У младенцев логическое мышление появляется ещё до одного года

в 6:49, , рубрики: Биотехнологии, дети, исследования, логика, мозг, психология детей, эволюция

В 1960-е годы психологи были уверены, что дети способны к логическим рассуждениям в возрасте семи лет. В 1970-х – что четырёхлетние дети могут делать транзитивные выводы, если снизить сложность задачи. Новое исследование показало, что уже десятимесячные младенцы способны понимать социальную иерархию подчинения.

У младенцев логическое мышление появляется ещё до одного года - 1
Скриншот из видео эксперимента: ребёнку показывают кукольный спектакль

В 1960-е годы швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, известный работами по изучению психологии детей, провёл эксперимент с участием детей в возрасте семи и восьми лет. Если Ваня выше Маши, а Маша выше Коли, то Ваня – выше Коли: ребёнок в этом возрасте способен сделать такой вывод, даже если он не видит одновременно всех людей из этого задачи. Жан Пиаже выделил возраст 7-11 лет как «период конкретных операций», в котором у детей появляются способности к логическим рассуждениям, когда они думают о реальных вещах, и способность делать транзитивные выводы и понимать иерархию взаимоотношений.

В конце 1970-х годов исследователи обнаружили, что дети способны делать транзитивные выводы уже в возрасте четырёх лет, если снизить сложность решаемой проблемы.

Команда учёных Университета Эмори в этот раз сумела доказать, что дети в возрасте десяти месяцев уже способны решать логические задачи: младенцы понимают социальную иерархию доминирования. Стелла Лоренсу (Stella Lourenco) объединилась с психологом Робертом Хэмптоном, который работает в лаборатории Йеркского национального центра изучения приматов и в рамках своих исследований продемонстрировал, что обезьяны могут делать транзитивные выводы, и с Региной Пэкстон Гэйзес (Regina Paxton Gazes), бывшим аспирантом в лаборатории Хэмптона и научным сотрудником зоопарка Атланты.

Гэйзес разработала невербальные эксперименты для младенцев. Сначала детям показывали видео с тремя куклами – слоном, медведем и гиппопотамом одного размера, расставленными в рамках социальной иерархии слева направо. Слон держит игрушку, затем медведь силой отнимает игрушку у слона, а гиппопотам отнимает её у медведя. Сценарий предполагает, что медведь доминирует над слоном, а гиппопотам доминирует над медведем. В финале детям показывали сценку, где слон отнимает игрушку у гиппопотама, и этот сценарий гораздо больше занимал младенцев, чем все остальные.

«Доминирование слона нарушает понимаемые ребёнком отношения, потому что медведь до этого забрал у него игрушку, а гиппопотам забрал её у медведя. Дети больше внимания уделяли этому сценарию, потому что он нарушает транзитивные выводы, и младенцы пытаются понять, почему ситуация не такая, какой они её прогнозировали», — объясняет Лоренсу.

Для второго эксперимента исследователи добавили четвёртого героя, который ещё не взаимодействовал с персонажами: жирафа. Этот сценарий не заинтересовал детей.

В эксперименте приняли участие тридцать два младенца от десяти до тринадцати месяцев. Двадцать три из них более живо реагировали на сценарии, в которых прослеживалось неожиданное поведение героев, чем на все остальные сценки. Учёные предполагают, что транзитивные выводы для социальной иерархии важны для эволюции, поэтому человек способен делать их в таком раннем возрасте. Выводы учёных из этого эксперимента могут стать инструментом для оценки развития ребёнка.

Автор: ivansychev

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js