Как стать джуном, которого берут на работу (frontend-разработка)

в 8:14, , рубрики: frontend-разработка, javascript, джуниор, Карьера в IT-индустрии, собеседование

Привет! Я - начальник отдела разработки небольшой IT-компании, и мы - те самые люди, которые не ищут на работу сеньоров, и мы готовы брать не только мидлов, но даже и джуниоров, и готовы растить их до уровня крепких мидлов. Однако 80% приходящих на вакансию frontend-разработчика соискателей, даже называющих себя мидлами, с опытом работы, по сути оказываются не то что джуниорами - вообще не программистами. Что же на самом деле должен знать джун, чтобы попасть в компанию, подобную нашей? И как к этому прийти, если за плечами нет высшего программистского образования или богатого опыта программирования в школе? Я расскажу об этом и о том, как устроено техническое собеседование в нашей компании.

Базовый уровень программирования

Итак, к нам приходит среднестатистический кандидат, который прошел курсы по JavaScript, сделал там пару проектов. Потом узнал, что во многих местах хотят React, сходил на курсы по нему, тоже сделал пару проектов, выложил их на Github. Приходит к нам, уверенный в себе. И мы его просим написать функцию, которая выбирает из строки все большие буквы, или реализовать "вручную" какой-нибудь метод из array. И половина кандидатов в этом месте выбывают из строя. Кто-то вообще не может это сделать, у кого-то на двухминутную функцию уходит больше получаса. Зачем мы вообще это спрашиваем и почему с этого начинаем?

Дело в том, что когда вы начинаете делать реальные проекты, то такие микрозадачи (просто чуть более сложные или чуть менее стандартные) регулярно начинают возникать:

  • то нужно покрасить гласные буквы;

  • то написать правильное окончание у слова с числительным (2 ракетки, но 5 ракеток, и вам нужно в автоматическом режиме подставить окончание);

  • то вычислить новые положения всех точек змейки после очередного шага; и так далее.

И эти кусочки обычно являются очень маленькими фрагментами той задачи, которую вы решаете. И если сначала на каждый такой кусочек у вас уходит по полчаса, то как только вы овладеваете этим инструментарием, вы начинаете писать это за две минуты, практически не задумываясь. И ваша работа ускоряется в 10 (!) раз.

(Да, бывалые программисты здесь мне скажут, что нужно предусматривать много граничных условий, и речь идет не о 2 минутах, а больше, и вообще если есть библиотека, которая это умеет из коробки, то лучше ее подключить. Но примерный смысл работы библиотеки всегда лучше знать, чтобы мочь сделать вручную то же самое, но слегка модифицированное; а кроме того, человек, который пишет этот кусок кода за полчаса, а не за две минуты, граничные условия не напишет просто никогда).

Почему он этого не знает?

А у среднестатистического соискателя этой части обучения не было. Чаще всего он даже понятия не имеет о том, что она существует. Это во многом связано с тем, что курсы гораздо лучше продаются, когда человек получает на них быстрый результат. Но на таких курсах, даже 5-месячных, не остается времени на собственно базовое программирование - и поэтому в учебном проекте преподаватель предусматривает самые легкие пути с минимумом проблем. А шаг вправо-шаг влево от этого дается студентам с огромным трудом.

И эту часть очень важно где-нибудь добрать. В идеале, для того чтобы понять, подходит ли вам работа программистом, имеет смысл сначала пойти на какие-нибудь курсы чистого программирования (условия, циклы, работа с массивами и строками, запись в хранилище и чтения из хранилища) на плюс-минус любом языке и посвятить этому хотя бы три месяца. Зная, что после этих курсов вы станете программистом, но на работу вас еще никуда не возьмут. И если вы будете чувствовать, что вам нравится то, что вы делаете в рамках этих курсов, - вот тогда уже идите учитесь конкретному языку и его предметной области.

Но можно эту часть выучить и после того, как вы прошли курсы по javascript и React. И у вас сразу станет больше шансов стать айтишником, чем у 95% остальных выпускников курсов. Потому что действительно сложно потратить несколько месяцев, решая какие-то задачки, которые, как кажется, не имеют практического применения, мучая строки, массивы и циклы. Но это только кажется: в реальной работе вы будете иметь с ними дело очень часто.

Матчасть

Но, допустим, перед нами соискатель, который научился базовому программированию. Следующее, что мы просим на собеседовании, - найти на странице все кнопки и покрасить их в какой-нибудь цвет. В этом месте отваливаются еще 30% соискателей. Возможно, с этого стоит начинать разговор - с человеком, который не знает ответа на эту задачу, можно распрощаться за 7 минут, а в предыдущей на это уходит минут 15-20 обычно :) Но как так, спросите вы? Человек сделал 4 проекта, разве он ни разу не делал чего-то подобного за это время?

