Я давно играю в настольные игры. Я люблю писать про настольные игры. Но почему-то я никогда не пытался составить топы своих любимых настольных игр. Так что пришло время исправить сие досадное упущение.
Сразу скажу, что топы (а я намерен написать их несколько, ведь средь сотен пощупанных мною настолок очень трудно выбрать, допустим, 10 лучших) будут субъективными. Скорее всего, прям новинок среди них тоже не будет, хотя кто знает...
Итак, начать я хочу с настолок, связанных с космосом. Таких сделано много, и самых разных, но я выделю только значимые для меня, топ-5. Да, там будут как признанные фавориты, так и фановые любимцы. Почему топ-5? Хотя я легко мог бы сделать и топ-10, честнее всё же выделить самые-самые...
❯ 5. «Космические дальнобойщики»
2-4 человека, 45-90 минут на партию.

И пятое место занимает совершенно особая игра; впрочем, как и почти любая от этого гениального автора, Влаады Хватила (и в моих топах это не последняя его игра!) — «Космические дальнобойщики»! Уже в правилах мы понимаем, что имеем дело с необыкновенной игрой и необычным игровым процессом, потому что даже правила написаны нестандартно, а с шутками, которые вписаны непосредственно в объяснения игровых ситуаций. Как вам, например, вступление к правилам:
...«Компанию спасли настоящие гении из совета директоров: они придумали строить корабли, которые летают в один конец. Фишка в том, что корабль строится прямо из грузов, то есть из частей новейших канализационных систем и домов. И пусть они сами себя возят в такую даль. К тому же оказалось, что можно вообще не платить пилотам: многие готовы драться за возможность улететь куда-нибудь на окраину. Тут в дело вступаете вы. У вас на руках подписанный контракт с Корпорацией, открывающий неограниченный доступ на склад. Уже через несколько минут вы начнёте строить корабль из готовых модулей и чуть позже смело отправитесь в дальний путь. Дальше всё просто: либо после полёта вы окажетесь по уши в долгах будете доживать дни, занимаясь попрошайничеством на улицах Денеб III, либо окажетесь в числе десяти миллиардов самых богатых людей галактики».
Процесс партии. В середину стола вываливается куча модулей лицом вниз, участники берут себе по планшету кораблей (их несколько разных, поменьше и попроще для начального этапа, и побольше-посложней для следующих), и по команде все одновременно начинают копаться на складе, стараясь собрать сбалансированный и крепкий корабль. Модулей достаточное количество — и защитные, и лазерные, и двигатели, и торговые отсеки... Каюты есть как для обычных людей, так и для инопланетян (они дают разные бонусы, но и требуют особых кают). После того, как кто-то построил свой корабль, он переворачивает песочные часы, и получает небольшое преимущество, стартуя соответственно первым (что даёт ему выбор в товарах и других полётных вещах). Соперники должны успеть достроить (или не достроить, как повезёт) корабль до истечения времени, иначе придётся стартовать на том, что успел смастерить. Вот уж поистине игра, где я почти буквально увидел, как что-то делается дендрофекальным методом!
Дальше начинается самое интересное. Перед партией создаётся колода приключений, которые выпадут пилотам во время полёта; там есть и пролёт через поле астероидов, и набеги работорговцев и пиратов, и посещение покинутых станций, и главное — посещение планет с товарами, которые необходимо хранить в спецотсеках. Всего полётов запланировано три, и с каждым разом потенциальных опасностей всё больше, но выше и награда! Задача пилотов — долететь до конца маршрута, желательно хоть с какими-то товарами, но и просто долететь живым тоже сойдёт. Астероиды норовят отбить куски обшивки и целые отсеки, работорговцы жаждут избавить вас от части экипажа, пираты обстреливают ваш несчастный корабль под всевозможнейшими углами... Только удача или грамотно спроектированный корабль помогут вам дойти до конца. Ну а на финише пилотов ожидает денежный куш, который зависит от того, сколько и какого качества товара вы довезли, насколько потрёпан ваш корабль, каким по счёты вы прибыли и т.д.
