10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте

в 6:02, , рубрики: just for fun, бизнес-модели, Блог компании Флант, Развитие стартапа, Флант

На днях — 13 мая 2018 года — нам как компании формально исполнилось 10 лет. На самом деле, мы начинали ещё раньше, но были слишком молоды для осознания того, что это уже самостоятельный бизнес… Как двум студентам без опыта в предпринимательстве и внешних инвестиций удалось что-то создать, да ещё и привести к сегодняшним успехам? Я постарался собрать в этой статье ключевые этапы нашего долгого пути.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 1

Истоки: МИЭМ

Начало компании «Флант» тесно переплетено с московским техническим вузом — МИЭМ (ныне уже МИЭМ НИУ ВШЭ), а если быть точнее, то преимущественно с одной его кафедрой, называвшейся ЭВА (электронно-вычислительной аппаратуры) в ранние годы и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) — позже. По разному стечению обстоятельств именно на неё поступили будущие основатели компании: Дмитрий Столяров (distol) и Дмитрий Шурупов (shurup), — и, что называется, не прогадали. Потому что — благодаря руководству кафедры (заведующему и его будущему заместителю) — там, если ещё и не царила, то как минимум взращивалась весьма демократичная и молодёжная обстановка.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 2
Сайт кафедры ИКТ в 2008 году

Заключалась эта обстановка в том, что [искренне увлечённым в ИТ] студентам оказывали активную помощь для их развития в интересных областях, а главное — применения своих знаний на практике. Данное обстоятельство быстро умножилось на любовь к GNU/Linux и Open Source у одного из Дмитриев (к тому времени он уже несколько лет вёл ныне замерший во времени nixp.ru), огромный энтузиазм и системный подход во всём — у другого, а также на конкретные интересы/потребности кафедры в развитии внутренних электронных ресурсов…

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 3
2005 год. Атмосфера первой серверной кафедры, которая была и лабораторной, и местом для самообразования

Результат — быстрое вливание в дружелюбный коллектив для совместного участия над бесчисленными инициативами кафедры и в скором времени руководство многими из них. В рамках того, что называли «единой информационной средой кафедры», устанавливались, настраивались, разрабатывались и обслуживались такие сервисы, как единый каталог пользователей (на базе LDAP), файловое хранилище (с доступом по разным протоколам и разграничением прав), электронная почта, многочисленные веб-приложения (включая готовые Open Source-продукты, доработанные под нужды образования, и свои разработки на базе своего же движка; скриншот сайта кафедры выше — пример такого случая) и т.п.

Все эти сервисы строились на Open Source-продуктах и устанавливались на серверы под управлением GNU/Linux. А вся активность, понятное дело, имела множественный эффект: тут налицо и улучшение процесса обучения, и вовлечение студентов/аспирантов в реальные проекты (в частности, многие из них становились курсовыми и дипломными работами), и формирование активного сообщества (не только в сети, т.к. регулярно организовывались и offline-мероприятия), и повышение привлекательности кафедры (с надеждами на перенос идей на масштабы вуза).

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 4
2008 год. Обратная связь миру Open Source от кафедры

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 5
2009 год. Онлайн-обсуждения электронных ресурсов кафедры

В то же самое время (~2004—2007 годы) у нас сформировалось понимание, что создаваемые и поддерживаемые сервисы, основанные на Open Source-решениях, имеют востребованность не только в образовательной среде, но и на рынке. Начался переход от этого понимания к новому делу.

«ТруОфис»

Глобально мы ориентировались на два широких направления, по которым, как нам казалось, у нас накопилось больше всего опыта: корпоративная ИТ-инфраструктура для офисов небольших компаний и веб-приложения (не разработка, но установка/настройка/интеграция), — а где-то между ними была эксплуатация всего, что работает в Linux. На практике случалось и много разработки (в основном под веб, однако бывали и системные задачи)… однако разработка как таковая не привлекала нас так сильно (разве что — в контексте каких-то связующих компонентов, системной интеграции).

