Беларусь стала первой страной, где поддержка IPv6 закреплена законом

в 15:26, , рубрики: IPv4, IPv6, Администрирование доменных имен, беларусь, Законодательство в IT, Сетевые технологии

С 1 января 2020 года все провайдеры Беларуси будут обязаны поддерживать интернет-протокол IPv6 параллельно с IPv4. Этого требует новое дополнение к указу президента Республики Беларусь № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».

Гарантированная поддержка IPv6 призвана решить проблему с глобальным дефицитом адресов IPv4. Теоретически, «невидимая рука рынка» должна заставить провайдеров по всему миру постепенно перейти на IPv6. Беларусь выбрала путь административного регулирования. Это более быстрый и эффективный вариант, с точки зрения чиновников, которые не комплексуют по поводу чрезмерного вмешательства государства в экономику.

Как сообщают местные издания, Беларусь стала первой в мире страной, которая заставит провайдеров поддерживать IPv6.

Беларусь стала первой страной, где поддержка IPv6 закреплена законом - 1
Согласно статистике Google, доля IPv6 в сетевом трафике составляет около 25−29%

Недавно в комментариях для Хабра несколько экспертов признали, что единственным способом полностью решить проблему дефицита адресов IPv4 является переход на IPv6. Нерешаемых технических проблем здесь нет, нужно только стимулировать к этому провайдеров, чем занимаются ICANN и RIPE. К сожалению, зачастую провайдерам проще соорудить «костыли» для существующей инфраструктуры IPv4, чем производить кардинальную миграцию: «До настоящего времени переход на IPv6 тормозился преимущественно нежеланием интернет-провайдеров что-то делать, — говорил Виктор Осташев (vvadmin.ru). — Переход на адресацию IPv6 требует внесения изменений в биллинговые системы интернет-провайдеров и замены небольшого количества устаревшего оборудования. Все без исключения современные операционные системы и всё сетевое оборудование, выпускаемое как минимум последние 15 лет, полностью совместимы с IPv6. Пока хватало IPv4, у провайдеров не было стимула переходить на IPv6, а это сдерживает распространение IPv6 и в хостинге сайтов, и в других применениях, поскольку из сетей IPv4 доступ к адресам IPv6 возможен только через специальные прокси. Существенное подорожание IPv4 на вторичном рынке и невозможность получить новые IPv4 станет существенным стимулом для перехода на IPv6. А те провайдеры, которые не перейдут на IPv6 потеряют клиентов».

После всеобщего перехода на IPv6 адресация IPv4 как таковая исчезнет, а вместе с ней исчезнет и проблема дефицита адресов.

В то же время эксперты выступали против государственного регулирования в этой сфере: «Я не думаю, что прямое регулирование тут чем-то хорошо, нигде в мире оно как-то не сработало (хотя может сработать в Беларуси, там, вроде как, есть такая госинициатива). С другой стороны, это не масштабируется, там всего 25 LIR», — разъяснял для сообщества ENOG Алексей Семеняка, директор по внешним связям в Восточной Европе и Средней Азии RIPE Network Coordination Centre (RIPE NCC).

Буквально на следующий день после этого комментария президент Лукашенко подписал соответствующий документ.

Белорусские эксперты объясняют, что государственное регулирование всё-таки может иметь смысл, с учётом местных условий: «Внедрение протокола IPv6 крайне актуально. В этом вопросе у многих стран в регионе наблюдается отставание от остального мира. В Беларуси IPv6 трафик фактически равен нулю, несмотря на то, что сами адреса получены практически всеми членами RIPE NCC: в стране 23 из 25 таких организаций уже имеют адреса и могут их использовать, — говорит Максим Буртиков, директор по внешним связям Сетевого координационного центра Европейского регионального реестра IP-адресов (RIPE NCC). — Это самый высокий относительный показатель во всём СНГ… RIPE NCC проводила в Минске несколько тренингов за прошедшие пару лет для технических специалистов операторов, чтобы на практике показать, как обеспечить работу по новому протоколу. Важно, чтобы свой контент, по примеру упомянутых Google, Facebook, сделали доступным по IPv6 и белорусские сайты и приложения. Подготовка к повсеместному внедрению IPv6 необходима, чтобы обеспечить ничем не ограниченное свободное развитие отрасли».

Обязательная поддержка IPv6 предусмотрена указом № 350 «Об особенностях использования национального сегмента сети Интернет», который вносит дополнения в указ № 60, как отмечалось выше.

Кроме регулирования адресного пространства, документ вносит и другие изменения:

  • Денежные средства от регистрации доменных имён в национальной доменной зоне по результатам аукциона, кроме стоимости регистрации доменного имени, направляются на благотворительные счета учреждений, обеспечивающих условия для проживания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития, в качестве пожертвования без заключения в письменной форме соответствующего договора (на выбор покупателя).
  • На субъекты, осуществляющие формирование и ведение централизованной базы данных о доменных именах, зарегистрированных в национальной доменной зоне, в том числе об их владельцах, возлагается обязанность по обеспечению достоверности и защиты соответствующей информации. Сбор, обработка, хранение, передача, использование персональных данных физлица осуществляются без его согласия с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.
  • Порядок формирования и ведения централизованной БД о владельцах доменов определяются Оперативно-аналитическим центром при Президенте РБ. Лица, представляющие информацию, обязаны указывать достоверную информацию и при необходимости подтверждать её достоверность.
  • Информация о доменных именах предоставляется без согласия владельца доменного имени в электронном виде на безвозмездной основе госорганам, судам, нотариусам.
  • Иным лицам такая информация предоставляется без согласия владельца доменного имени техническим администратором национальной доменной зоны по письменному запросу на безвозмездной основе для защиты в установленном порядке прав и законных интересов запрашивающего лица в отношении зарегистрированных средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (работ, услуг). При этом определено, что объём предоставляемой информации включает ФИО, адрес, адрес электронной почты. Запрос должен содержать обоснование представления такой информации со ссылкой на акты законодательства.
  • Лица, получившие указанную выше информацию, обязаны принимать меры по её защите.

Указ № 350 усиливает контроль государства над белорусскими пользователями интернета. В частности, поставщики интернет-услуг обязаны:

  • осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, вести учёт и хранение сведений об абонентских устройствах;
  • устранять различные виды неправомерных воздействий, о наличии которых поставщику стало известно, заведомо приводящих к нарушению конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности, сохранности информации;
  • с 1 января 2020 г. осуществлять адресацию по протоколам IPv4 и IPv6.

Из указа № 60 исключён пункт, который обязывал провайдеров по запросу пользователей фильтровать доступ к информации, которая направлена на:

  • осуществление экстремистской деятельности;
  • незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;
  • содействие незаконной миграции и торговле людьми;
  • распространение порнографических материалов;
  • пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещённых законодательством.

Вероятно, эксперты признали, что из-за шифрования трафика фильтровать такую информацию технически невозможно.

Также исключается пункт, по которому размещение пользователями в интернете «литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, осуществляется с согласия их правообладателей (если иное не определено законодательными актами) и при условии соблюдения иных требований законодательства об авторском праве и смежных правах».

Возможно, эта правовая норма (спрашивать разрешения правообладателей) тоже во многих случаях оказалась неприменимой на практике.

Исключён абзац, по которому ОАЦ совместно с Министерством связи и информатизации «устанавливает порядок ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещённой к распространению в соответствии с законодательными актами».

Не совсем понятно, что это значит, но трудно предположить, что белорусские власти откажутся от блокировки ресурсов.

Автор: alizar

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js