Рубрика «ФАС»

Яндекс рассказал, как формируются в поиске «обогащённые ответы» -- блоки с дополнительной информацией с сайтов, появляющиеся над остальными результатами. Компании могут попасть в обогащённые ответы на коммерческой основе, выполнив определённые условия.

Компания-партнёр должна будет предоставить Яндексу всю информацию, Читать полностью »

А чего плохого в монополии Яндекса? И вообще в монополиях? - 1
В этот блок выдачи могут попасть только сервисы группы юрлиц Яндекса

Я уже несколько постов разбираю наше обращение в ФАС по поводу интеграции поиска Яндекс с различными сервисами Яндекса. Напомню предыдущие серии: предупреждение ФАС, ФАС возбуждает дело против Яндекса. В комментариях к постам встречается огромное количество вопросов относительно того, чего, собственно, плохого в том, что делает Яндекс. Они частично задевают вообще фреймворк антимонопольных законов России и мировую практику, поэтому я сейчас постараюсь на уровне ликбеза рассказать, откуда такие принципы вообще пошли.

Итак, основные точки прошлого обсуждения:

  • Почему Яндекс не может делать со своим продуктом что угодно? Это же их поиск, нет?
  • Почему крупные компании пошли за помощью государства, а не прибегли к рыночным методам, если их что-то не устраивает в работе Яндекса?
  • Почему бы не сделать свой конкурирующий поисковик и не устанавливать в нём свои правила?
  • Чем вообще плоха монополия?
  • Чем отличается доминирующий игрок от просто игроков?
  • Почему государство вдруг должно устанавливать правила для интернет-рынков? Неужели нельзя порешать это саморегуляцией?

Чтобы понять смысл антимонопольного регулирования, нужно мысленно смоделировать несколько ситуаций, что бы было, если бы его не было вообще. Давайте для начала разберёмся, зачем оно вообще существует в современном мире.
Читать полностью »

За неделю Роскомнадзор дважды составил административные протоколы на Департамент информационных технологий Москвы: за незаконную обработку ПД и наглое вранье надзорному органу.

ДИТ Москвы, коронобесие, большие данные: преступление и наказание - 1

Во время пика прошлогоднего коронабесия, когда власти вводили пропуска, комендантский час, патрули с собаками чумными докторами и это все, я развлекал себя, измываясь над московской системой оформления электронного «пропуска на передвижение», который якобы требовался для обуздания пандемии.

Гипотеза состояла в том, что вся эта система – сплошная профанация и нужна лишь для распила бюджета и построения «цифрового профиля» москвичей, а любой гражданин, располагая толикой изворотливости и информацией из открытых источников, может ее легко обойти. Проверка носила бескорыстный характер, так что я был целиком в белом жабо white hat.
Читать полностью »

«Федеральная антимонопольная служба России в рамках рассмотрения дела в отношении ООО „Яндекс“ проанализирует все сервисы поиска — как российские, так и иностранные», обещает пресс-служба.

Приводимый ей комментарий юриста Артура Рохлина содержит прогноз о том, что дело против Яндекса может стать знаковым и прецедентным, оно «Читать полностью »

ФАС возбудила дело против Яндекса: что это значит для Рунета - 1
Скриншот показывает, как эффективно Яндекс добавляет свои сервисы наверх выдачи

Привет! Я один из тех юристов, которые направили обращение в ФАС, в результате рассмотрения которого появилось «предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства».

Возможно, вы уже видели волну новостей про то, что ФАС возбудила дело против Яндекса и тут же произошёл резкий скачок акций, в результате чего компания потеряла за час торгов 106 миллиардов рублей рыночной капитализации. Я почти уверен, что роль тут сыграли, скорее, громкие заголовки и спекулятивный характер рынка акций, а не детальное содержание новости и её суть. То есть это, скорее, спекулятивное падение.

Именно детальное содержание я и хочу сейчас разобрать.