Компанию решили назвать TrueOffice, что, как мы обнаружили позже, забавно звучало по-русски для людей «со стороны» (да-да, они всерьёз думали, что у нас «клининговая» компания — ведь «ТруОфис» же!). Регистрация юридического лица была зафиксирована 13 мая 2008 года, и этот день мы считаем официальным днём рождением компании.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 6
Первый логотип компании, обыгрывающий идею открытости с помощью двери вместо окна

Активную деятельность на кафедре мы не оставляли: и из идейных соображений (сделать для неё лучше то, что в наших силах, на благо другим — в особенности, новым студентам), и из практических (много возможностей для различных экспериментов). Но только вузом уже не ограничивались…

Одним из первых «сторонних» проектов стала панель для управления хостингом (и простого биллинга). Это была разработка на Perl, состоявшая из веб-интерфейса и демона, который стартовал через xinetd и непосредственно управлял конфигурациями нужных служб (веб-сервер, СУБД, DNS, почта). Архитектура предусматривала возможность распределённого запуска служб на произвольном числе серверов, а устанавливаемый на каждом из них демон общался с клиентом (веб-интерфейсом) по собственному зашифрованному протоколу.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 7
2007 год. Дмитрий Столяров и Дмитрий Шурупов работают над панелью для хостинга на квартире у одного из них

Поводом для создания этой системы, получившей внутреннее название TOHCP (TrueOffice Hosting Control Panel), стали потребности нашего друга, руководившего небольшой веб-студией. Впоследствии она станет нашим первым клиентом, а инсталляция TOHCP, изначально развёрнутая на инфраструктуре из виртуальных серверов (кто-то ещё помнит Linux-VServer?) на хостах с Gentoo Linux, проработала в production много лет.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 8
Список команд протокол TOHCP для сервисов Apache и BIND (из ранней презентации панели)

Среди других первых клиентов в первые годы были некоторые организации, расположенные в здании того же МИЭМа, несколько других веб-студий и веб-проекты. Обслуживая их, мы много времени уделяли и заделу на будущее — R&D в области создания типовых универсальных решений (т.е. готовой к быстрому разворачиванию корпоративной инфраструктуры в духе той самой «единой среды кафедры»), а также автоматизации сборки пакетов и вообще всевозможной сисадминской рутины для растущего числа серверов, на которых мы повсеместно использовали Gentoo Linux

Тут вспоминается оставленный мне однажды в почте комментарий одного известного российского энтузиаста свободного ПО (Виталия Липатова, основавшего Etersoft в 2003 году) на заре существования нашей компании. Найти его в оригинале не смогу, но суть сводилась к тому, что «дело вы, конечно, хорошее придумали, но вот с выбором дистрибутива типа source-based погорячились». К 2010 году, когда количество увлекательных забот по уходу за любимой Gentoo превысило разумные потребности развития бизнеса, мы приняли непростое решение по переходу в оппозиционный лагерь — к Ubuntu. В общем, во многом смысле эта легендарная байка с bash'а оказалась для нас суровой действительностью:

Дочка Убунту прибежала к Дебиану и, весело смеясь, поцеловала его в
лоб: «С днём рождения, папа!»
Затем она окинула радостным взглядом сидящих за столом гостей и
спросила своим звонким голосом:
— Папа, а где Gentoo, разве он ещё не пришёл?
— Нет, он ещё только собирается.

К началу того же 2010-го года у нас полным ходом шла реализация довольно крупного проекта по разработке, за который мы решили взяться… потому что он был непрост и делать его было действительно интересно. И да, он получился, однако упомянул я его ради другого — забавной истории с привлечением известного Open Source-энтузиаста (Micah Cohen), который на тот момент оставлял пост мейнтейнера wget и искал себе замену. Мы попросили его отправить шутливый email архитектору нашей разработки, поскольку в некотором смысле её функции перекрывались возможностями wget, и он это сделал (причём снабдив письмо своими «размышлениями» на тему C vs. C++), чем основательно повеселил всех нас.

«ТруОфис» → «Флант»

В 2011 году стало ясно, что мы слишком много делаем того, что в действительности не продаём (типичная ошибка многих технических энтузиастов, подающихся в бизнес), и решили несколько переосмыслить свою деятельность, а заодно провести ребрендинг (да, модное в то время слово).

Последний заключался в смене названия на «Флант» и обновлении логотипа, фирменного стиля, сайта. Официальная трактовка названия такова:

Слово «Флант» имеет англоязычную основу — «flant», — которая расшифровывается как free / libre ant («свободный муравей»), а также имеет сленговое значение flying ant («летающий муравей»).