Резюме. Это реально весёлое и интересное приключение в космосе. Следить за тем, как ваше судно, разваливаясь на куски, всё же на честном слове и на одном крыле достигает финиша, очень волнительно и азартно. Ну и переживать (либо втихаря злорадствовать) за соперников тоже очень интересно. Места попадания астероидов и чужих лазеров определяются броском пары кубиков, и тут, конечно, эмоции бьют через край — попадёт ли мелкий астероид в незащищённый кусок обшивки, или таки ударит слева, где у тебя есть щит? Хватит ли энергии до конца полёта? Не снесёт ли последний оставшийся двигатель? Долетят ли члены экипажа до конца, или неизвестная эпидемия поразит их?
После выхода «Космические дальнобойщики» получили большую популярность, и конечно, дополнения не заставили себя ждать. Новые отсеки и модули, броня, инопланетяне, новые карты испытаний, другие конфигурации кораблей — всё это было добавлено позднее в расширениях для базы игры. Но первоначальная идея осталась без изменений — вы наперегонки с соперниками из одной кучи деталей пытаетесь собрать себе что-то, более-менее напоминающее судно, способное сделать вас богачом или развалиться на полпути, смотря как повезёт. И это безумно весело!

❯ 4. «Вдали от Солнца»
2-4 человека, 100 минут
На четвёртом месте расположилась игра, где вы, представляя одно из мировых правительств, развиваете различные технологии, пытаясь первыми получить весомое преимущество перед остальными (читай: в конце игры набрать больше победных очков, чем соперники). Из моего космического топа «Вдали от Солнца» больше всего похожа на стандартную евроигру на набор очков, но, пожалуй, с бОльшим тематизмом, чем другие евро. Итак, чем же такая игра смогла заслужить попадание в мой топ?
Конечно, не только тематикой, но и то, как она натянута на геймплей. Каждый игрок перед началом выбирает планшет правительства: в базовой игре они все одинаковы, в продвинутой имеется лёгкая асинхронность, которая намекает, в каком направлении будет чуть легче развиваться. Также имеются два общих поля — на одном выложены технологии, разделённые на 4 уровня, на другом — схематичная карта ближайших окрестностей Солнца с планетами и базами. У игроков на планшете диски производства и кубики, символизирующие рабочее население и космические корабли. По очереди они могут выполнить одно действие, выставляя свою фишку на технологии. С каждым ходом, изучая новые технологии, игроки всё более расширяют свои доступные действия; их дерево технологий как бы начинает ветвиться. Технологии, изученные одним игроком, могут быть изучены и другим, и тоже стать доступными для него. Тут они уже начинают соперничать, занимая первым какое-либо действие, и соперник вынужден выполнить другое. Технологии, в свою очередь, делятся на 4 сферы — военные, экономические, научные и колонизационные (примерное деление).
В конце хода каждый игрок получает доход, и вправе выбрать, что получить — кубики популяции, руду, или обмен ресурсов. Важно на планшете освобождать производственные диски, чтобы получать больше ресурсов, да и в конце игры это скажется на получении ПО (победных очков) в лучшую сторону. Параллельно с гонкой на поле технологий идёт борьба за колонизацию планет, которые дают свои особые плюшки. У кого больше флот, кто сможет лучше наладить логистику, тот и прав.
ПО получают за технологии, за планеты, размер флотов, особые цели. Цели выкладываются перед партией и случайно; впрочем, как и технологии. Из-за этого партии хоть и проходят в похожем ключе, но непохожи друг на друга, ведь после одинаковых технологий 1-го уровня 2-е и последующие выкладываются рандомно и в закрытую. Цели лежат в открытую, и все игроки их видят и стремятся выполнить. Как только определённое количество целей выполняется, игра заканчивается, и подсчитываются ПО.
