Ученые использовали серию взрывов для изучения свойств литосферы

в 17:53, , рубрики: геология, Научно-популярное, планета, строение земли, физика

Ученые использовали серию взрывов для изучения свойств литосферы - 1

Если вы хотите, чтобы вас услышали на другой стороне большой комнаты, то нужно говорить громко. На открытой местности, в поле, нужно кричать очень громко, чтобы услышал человек с другой стороны поля. Ну, а если нужно получить эхо при изучении литосферы Земли, нужно быть еще более «громким».

Сейчас для изучения глубинных слоев планеты ученые используют сейсмические волны, которые возникают при землетрясениях. Правда, такие волны дают очень ограниченную картину, которая может быть еще и искажена в силу ряда причин. Для того, чтобы получить четкую картину строения глубинных слоев Земли (от литосферы до определенного уровня астеносферы), нужно использовать особую методику.

Методика заключается в том, чтобы окружить источник сейсмических волн измерительными приборами, с небольшим интервалом. Поскольку предугадать появление землетрясения и узнать, где будет располагаться эпицентр достаточно сложно, ученые решили создать землетрясение самостоятельно. А именно — произвести сильный взрыв.

Группа исследователей Университета Виктории решила изучить структуру тектонических плит в зоне субдукции. Для этого было просверлено 12 скважин, в районе острова Северный, Новая Зеландия. Скважины были окружены, в общей сложности, 1200 сейсмографами. И в каждой скважине было взорвано полтонны динамита. Благодаря произведенному сейсмическому возмущению и отраженным волнам ученым удалось получить довольно четкую структуру глубинных слоев планеты в этом регионе. Ученые «увидели» новозеландскую литосферную плиту, тихоокеанскую плиту и две слабые линии на глубине примерно в 100 км.

После нескольких дискуссий ученые пришли к выводу, что эти линии показывают границу между тихоокеанской плитой и астеносферой. Эти две линии, скорее всего, показывают промежуточный слой мощностью в 10 км, при этом ученые сравнивают этот слой со смазкой, как раз между твердой плитой и вязкой астеносферой. И если это действительно так, то механизм скольжения литосферных плит теперь более-менее понятен.

Сейчас ученые собираются продолжить исследования, и дальше изучая строение глубинных слоев планеты, и взаимодействие между ними. Работа ученых уже была опубликована в Nature.

Автор: marks