Итак, в предыдущих сериях: ФАС вынесла предупреждение о том, что нужно устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства. Это означает, что Яндекс уже не рассматривается как частная компания со своим продуктом, и поиск — это уже не их личное дело, а, как определено в предупреждении, является рынком поиска. Рынок — это ключевое слово, потому что именно созданием и регуляцией равных условий на рынках занимаются в антимонопольной службе.

Прошел месяц, и ситуация выглядит так, что Яндекс ничего устранять не стал, а вместо этого выбрал стратегию затягивания времени, 1 апреля подав ходатайство о продлении срока предупреждения на 1 месяц. Похоже, в ФАС такой ход не оценили, и возбудили административное дело, как, собственно, и указали в предупреждении.
Читать полностью »

Федеральная антимонопольная служба объявила о возбуждении дела в отношении компании Яндекс. Компания, по мнению ФАС, создала на рынке поиска в интернете дискриминирующие конкурентов условия

Напомним, что 20 февраля 2021 года ФАС России выдала ООО «Яндекс» предупреждение, Читать полностью »

Владельцы салонов красоты и маникюра пожаловались в ФАС на то, что по их целевым запросам выдачу занимают «Яндекс.Услуги». Ассоциация предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК) написала в ФАС письмо со скриншотами выдачи с «Услугами», под которым подписались 25 региональных подразделений.

Индустрия красоты «сейчас нуждается в продвижении,Читать полностью »

Как именно нужно читать предупреждение ФАС «Яндексу» и что оно значит для Рунета - 1

Я один из многих юристов, который больше года назад участвовал в подготовке обращения в ФАС с вопросом, нормально ли, что Яндекс стал лучшим поиском по сервисам Яндекса. Собственно, ответ пришёл несколько недель назад в виде «предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства».

Вопрос был в том, правильно ли то, что Яндекс даёт преференции своим сервисам в поиске. Суть вопроса сводилась к тому, можно ли считать отдельным рынком рынок поиска.

Дело вот в чём: если юридически поиск в интернете — это рынок, то на нём действует антимонопольное законодательство. И тогда, цитируя сам Яндекс (точнее, пост об иске против Google): «это обращение  —  признание одного неприятного факта. У нас с вами есть все шансы попасть в страну, где только одна компания будет решать, какими сервисами будут пользоваться люди». И если «мы всегда верили в конкуренцию и право выбора пользователя», то ФАС должна восстановить справедливость.

Если же поиск в интернете — это не отдельный рынок, то Яндекс — частная компания, которая в своём поиске может делать что хочет. Ведь это их поиск, их алгоритмы ранжирования и их ручные настройки. Частное дело частной компании.

Коротко: ФАС усмотрела признаки нарушений (пока де-юре не сами нарушения, это важно) в действиях Яндекса. И попросила, по сути, вернуть нейтральность в поиск, то есть обеспечить чуть более равные условия всем компаниям на рынке. В перспективе это может коснуться не только Яндекса, но и любого поиска в России.

Предупреждение ФАС это, по сути, предложение: «сделайте вот так, пожалуйста, или мы возбудим дело», поэтому давайте детально разберёмся, что же происходит.

В предупреждении обозначено, что рынок поиска есть, и это крайне важно для Рунета. Давайте посмотрим, почему.
Читать полностью »

Qiwi заявила, что запускает кредитование малого и среднего бизнеса в виде овердрафтов для нужд рынка такси. Комиссия за подключение овердрафта единовременная и равна 0,5% от суммы лимита, ставка по кредиту — 0,07% в день. Если кредит погашается в день оформления, проценты за использование сервиса не будут начисляться. Лимит зависит от оборота по счёту клиента. Деньги зачисляются на счёт в «Точка Банке».

«Читать полностью »

Федеральная антимонопольная служба в последние месяцы проявляет повышенное внимание к Яндексу, 20 февраля оно выразилось в «предупреждении о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства». Выдача Яндекса, обнаружили в ФАС, «содержит интерактивные обогащенные ответы (Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js