Хорошая игра. Она не занимает много времени, но занимает всё твоё серое вещество в поисках оптимального хода. Развивать флот, удариться в колонизацию планет, или таки налечь на технологии? А может, по максимуму развить планшет, чтобы в конце получить дополнительные очки? «Эх, соперник первый выполнил цель, теперь я получу за неё меньше очков, если выполню вторым... Так, надо колонизировать ту планету первым, а для этого нужен корабль, а построить его не получится, ибо не хватит руды, поэтому следующим действием я изучу вот эту технологию...». Прямого противостояния тут почти нет, разве что на поле колонизации и дальнего космоса, и то немного. Но всё равно это очень достойная тематическая игра.
Обозначу и минусы. Как по мне, эргономика у «Вдали от Солнца» весьма страдает. Не всегда удобно посмотреть, что там за технология лежит и что там написано — ведь все четверо игроков, если играть на максимальный состав, не могут сидеть лицом к полю. Поле не очень удобное, получается. Ну и оформление спорное: иллюстраций почти нет, строгое белое обрамление. Но этот же дизайн имеет и своих поклонников — ничего не будет отвлекать от игрового процесса.
Резюме. Ладно скроенная, крепкая игра с хорошо представленной темой. Из представленного топа больше всего смахивает на классическое евро на очки (да что там лукавить, именно так и есть). Я знаю, что у данного типа игр больше всего поклонников (хотя сам я не очень их жалую, по крайней мере, точно меньше амери и варгеймов), так что «Вдали от Солнца» заняло достойную нишу евроигры с отличной и подходящей под геймплей механикой.

❯ 3. «Сумерки империи»
3-6 человек, 240-480 минут на партию
«Сумерки империи», легендарная игра от фирмы FFG. Думаю, много для кого она стоит в топ-1 не только космических игр, но и вообще всех. И я могу понять почему. Игра сделана с воистину космическим размахом — почти 2 десятка фракций (в базовой коробке), несколько сотен пластиковых фигурок, политика, экономика и война в одном флаконе. Мало какая игра может подарить такой спектр эмоций. Тогда почему не первое место, спросите вы? На то есть причины, и об этом ниже.
В отличие от «Вдали от Солнца», мы имеем дело с чистейшим представителем америтреша, одной из веток развития настольных игр. Это значит, что, как правило, мы будем иметь дело с множественными бросками костей, и кто-либо из участников имеет шансы вообще не доиграть до конца, будучи стёрт с галактической карты недружелюбными соседями. В евроиграх такой исход исключён. Баланс СИ отточен до предела, каждая фракция имеет практически равный шанс занять трон на планете Мекатол Рекс — столице империи. Конечно, ведь мы имеем дело уже с 4-ой редакцией «Сумерек»!
Кратко об игровом процессе. Игра представляет собой великолепный образчик 4Х стратегии, где каждый элемент вовсе не для галочки. Вы будете открывать новые космические сектора, воевать за них и за центральный сектор с соседями (с которыми можно договориться), развивать новые технологии и получать ресурсы торговлей либо промышленностью. За несколько фаз игрового хода вы пройдёте политику, экономику, стратегию и тактику. Ну и цели, личные и общие, куда без них. За цели вы будете получать ПО; кто первый набрал фиксированное количество, тот и победил. Только вот вы не единственный, кто выполняет цели, и они, как водится, пересекаются друг с другом. Победитель может быть только один.
Платой за великолепную игру служат 2 момента: правила и длина партии. Чтобы хорошо сесть и отыграть партию, вам нужно усвоить правила, а они весьма нелегки. Не получится с наскока прийти в клуб и сесть с пятью незнакомцами за эту игру. Нужно готовиться. Конечно, большим подспорьем будет, если кто-то из участников уже имеет опыт игры в СИ. Но это не отменит того, что нужно будет самостоятельно ознакомиться с правилами. Но это лишь один момент: вторым служит то, что вы можете не закончить партию в один день. Рекомендуемое время партии в 480 минут можете смело умножить в полтора-два раза, если играете в первый-второй раз. Серьёзно, в час времени на игрока можно уложиться только с определённым опытом.