Ну, во-первых, проекты обычно довольно небольшие. Даже если там много файлов, интересный код хранится от силы в 1-2. И там несколько раз они, конечно, выбирали элементы, но не настолько часто, чтобы это вошло в пальцы и в голову. И проблема вовсе не в том, что эти люди не были усердны, и даже не в том, что задачи на курсах достаточно невелики и упрощены. Проблема еще и в том, что при подготовке кандидаты решают какие-то задачи, ожидая, что на собеседованиях могут спросить примерно про что угодно, от стрелочной функции до каких-нибудь throttle и debounce. Но на самом деле есть несколько классов задач, с которыми frontend-разработчик имеет дело практически каждый день. В нашей рабочей практике (и в фирме, и времен фриланса) этих классов всего три:

  • работа с DOM-моделью (изменение стилей, атрибутов, html-кода);

  • работа с событиями (как минимум - обработка кликов по кнопкам, в том числе - сгенерированным в процессе работы);

  • отправка данных на сервер и обработка ответа (и тут, кстати, тех, кто походил на курсы базового программирования, ждет приятный сюрприз, потому что, например, если поднять сервер на PHP, то окажется, что там ровно и есть базовое программирование +/- работа с базой данных (ну, на уровне, когда надо всего лишь отправить на фронт какой-то ответ для тестирования), вот оно и пригодилось нечаянно).

И вот эти штуки, хотя бы в базовой версии, тоже надо знать очень хорошо, а применяемые команды и их синтаксис - наизусть (благо, их не так уж много). Как выбрать элемент - по тэгу, классу, атрибуту, его значению; как поменять стили, как поменять атрибуты, innerHTML и insertAdjacentHTML. Как обработать событие, что там внутри event (хотя бы target и currentTarget); как быть, когда кликабельные элементы сгенерированы или когда их очень много. Как отправить на сервер данные (fetch или даже хотя бы $.ajax). И, вы не поверите, если вы знаете наизусть синтаксис этих штук и применили их в реальных задачах раз по сто - ваша скорость разработки увеличивается еще в 5-10 (!) раз. То есть разница по скорости разработки между обычным соискателем и соискателем, который знает базовое программирование и базу матчасти языка, может доходить до 100 (!!!) раз.

И вот как раз с этого места мы готовы называть его способным джуном и учить его дальше. Потому что дальше, до мидла, там еще очень много всего.

Что должен знать мидл

Собеседование с мидлом начинается, на самом деле, по той же схеме:

  • сначала задачка на базовое программирование;

  • потом на выбор элементов и покраску/скрытие/изменение атрибутов;

  • потом какое-нибудь простое событие и обсуждение стрелочных функций;

  • потом отправка данных на сервер и разговоры про GET/POST;

  • и пару слов про git (его, слава богу, хотя бы в базовом варианте умеют использовать даже джуны).

Но уже и тут можно спросить гораздо больше всяких деталей, которые джун пока не знает или еще не запомнил.

А дальше можно разговаривать в очень разных направлениях. Мы задаем много вопросов, но не ждем, что соискатель-мидл ответит на все - крепкий мидл должен знать процентов 70-80, начинающий - 30-40. Обычные вопросы в нашем случае такие:

  • всякие подробности про промисы;

  • какие-то другие способы взаимодействия с сервером, кроме ajax (например, websocket);

  • сборщики (webpack, gulp), разделение кода по компонентам;

  • event loop, всякие детали событий, кастомные события;

  • прототипы и полифиллы;

  • filter, map, reduce;

  • работа с линтером;

  • тесты и заглушки;

  • декораторы, throttle и debounce;

  • регулярные выражения.

Соответственно, если джун в курсе про что-то из этого, то это плюс и к общему впечатлению, и к пути до уровня мидла. Но знание базы гораздо важнее, и бонусы его не заменят.

Движение от джуниора к мидлу

Тем, кто только стал джуниором, для начала лучше идти в организации, в которых используют vanilla js, может быть, с небольшими усовершенствованиями, и первые год-два проводить именно здесь. Почему я так думаю? Ведь если вам удастся устроиться сразу React-разработчиком, вам, скорее всего, будут платить больше денег!