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 9
«Муравьиная» реклама «Фланта» в журнале «Системный администратор» (2013 г.)

Многим позже, уважаемый Александр Зиза из Aletheia Business будет не один раз объяснять нам, насколько глубоко неправильно размещать насекомых на логотипе компании… Но при всём уважении — что-то внутри протестует, так что мы отбросили суеверия экспертные рекомендации и оставили всё как есть.

Переосмысление же материализовалось таким образом, что мы переориентировались на оказание услуг — вместо создания неких универсальных решений. Фактически речь шла о любых задачах под Linux, которые нужны клиентам, будь то комплексная поддержка корпоративной инфраструктуры, внедрение одного сервиса, разработка специфического модуля для ядра Linux или консультация по выбору совместимого с Linux железа. Это больше соответствовало реалиям рынка, которые мы увидели за свои первые годы работы.

Закончился 2011 год очень перспективным для нас событием — подписанием договора с одним из крупнейших такси в Москве (Сити-Мобил). Их руководитель позвонил в выходной день нашему дежурному с вопросом, умеем ли работать с FreeBSD. Как он позже сам объяснил, нашёл наш сайт в Яндексе, тексты о технических вопросах показались убедительными, а ещё: «Я тут посмотрел, что вы ИТ-журналами какими-то занимаетесь*, и решил, что вам можно доверять». Результат: мы проработали вместе более 7 лет, внедряя и обслуживая всю критичную для бизнеса инфраструктуру включая нагруженные веб-серверы и СУБД, IP-телефонию и даже рабочие места в call-центрах.

* Дело в том, что Дмитрий Ш. был создателем и главным редактором электронного приложения «Open Source» к печатному журналу «Системный администратор» (2005—2013 годы).

Примерно в то же время к компании официально присоединились два новых технических руководителя: Андрей Колаштов (jambo) и Андрей Половов (driusha), — с которыми мы, впрочем, так или иначе работали уже несколько лет. Такое дополнение к основателям компании определило наше расширенное руководство на годы вперёд.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 10
Андрей Колаштов и Андрей Половов в начале 2013 года

Оба — выходцы всё с той же кафедры, которая, к слову, сохраняла роль «кузницы кадров» и долгое время после того, как все мы оставили свою деятельность в вузе. Даже на сегодняшний день около четверти всего нашего коллектива — выпускники одной кафедры.

Ubuntu и новые офисы

Следующий 2012 год запомнился получением статуса первого агента партнёрской сети Canonical в России. Поймав общий тренд Ubuntu, мы подумали, что и официальная поддержка на неё будет пользоваться спросом… Объединив усилия с руководителями двух других компаний, начали продвигать этот тренд в ещё большие массы. Для этого были организованы несколько offline-мероприятий в Москве (День свободы ПО, Ubuntu 12.04 InstallFest), а также сделаны разные видеоролики — вот такой, например:

Показателем роста для нас стала первая сертификация своих инженеров (по LPIC) и переезд в новый офис (более просторный).

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 11
Московский офис в 2012 году

В 2013 году мы пошли дальше и запустили свой первый (и последний на сегодняшний день) филиал — офис в Нижнем Новгороде. Сначала выбирали город. Хотели миллионник (чтобы иметь больший выбор кадров), с популярной среди населения и местных компаний темой ИТ, поближе к Москве (чтобы опытным московским сотрудникам было удобно и не очень дорого ездить со всеми знакомиться и обучать). Дополнительный критерий — желательно в этот город кого-то поселить для удобства решения всевозможных вопросов на месте; всё-таки первый подобный опыт! Этим кем-то стал я.

Отправившись в Нижний Новгород впервые в жизни, буквально за одни сутки мы вдвоём с Дмитрием С. просмотрели несколько вариантов офиса, несколько вариантов квартир и провели собеседования нескольких ребят. Здания подобраны, люди найдены — примерно через месяц офис начал работу.