Резюме. Умная, глубокая и дающая до того невиданный опыт игра. Авторы, Коничка и Петерсен, одни из самых прошаренных дизайнеров настолок, особенно в жанре америтреша. По сути, 4-я редакция «Сумерек империи» — это квинтэссенция их как разработчиков настольных игр. Несмотря на перечисленные недостатки, искренне рекомендую попробовать их каждому, кто прикоснулся к чарующему миру настолок.

❯ 2. «Eclipse: Second Dawn for the Galaxy»
2-6 человек, 60-200 минут на партию
Почти вершина, второе место в моём топе прочно удерживает очередная 4Х-стратегия, в простонародье «Эклипс». Конечно, ей не избежать сравнений с «Сумерками империи», и я разберу их отличия и похожесть. В целом, если брать общую канву, то «Эклипс» практически повторяет формулу СИ — игрок там открывает новые сектора космоса, колонизирует планеты, воюет и пытается захватить центральный сектор Галактики...
Дьявол кроется в деталях. Во-первых, здесь почти нет политики как таковой. Можно договориться с соседом не нападать какое-то время, или попилить соседние сектора, или наоборот, договориться распилить третьего на общей границе; но самой фазы политики нет в игре, она там просто не предусмотрена. Во-вторых, здесь рулит в основном тактика, а не стратегия. Ты сам конструируешь свои кораблики — решаешь, ставить ли более мощный движок, или боевой компьютер для вычислений, чтобы нанести больше урона; какое оружие будут нести твои эсминцы? Будут ли это ракеты для нанесения первого мощнейшего удара, или ограничиться стандартными лазерами, но поставить усиленную обшивку, чтобы корабли могли вынести больше урона? Мало того, что можно стандартными, доступными всем технологиями собрать весьма разные по характеристикам корабли, так изначальные расы тоже довольно сильно отличаются (впрочем, это неудивительно). Такой микроменджмент, хоть и доступен частично в СИ, всё же сильно отличается от аналогичных игр. В-третьих, «Эклипс» очень выгодно отличается временем партии: на четверых игра может занять менее трёх часов, буквально олицетворение мема «вошли и вышли, приключение на 20 минут». Но за это время вы получите буквально те же эмоции, что и во время игры в старшего собрата, «Сумерки империи».
Хотя отличий много, и не все из них играют на руку «Эклипсу». Например, не всем нравится рандом в получении ПО. Они зарабатываются в основном за победы в битвах, и тянутся случайно, поэтому за одно и то же действие игроки могут получить разное количество ПО. Ну и бой здесь происходит с помощью бросков костей. Да, разные модификаторы здорово помогают, и всё же многие могут быть весьма разочарованы результатами бросков. Но это игра, сама возможность этого вшита в геймплей, так что можно только посоветовать не играть в такого рода проекты...
Очень понравилась система экономики. Она может показаться несколько громоздкой из-за того, что надо перемещать кубики с планшета туда-сюда, но на самом деле очень наглядна и удобна (и похожа на систему из «Вдали от Солнца», то есть наоборот — ВоС вышла позже «Эклипса»). Чем больше ваши планеты развиты, тем больше у вас ресурсов, и тем больше проектов вы можете запланировать. Технологии тоже интересно устроены — они общие для всех, и каждый ход выходят новые. Тут важно успеть перехватить их у конкурентов; весь план развития может полететь к чёрту, если у вас увели нужную технологию, и приходится перестраиваться на ходу.
Пересказывать правила игры не в моих правилах, поэтому я не буду тут долго перечислять все возможности, а просто делюсь о своих впечатлениях. Так вот, «Эклипс» сполна выполняет свою функцию порулить космической империей, поисследовать окружающие сектора, повоевать с Древними, захватить самый жирный и лакомый кусок в Галактике, выгрызть себе место под солнцем либо какой другой звездой.