Дело в том, что если вы работаете с обычным js, вы гораздо лучше понимаете, что и как устроено изнутри (и потом вам будет легче понимать и то, как устроены конструкции в React-е). У вас становится гораздо больше опыта работы с css-свойствами, больше способов сбора данных с кнопочек и форм; вы начинаете гораздо легче читать чужой код, потому что вы видели несколько способов и синтаксисов сделать то, что вы делаете, некоторые из них вы переняли; вы уже пробовали настраивать всякие штуки типа сборщиков и линтеров, потратили на это довольно много времени и знаете кой-какие нюансы. И дальше, когда вы идете уже непосредственно раотать с React-ом, то вы все это уже умеете, и в 95% случаях вам не приходится учить еще и это. Потому что возможности мозга ограничены, и при большом объеме того, что нужно понять сразу, вы рискуете не справиться. Точнее, не справляться примерно первые несколько лет работы. И вам будет очень трудно, вы регулярно будете хотеть бросить работу, а ваши коллеги, которые уже имеют этот бэкграунд, будут обгонять вас в росте с космической скоростью.

По сути, работа на обычном js отодвигает вверх ваш потолок роста в ближайшие годы. И ради этого стоит пожертвовать частью зарплаты прямо сейчас. И при этом необходимо следить, что вы не забываете, если этого нет в вашей работе, параллельно изучать все остальное - хотя бы из списка из предыдущего параграфа. Хотя, конечно, лучше иметь ментора, с которым можно переписываться и один-два раза в месяц созваниваться, чтобы обсуждать, что именно вы сейчас учите, зачем оно вам может пригодиться, не пора ли уже на следующий уровень и так далее. И это, опять же, резко поднимает потолок роста, но далеко не все себе могут это позволить :)

И если путь "сначала js - потом фреймворки" будет соблюдаться (а когда-то это был естественный путь разработчика), то как раз и будет получаться, что с фреймворками работают мидлы и сеньоры. Проблема в том, что кто-то когда-то это заметил и поставил телегу впереди лошади: решил, что если вы пройдете курсы по React-у, то вы уже мидл. Но это так не работает :)

О реальных сроках роста

Существуют ли вообще люди, которые за полгода смогли пройти курсы, хорошо устроиться на работу и потом быстро вырасти? Да, они существуют. Проблема в том, что 90% из них имеют несколько лет бэкграунда самостоятельного кодинга, или школьного/университетского программирования, то есть это совсем не те люди, которые пришли с нуля. У них получится так быстро, а у вас нет :)

В реальности требуется около года на то, чтобы спокойно выучить все, что нужно джуну (если вы знаете, что именно учить). Когда я говорю о трех месяцах на базовое программирование, я имею в виду занятия хотя бы через день, а такую интенсивность может выдержать далеко не каждый взрослый человек с работой, семьей и ипотекой, решивший сменить профиль деятельности. Если вы занимаетесь два раза в неделю - закладывайте полгода на базу, месяцев пять на курс по матчасти и месяца два-три на практику и выучивание базовых конструкций матчасти. То есть чуть больше года - реальный срок развития с нуля до джуна.

Путь от джуна до слабого мидла довольно естественно проходится за год, и он уже обычно проходится на работе, без работы здесь никак. До крепкого мидла вы растете еще год-два, и здесь уже важно не только то, что происходит на работе, но и то, ботаете ли вы что-то дополнительно, чтобы иметь более полную картину знаний.

Дальше начинается путь к сеньору, и он занимает еще минимум пару лет. Но про это лучше думать, уже будучи более-менее приличным мидлом.

Как войти в IT

Резюмирую. Путь, по которому стоит войти в IT и стать джуном, которого берут на работу, в первую очередь включает в себя обучение базовому программированию. Если у вас этого еще нет, но уже есть курсы js и/или react - потратьте на это три-шесть месяцев, и процент интервью, которые вы будете проходить, резко возрастет. И к этому добавьте знание и практику матчасти по работе с DOM, событиями и ajax. Откровенно говоря, в этот момент вам должно казаться, что вы можете сделать на сайте примерно всё, что угодно. И это не очень далеко от правды, но. Многих технологий вы еще не знаете, как и многих деталей и нюансов DOM-модели. Еще вам предстоит изучить способы делать многое проще и быстрее; научиться хорошей организации кода; и так далее. И вот этому уже вы будете учиться на работе.

А вас будут учить с удовольствием, потому что, с учетом скорости вашей разработки по сравнению с обычными соискателями, вы будете уже честно отрабатывать решением реальных задач хотя бы часть потраченного на вашу учебу времени ваших старших коллег.

Удачной вам учебы и дальнейших поисков работы!

Автор: Виталий Квитковский

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js