Советы основателя. Кирилл Новиков, основатель и генеральный директор студии Kodix

в 11:48, , рубрики: gtd, kodix, Карьера в IT-индустрии, кирилл новиков, Развитие стартапа, советы основателя

«Советы основателя» в очередной раз знакомят читателей «Мегамозга» с героями российского IT-рынка, основателями и управляющими собственного бизнеса.

Сегодняшний герой нашей постоянной рубрики – Кирилл Новиков. Как он говорит сам, его биография краткая и не содержит громких историй и кейсов в больших компаниях. С 2003 по 2008 год Кирилл прошел путь от контент-менеджера до руководителя веб-разработки в различных веб-студиях. А в 2008 году основал свою студию Kodix, которую продолжает развивать и по сей день. Kodix сегодня — один из лидеров рынка заказной веб-разработки с основными компетенциями в авто-ритейле, e-commerce и корпоративных порталах.

Мы пообщались с Кириллом во-многом потому, что такого стремительного подъема веб-студии не видели уже давно. За прошедший год Kodix заметно упрочил позиции в отраслевых рейтингах, таких, как AdIndex и Ruward.

Советы основателя. Кирилл Новиков, основатель и генеральный директор студии Kodix - 1

Оставайтесь в начале пути

Как мне кажется, это главный движитель развития бизнеса. В 2008м нас было двое и мы просто хотели сделать пару клевых сайтов, получить пару постоянных клиентов и скромно зарабатывать на жизнь не работая «на дядю», и на том успокоиться. Спустя год 20 постоянных клиентов и 5 сотрудников уже казались ребячеством. А затем это повторялось из года в год, не смотря на стабильный ежегодный рост на 50%-100%. Добравшись до ТОП-10 веб-разработчиков и под 50 сотрудников на седьмом году жизни Kodix, что годом ранее даже в планах не стояло, мы вновь считаем, что ничего пока не достигли и наше путешествие только начинается. Выжимайте опыт из пройденного пути, но убеждайте себя в каждый момент времени, что вы скорее только отправились, нежели уже приехали. Не позволяйте прошлым успехам дать вам расслабиться, почувствовав себя гуру бизнеса. Как сказал в одноименной книге Маршалл Голдсмит: «What got you here won’t get you there» («То, что привело вас сюда, не приведет вас куда-то ещё»).

Двигайтесь к цели

Бизнес без цели — прогулка, бизнес с целью — путешествие. Возможны оба варианта, разница в масштабе и значимости для вас, для команды, для клиента. Цель на самом деле может быть почти любой, я не верю, что бывают правильные или неправильные цели. Цель — это просто искра, которая разжигает мотивацию, концентрирует усилия, позволяет из сотни возможных решений принимать единственно верное. Или неверное, но в конечном итоге, не менее ценное. Верно одно: чем больше цель — тем больше искра.

Учитесь на ошибках, не пытайтесь повторить успех

Неудачи — гораздо лучший учитель, нежели успехи. Причем личные неудачи учат лучше чужих, а примеры чужих успехов — коварней опыта собственных. Ребенок, обжегшись о плиту, будет знать, что так делать больше не стоит, и, вполне возможно, сохранит этим себе жизнь. А вот успешно сделав 12 шагов в реку на 13м он может попасть в яму и утонуть, и сделает это еще бодрее и уверенней, если перед ним кто-то эту реку пересек вброд. Вдохновляйтесь чужим успехом, но не пытайтесь повторить его. Двигайтесь ровно с той скоростью, которая позволит вам осознавать свои ошибки и делать выводы из них, и они сформируют ваш уникальный путь в бизнесе. Никогда не повторяйте ошибки дважды и требуйте того же от своей команды.

Не бойтесь говорить «нет»

Зачастую успех скрывается не в том, чтобы что-то сделать, а в том, чтобы отказаться от чего-то. Смело не беритесь за проекты, которые вам не интересны или не приведут вас к цели, говорите нет клиентам или инвесторам, которые не ценят ваш продукт и считают, что вы должны работать бесплатно, говорите нет нерадивым сотрудникам, которые не способны или не хотят развиваться вместе с компанией. Себе тоже чаще говорите нет, всякий раз когда хотите сделать меньше и даже больше запланированного, а также то, что не приблизит вас к цели. Как сказал Питер Друкер: «Нет ничего более бесполезного, чем эффективно делать то, чего не нужно делать вообще».