Взросление

Такой быстрый отбор людей, впрочем, вскоре научил нас тому, что делать всё надо иначе. До сих пор мы максимально закрывали свои кадровые потребности знакомыми людьми с кафедры, лишь изредка дополняя их кандидатами со стороны. В случае НН — все сотрудники были нам незнакомы, и их количество росло… Так вот внезапно оказалось, что даже убедительные на собеседованиях кандидаты, т.е. уверенно рассказывающие об актуальных нам технологиях, вовсе не обязательно имеют хороший опыт даже в простых вещах.

Поэтому мы создали практическое тестовое задание, представляющееся захватывающим квестом по спасению сломанного хоста и выполнению неких операций на нём. По сей день оно применяется при отборе всех инженеров, а раз вы читаете эту статью, то, возможно, даже проходили его. С годами задание претерпевало различные изменения (и получило массу редакций под разные вакансии), но суть его оставалась неизменной: проверить на практике базовые навыки по работе с Linux (и не только). Во время его выполнения мы, на самом деле, смотрим ещё и на другие (не менее важные, чем технические) факторы, но раскрывать их все в этой статье, пожалуй, не буду. Главное — это новшество качественно улучшило отбор людей, благодаря чему мы больше не повторяли ошибок прошлого (впрочем, делали новые).

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 12
Типовая проблема в самом начале прохождения тестового задания

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 13
2014 год. Первое крупное корпоративное мероприятие «Фланта» прошло в городе Плёс по случаю 6-летия компании

Параллельно с этим мы снова переосмысливаем свою деятельность и приходим к выводу, что пытаемся объять необъятное. Занимаясь «всем под Linux», мы (помимо приведённых примеров выше) успели также разработать, внедрить и обслуживать:

  • комплексную систему обеспечения гибкого управления (через веб-интерфейс) доступом сотрудников распределённого (многофилиального) предприятия в сеть;
  • систему приёма заказов такси с огромным спектром возможностей и интеграцией с телефонией и рядом других приложений;
  • систему к Linux-терминалу на кассах для известной российской сети розничной торговли;
  • Linux-прошивку с развлекательной системой для планшетов в такси, обновляемую по сети;
  • интернет-магазин для крупной сети супермаркетов;
  • интегрированную с самописной системой билетов инсталляцию CRM-системы;
  • и многое-многое другое…

Оглядываясь назад, можно сказать, что часто интересные нам как технарям задачи съедают много ресурсов, приносят мало денег и/или не оставляют практически никакой ценности для будущего использования. Однако в то же самое время — некоторым из таких проектов удалось помочь нам продержаться на плаву в трудное время и обеспечить необходимые инвестиции для развития целевых направлений…

В общем, так или иначе, к этому моменту (2013 год) мы выделяем несколько конкретных специализаций и обещаем себе не браться за услуги, которые напрямую к ним не относятся. Сначала таковых 6, и они включают в себя (помимо нагруженных веб-сервисов) сложные сети, телефонию и даже Linux-десктопы; через два года их становится 4, ещё через год — 3… Сегодня их 2, но разделяются они уже несколько иначе — об этом позже.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 14
Специализации «Фланта» к 2016 году

В эти годы (2013—2015) нам удаётся собрать именитых клиентов включая Forbes, leprosorium.ru и dirty.ru, «Первый канал»… однако попытки наладить маркетинг — сначала с активным менеджером по продажам, затем с директором по этому направлению — никак не становятся системными и не приносят желаемого результата.

Мало кто знает, что в начале 2013 года, имея в своём штате веб-разработчиков и наплевав на все планы по сокращению видов деятельности, мы даже предприняли смешную попытку «выхода на западный рынок» (извините за громкий маркетинговый оборот) — продавать создание несложных сайтов. Но такая забава ни к чему не привела… кроме придумывания забавных названий для тарифов.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 15

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 16

Современность

2015 год стал по-своему поворотным: Дмитрий С., наконец, заявляет, что всё это время мы преимущественно занимались одним — веб-приложениями. Тогда зачем мы распыляемся на всё остальное, если даже этого рынка нам более чем достаточно? Тем более, что это именно то, что мы действительно любим делать, в чём разбираемся и по чему накопили огромный опыт?

Сохраняя всех клиентов с другими задачами как legacy (должно поддерживаться, но без перспектив развития), мы по существу занимаемся одним. В то же время на горизонте мелькает Kubernetes, как бы олицетворяющий «то, что Дмитрий С. ждал всю его жизнь», — так и было предопределено русло единственного направления.

