Что Beatles, Radiohead, Doors и другие музыканты взяли у классических композиторов

в 17:40, , рубрики: Аудиомания, Биографии гиков, Блог компании Аудиомания, звук, копирайт, музыкальная индустрия, периферия

Вчера мы писали о том, что современная музыка многим обязана классике и мелодическим приемам, популярным у великих композиторов. Более того, исполнители до сих пор заимствуют идеи у музыкантов разных веков, стилей и уровней известности.

Сегодня — вспоминаем знакомые многим рок- и поп-композиции, которые так или иначе работают с классическим материалом. Всех, кому интересна эта тема, приглашаем под кат.

Что Beatles, Radiohead, Doors и другие музыканты взяли у классических композиторов - 1
Фото Anders Printz PD

Because группы The Beatles и «Лунная соната» Бетховена

Некоторые музыкальные решения Бетховена настолько широко растиражированы и узнаваемы, что их используют повсеместно (от рекламы до фоновой музыки в кино), и на них постоянно ссылаются другие музыканты. Одна из таких отсылок сделана культовыми исполнителями из совершенно другой эпохи — «Битлами». В своей песне Because они используют часть «Лунной сонаты».

Только проигрывают её задом наперед.

Вот «версия» The Beatles:

Считается, что это идея Джона Леннона — однажды он услышал, как Йоко Оно играет «Сонату» и попросил сыграть её наоборот. Конечно, это не буквальный «пересказ» Бетховена, но мелодия песни The Beatles основывается на инвертированной структуре первой части «Лунной сонаты».

Never Forget группы Take That и Tuba Mirum из «Реквиема» Верди

Пожалуй, одна из самых популярных песен британской группы Take That — Never Forget. В самом начале песни можно услышать мелодию из «Реквиема» итальянского композитора Джузеппе Верди.

«Версия» Take That:

Итальянский композитор писал эту часть «Реквиема» для баса и хора. В песне Take That, кстати, хор тоже используется — вступление исполняет хор мальчиков из города Хенлана (Henllan Boys Choir).

Exit Music (For a Film) группы Radiohead и Прелюдия №4 Шопена

Radiohead не только использовали в своем творчестве отсылки к авангардным композиторам, но и вдохновлялись классической музыкой. Например, в нескольких треках из альбома A Moon Shaped Pool прослеживаются отсылки к классическим композиторам: например, в треке Glass Eyes — к струнным в стиле Дебюсси, звучание которых существует как бы отдельно от клавишных и голоса.

В The Numbers — к Стравинскому.

Ещё одна «классическая» работа Radiohead — известная композиция Exit Music (For a Film) с альбома OK Computer. Мелодия Exit Music (For a Film) основывается на Прелюдии №4 Шопена:

All By Myself Эрика Кармена и «Концерт №2» Рахманинова

Заимствование из классики не всегда является «творческим осмыслением» материала или прямой отсылкой. Иногда оно оказывается более явным — как в случае из одной из самых растиражированных баллад в мире — All By Myself американского певца Эрика Кармена.

Мелодия куплетов практически полностью повторяет отрывок из второй части Концерта №2 до-минор Сергея Рахманинова:

Эрик Кармен позаимствовал у русского композитора еще одну мелодию: Never Going To Fall in Love Again основывается на Симфонии №2. Это заимствование было настолько явным, что не осталось незамеченным — творчество Рахманинова на момент выхода пластинки не являлось общественным достоянием за пределами США. После переговоров с певцом фонд, управляющий наследием Рахманинова, получил право на 12% от роялти с этих треков.

The Doors, Альбенис и Альбинони

Сразу несколько популярных треков американской рок-группы The Doors содержат в себе заимствования и «цитаты» из классической музыки. Так, один из треков из альбома Waiting for the Sun 1970-го года — полноценный кавер Адажио в соль-миноре для струнных инструментов и органа.

The Doors:

Адажио принято приписывать авторству Томазо Джованни Альбинони, венецианскому скрипачу и композитору эпохи барокко. Его якобы восстановил по небольшому фрагменту записей биограф композитора Ремо Джадзотто, опубликовавший свою книгу об Альбинони в 1945 году.

Во фрагменте, найденном Джадзотто, была описана басовая партия и часть партии первой скрипки в шесть тактов. На этой основе Джадзотто составил полноценное произведение и в 1958 году выпустил его под названием «Adagio in G Minor for Strings and Organ, on Two Thematic Ideas and on a Figured Bass by Tomaso Albinoni». Фрагмента партитуры Альбинони, от которого он якобы отталкивался, никто не видел.

Сейчас многие исследователи музыки склоняются к тому, что Адажио придумал Джадзотто от начала и до конца. Тем не менее, Адажио — одна из самых популярных и растиражированных «классических» мелодий в мире, которая звучит в десятках фильмов и к которой обращались многие великие музыканты современности.

Это далеко не единственный пример работы группы с классическим материалом. Например, вступление трека Spanish Caravan The Doors отсылает к пьесе Астурия «Испанской сюиты № 1» композитора Исаака Альбениса.

Классическая музыка не перестает волновать самых разных современных исполнителей — от рок-музыкантов до поп-певцов. Фактически, многие из них ведут «диалог культур» со своими предшественниками — и параллельно знакомят с классикой новое поколение меломанов.


Больше интересного о музыке в нашем «Мире Hi-Fi»:

Автор: Audioman

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js