, хотя мы полностью соответствуем требованиям и готовы в полном объёме выполнить работу. Но раз возникла такая история, начинаем предлагать альтернативные варианты, которые могли бы устроить все стороны. Хотим решить дело мирно. ФОМС не идёт на наши предложения, представитель ФОМС настроен агрессивно и хочет нас «наказать».

На обращение в ФАС 25.10.2023, нам ответили, что контракт уже заключён, акта нет, услуги оказывать мы не начали. Соответственно, ФАС ничего сделать не может, надо решать через суд.

Одновременно мы написали в Администрацию президента, ФСБ, Минздрав (антикоррупционный отдел), прокуратуру, казначейство. Были заведены дела. Но даже после того, как мы сообщили об этом ФОМС, они не пошли навстречу, не отреагировали.

01.11.2023 на отраслевом форуме CNews FORUM 2023 представитель Cloud4Y в неформальной обстановке общался с представителем текущего исполнителя, в центре обработки данных которого размещались информационные системы ФОМС, и из которого они должны были быть мигрированы в наш дата‑центр. В ходе беседы представитель текущего исполнителя заявил, что мы не получим никакой информации. Снова возникло подозрение о возможном сговоре с целью помешать исполнению нами госконтракта.

03.11.2023 мы ещё раз безрезультатно попытались обсудить миграцию на рабочем совещании с ФОМС. Представители ФОМС назвали встречу неформальной и просили её не афишировать.

13.11.2023 г. в наш адрес Фонд через Почту России отправил письмо, в котором вместо нужной нам информации было опять написано про план миграции и ПМИ, по которым у нас не было никакой информации, а также сказано, что информацию о номере стойки, необходимую для организации канала связи, передана нам письмом от 20.10.2023 г. исх. № 00–10–92–2–06/17 685. Это письмо до нас так и не дошло и есть сомнения, что его когда‑либо отправляли.

Виновны в игре по правилам

06.12.2023 мы отправили в ФОМС письмо, в котором ещё раз описали проблемы, возникшие у нас при исполнении госконтракта по вине Фонда, который так и не предоставил нам запрашиваемую информацию. Снова указали, что действия ФОМС можно расценивать как преднамеренное затягивание исполнения госконтракта.

15.12.2023 ФОМС направил претензионное письмо исх. № 00–10–92–2–06/21 404 через ЕИС, где обвинил Cloud4Y в том, что провайдер не предоставил ПМИ и документы. Часть из этих документов мы уже отправляли, а другая часть является документами для служебного пользования (конфиденциальная информация), о чем мы уже сообщали ранее.

21.12.2023 мы отправили повторную претензию через ЕИС и попросили предоставить необходимые документы, а также напоминали Фонду о его обязанности (в соответствии с п.1. статьи 718 ГК РФ) оказывать нам содействие в выполнении работ по договору. Так же мы напомнили о том, что в соответствии с статьей 719 ГК РФ в случае неисполнения Заказчиком встречных обязанностей по договору подряда Подрядчик вправе не приступать к выполнению своих обязанностей и приостановить уже начатые работы. В претензии было указано, что в ответ на наш запрос (исх. № 00–10–92–2–06/210), вместо запрашиваемых нами документов у нас запросили план миграции, ПМИ и документы.

Кульминация

16.01.2024 ФОМС направил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением Cloud4Y своих обязательств. В документе были искажены факты, поэтому мы развёрнуто ответили на претензию 18.01.2024 г. И даже, поняв личную заинтересованность стороны в отказе от сотрудничества с нами, предложили расторгнуть договор по обоюдному согласию. Хотя мы понесли финансовые потери, потратили время на подготовку плана миграции, инфраструктуры, заплатили около полумиллиона за банковскую гарантию, ФОМС отказался идти нам навстречу.

Мы оценили наши бизнес-риски как высокие (риск попасть на штраф, а также в реестр недобросовестных поставщиков, из‑за чего мы не сможем брать тендеры и работать с госсектором) и, понимая, что на конец января защиты нашего нарушенного права по контракту искать негде, мы решили пойти на двустороннее соглашение о расторжении. Однако в последний день вступления в силу одностороннего отказа ФОМС неожиданно пропал из переговорного процесса.

Фонд проигнорировал наше письмо и 29.01.2024 в 00:00 одностороннем порядке происходит расторжение договора со штрафом и передачей дела в ФАС.

29.01.2024 ФОМС выставляет требование об уплате штрафа в 1,3 млн. рублей со сроком оплаты 2 дня. Мы были вынуждены оплатить штраф, так как существовал риск "попасть" на сумму в 18 млн рублей по банковской гарантии. Отвечая на решение о неустойке, мы написали, что не согласны, но вынуждены в данный момент подчиниться и сделать оплату.

В тот же день 29.01.2024 в ответном письме на требование об оплате штрафа мы сообщили ФОМС об уплате штрафа.

В свою очередь ФАС назначил заседание на 2 февраля.

И ситуация снова вызывает подозрения. По словам привлечённого нами юридического специалиста‑эксперта по взаимодействию с ФАС по вопросам тендеров заседание назначено слишком быстро. По обычной практике дата заседания ФАС назначается через 6 дней после обращения. В случае с ООО Флекс дата заседания назначается на 3-й день. В данной ситуации у ООО Флекс мало времени подготовиться, что снова вызывает подозрения в чьей‑то заинтересованности.

Эпилог

Пока всё выглядит так, словно мы стали компанией, выигравшей тендер, которые не должны были выигрывать. ФОМС не попытался решить ситуацию, отвергая попытки мирного решения вопроса.

Сейчас мы продолжаем пытаться добиться справедливости, несмотря на первоначальный отказ ФАС вмешиваться в дело, а также назначенное заседание с тем же самым ФАС, но по инициативе ФОМС.

Стремления государственных структур как ФОМС работать с кем‑то, кроме «нужных» партнёров огорчает. Это несправедливо, это губительно для бизнеса и это бросает тень подозрения на возможную коррумпированность отдельных государственных структур или личностей. Не многие пытаются добиться справедливости, есть те, кто также пострадали и молчат.

Чем закончится история, расскажем позднее. А пока держите за нас кулачки, мы будем биться за правду. Спасибо за внимание!

Беспредел в госзакупках: как ФОМС препятствовал исполнению госконтракта - 2

Автор: Cloud4Y

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js