Попутно мы начинаем участвовать в конференциях Олега Бунина, где для начала убеждаемся в правильности новой картины мира, а в дальнейшем (уже с 2016 года) — ещё более активно вовлекаемся в сообщество с первыми докладами, показывая свой опыт, интерес к которому подтверждается замечательной обратной связью.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 17
«Флант» на HighLoad++ 2016

Кипит и «внутренняя» работа в компании: в 2016 году мы начинаем разработку своей утилиты dapp. Это уже не первый наш Open Source-проект, однако по масштабам он заметно превосходит всех своих предшественников. Причина тому проста: dapp — это не просто какая-то утилита, код которой приятно открыть для сообщества. Это центральный инструмент, который наши инженеры ежедневно используют в своей работе. Он позволяет по-настоящему удобно и эффективно решать задачи, ставшие ключевыми при обслуживании наших клиентов «нового образца».

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 18

Другая грань внутренней работы — после очередных продолжительных поисков человека, который организует нам уже стабильные продажи, мы привлекаем в компанию очередного друга по кафедре — Александра Баталова (BANTIK). И теперь, по прошествии двух лет, можно сказать, что и здесь мы сдвинулись с мёртвой точки.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 19
Александр Баталов у стенда компании «Флант» на HighLoad++ 2017

В помощь ему и данному направлению в целом, в начале 2017 года мы — опять-таки, наконец! — делаем то, что обсуждали в руководстве несколько лет без конкретных действий: запускаем блог на Хабре. Актуальность тем, которые близки нам в повседневной работе, позволяет довольно собрать заинтересованную аудиторию.

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 20
Рост подписчиков блога «Фланта» на хабре

Всё это вместе дало общий эффект, который привёл к стремительному росту и празднованию 9-летия в наибольшем для нашей истории составе:

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 21

Для тех, кто дочитал до конца

Чувство юмора ценно в любом коллективе, и мы не исключение. А на сегодняшний день оно преимущественно материализуется в Slack, откуда в основном и заимствованы следующие сюжеты.

По мотивам телефонного звонка нашего техника самый креативный энтузиаст из команды разработки сделал такой замечательный Coub:

К слову, тот самый Андрюха, к которому обращается автор, в свободное время развлекается вот так:

В прошлом году мы предприняли очередную попытку найти специалиста, который сможет хорошо продавать наши сложные услуги. И это у нас тоже получилось! Судите сами:

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 22

Не без юмора и клиенты. Когда мы ввели должность «директора по сервису» и он всем представлялся, случился примерно следующий диалог:

— Здравствуйте! Я Владимир, директор по сервису, хотел бы договориться с вами о встрече-знакомстве, чтобы узнать о ваших проблемах и найти пути их решения.
— Опа! А раньше кто им был?
— Такой должности у нас раньше не было.
— А-а-а-а, так вот почему сервис такой хреновый был…

В Slack у нас предусмотрен специальный бот с именем компании, обращение к которому с какой-то задачей — срочный вызов дежурного для её решения:

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 23

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 24

Да и вообще, как известно, повседневное общение с клиентами может быть бесконечным кладезем хорошего настроения:

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 25

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 26

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 27

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 28

А некоторые — просто любят пообщаться:
10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 29

А ещё у нас многие инженеры любят котиков. Поэтому, если кто-то на видеоконференции решит это показать, не удивишься, что найдётся и тот, кто его превзойдёт:

10 лет жизни и опыта компании «Флант» в одном посте - 30

Итоги

Сегодня нас уже больше 50, мы сильно распределены (от южной Европы до далёкой Азии), по-прежнему целеустремлённы и настроены на не менее интересные вызовы.

Как же нам удалось создать компанию и прийти с ней к такому результату за 10 лет? Энтузиазм, трудолюбие, стремление быть лучше, регулярный анализ происходящего и здоровое чувство юмора. Чего и вам желаем!

И помните: да, в бизнесе не всегда приходится заниматься только тем, что вы любите и ради чего всё затевали, однако очень важно найти и держать тот баланс, что позволяет добиваться столь нужного конечного результата, пусть иногда и забегая в стороны, но сохраняя при этом само движение и его направление.

Автор: shurup

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js