Считайте деньги честно

Деньги важно с самого начала считать в мельчайших деталях, понимать свою себестоимость, понимать, где вы зарабатываете, а где теряете. Четко учитывайте свои затраты, чтобы знать, во сколько вам обошелся тот или иной проект или продукт. Во-первых, это очень дисциплинирует, а во-вторых, помогает быстро понять, что у вас получается лучше всего, от чего стоит отказаться, а что стоит прокачать. В условиях конкуренции высок соблазн пойти на уступки, снизить цену или вообще сделать что-то бесплатно. Однако работая на грани и ниже уровня рентабельности вы рискуете пойти ко дну, за что клиент, получивший скидку, едва ли скажет вам спасибо. Если вы еще не считаете деньги, теша себя тем, что прибыть идет — знайте, что до половины того, что вы сейчас делаете, приносит вам чистые убытки. При этом не стоит работать только ради денег. Такой подход почти неминуемо выстроит ваши процессы в обход создания ценности для клиента, что не приведет к успеху в долгосрочной перспективе. Велик соблазн рубить бабло с маржой 1000% на технологии, которую пока никто не освоил. Вы заработаете, но другие вскоре освоят ее, сделают лучше и дешевле, а вы останетесь за бортом, т.к. слишком далеко ушли путем «дорого и плохо», и ваш титул пионера вас не спасет. Выкатывать двойной прайс за проект просто потому, что вы стали известны и «клиент хавает» — путь также чреватый большим разочарованием. Сверхприбыли развращают.

Расставайтесь с людьми

Представьте себе футбольную команду, где нападающий классно выглядит, но медленно бегает и не может забить гол, вратаря держат только потому, что он друг тренера и ходил с ним в один детский сад, а защитник никогда не может прийти вовремя к началу игры. Какие шансы у такой команды попасть в финал высшей лиги? Мы тоже долгое время были подвержены иллюзии, что плохой сотрудник может проявить себя, измениться или совершить прорыв в работе, нужно только дать ему время и правильно мотивировать, ведь найти ему замену будет непросто и он так хорошо знает продукт / технологию / клиента / просто классный парень и проработал в компании уже Х лет (нужное подчеркнуть). Чушь собачья. Спустя годы пришлось признать – люди не меняются, старую собаку невозможно научить новым трюкам, а если у вас появились сомнения в ком-то  – они обязательно сбудутся. Так что будьте решительны и быстро меняйте в команде тех, кто не оправдывает ваши надежды. Таким образом, в результате жестокого естественного отбора под вашими знаменами будут оставаться только те, кто действительно разделяет вашу философию и держит ваш темп. Это и есть ваша команда, и именно этих людей следует мотивировать и вкладывать деньги в их развитие.

Ограничивайте себя

Совет крайне важен для основателей — выходцев из разработчиков, как частый пример. Многим внушают уважение истории про людей, на заре дела работавших по 16 часов 7 дней в неделю. Конечно, и мы начинали с этого, но знай я тогда то, что осознаю сейчас, мы росли бы гораздо быстрее. Ваша задача — не переделать все дела, проконтролировав всех и за всеми все доделав, потому что «хочешь как лучше — сделай сам», а построить рабочую структуру и процессы, в которой сотрудники безраздельно несут ответственность за вверенный кусок работы. Чем больше контролируешь человека — тем меньше он думает сам. Почти никогда это не возможно сразу — долгое время вам придется совмещать много ролей, но важно не упускать моменты перехода на новый уровень — как свои, так и своих людей, — и после не возвращаться назад, не бросаться дописывать код за разработчика, выставлять счет за аккаунта, как бы не горели руки это сделать, мол, «сейчас рухнут все мои труды». Не ограничивая свои собственные ресурсы (в частности, время), вы неосознанно, под видом «управления», начинаете принимать решения за сотрудников и тем самым подкашиваете рост бизнеса. Правильное управление — обеспечить условия, в которых каждый сможет достигать целей собственным умом, а цена возможных ошибок будет как можно ниже.

Смотрите в зеркало

Руководитель любого уровня — причина успехов и неудач всей части компании ниже. Проект провалился не из-за плохого разработчика, а из-за того, что менеджер вовремя не распознал его никудышность; не из-за плохого менеджера, а из-за неспособности руководителя отдела развить его навыки; не из-за плохого руководителя отдела, а из-за директора, который неверно выставил цели и замотивировал его.

От редакции: если у вас есть желание принять участие в рубрике «Советы основателя», пишите нам на editor(at)megamozg.ru

Автор: megamozg

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js