«Eclipse: Second Dawn for the Galaxy» — это блестящий, отполированный до блеска гибрид американской и европейской школ. В нём нет грандиозной политической эпопеи «Сумерек», но есть глубокая тактика, стремительный темп и невероятно сочный геймплей «построй-развивай-воюй». Для меня это игра, которая даёт 90% эмоций от большой космической стратегии всего за 3 часа, и за это она прочно занимает вторую строчку в моём личном рейтинге.

❯ 1. «Race for the Galaxy» (Борьба за Галактику)
2-4 человека, 30-45 минут на партию
На вершине моего космического Олимпа — не гигант с сотнями миниатюр и десятками секторов космоса, а колода карт. «Race for the Galaxy» — это безоговорочный шедевр, эталон, перед гениальностью которого я снимаю шляпу. Её секрет — в совершенной механике, где каждая карта является одновременно и активом вашей растущей империи, и валютой для её оплаты, и товаром. Это та самая игра, в которую можно сыграть тысячи партий, у меня и набрались около 4к — в основном, конечно, в цифре — и не исчерпать её глубокой стратегической глубины. Партия вживую длится меньше часа, но за это время вы проживаете целую космическую эпоху: от скромной стартовой планеты до могущественной федерации, военной машины или торговой республики — путь определяют карты, которые вам придут.
Глобально карты делятся на 2 вида — планеты и технологии. Звучит просто, не так ли? Вся магия кроется в фазовом механизме. Каждый раунд вы тайно выбираете одну из пяти фаз (но 1-я и 4-я фаза подразделяются на две, так что карт фаз семь) — Исследование, Разработка, Освоение, Потребление или Производство. Затем выбор вскрывается, и вы делаете все выпавшие фазы, но с особым бонусом для инициатора. Вот где рождается настоящая дуэль умов: нужно предугадать, что выберет соперник, чтобы «прокатиться» на его действии, и самому запустить то, что ему невыгодно. Когда ваш игровой «движок» наконец раскручивается, и вы за несколько ходов сметаете со стола все доступные победные очки — это чувство подобно управлению целой галактикой. Игра не зря названа гонкой (правда, в локализации это всё же «Борьба за галактику») — вы должны первым успеть либо выложить 12 карт на стол, либо собрать все жетоны победных очков.
Да, игра не лишена особенностей, которые одни считают недостатками, а другие вызовом. Легендарная иконографика сначала выглядит как стена из непонятных значков, и чтобы начать видеть игру, а не разгадывать ребус, нужно 2-3 осознанные партии. Тематика здесь очень абстрактна и живёт скорее в вашем воображении и названиях карт, чем в прямом повествовании. А в полной мере, как идеальная дуэль предугадывания и контрдействий, она раскрывается именно на двух игроков, когда можно загадать две фазы. Но именно эта лаконичность, глубина и невероятная реиграбельность, подогретая дополнениями, которые раскрывают игру и вширь, и вглубь, и сделали RftG культовой. Она довольна стара (2007 год!), но до сих пор прочно держится в мировых топ-100 — и это о многом говорит.
Резюмируя. Я считаю «Race for the Galaxy» одной из лучших настолок в принципе. Красота и лаконичность инфографики решают, стоит только чуть разобраться и привыкнуть. Вы получаете игру, где нужно выстроить движок на получение победных очков быстрее, чем соперник(и). Да, карты могут не зайти так, как противникам, но в итоге у тебя есть все средства для того, чтобы выкрутиться из неприятного положения, да и продолжительность партии не столь велика, чтобы жалеть о потраченном времени при поражении. Ведь всегда можно попросить реванш и разложить новую партию!
Таким получился мой топ-5 космических игр. Да, после некоторых колебаний я не стал включать сюда игры из серии «Звёздных войн», потому что у меня пока малый наигрыш, например, в «Восстание».

Возможно, какие-то игры из невошедших я потом включу в следующие топы. В любом случае, жду ваших комментариев и предложений!
Автор текста: Алексей Цибенко. Написано специально для Timeweb Cloud и читателей Хабра.
Автор: GeeksCat
