В будущем учёные, возможно, научатся предсказывать, что именно вы запомните

в 11:00, , рубрики: математика, мозг, Научно-популярное, память

В будущем учёные, возможно, научатся предсказывать, что именно вы запомните - 1

Помните ли вы свой первый поцелуй? А смерть вашей бабушки? Есть вероятность, что помните – и это потому, что эмоционально окрашенные воспоминания являются стержнем истории вашей личной жизни. Некоторые редкие моменты оказываются очень напряжёнными и выделяются на фоне рутинного существования, состоящего из сна, еды и работы. Но и повседневная жизнь наполнена опытом, который может иметь личное эмоциональное значение – например, спор с кем-либо или полученный комплимент.

Некоторые люди способны описать эмоциональные воспоминания до определённого предела, даже по прошествии долгого времени, при этом вспоминания о более обыденных событиях исчезают. Но почему конкретно это происходит, и как мы сохраняем наши воспоминания, пока неясно. В новой работе, опубликованной в журнале Psychological Review, мы описываем новую компьютерную модель, которая может помочь объяснить этот факт.

Для изучения влияния эмоций на память в лабораторных условиях учёные обычно показывают испытуемым фильмы, истории и изображения, вызывающие эмоциональный отклик. Затем они могут попросить добровольцев описать то, что они запомнили. Однако по эмоциональным реакциям люди очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому исследователи пытаются использовать материалы, оказывающие более-менее постоянный эффект на людей, положительный или отрицательный. К примеру, изображение проведения медицинской процедуры над ребёнком кажется неприятным для большинства из нас.

Подобные исследования дали нам хорошие свидетельства в пользу того, что память действительно лучше запоминает материалы, имеющие эмоциональный отклик.

С годами было накоплено множество идей, объясняющих, почему это так. Кто-то утверждает, что люди просто обращают больше внимания на небезразличный им опыт – то есть, они назначают высокий приоритет одним воспоминаниям и отбрасывают остальные. По этой теории, именно внимание, проявленное при изначальном кодировании информации, помогает людям легче вызывать эти воспоминания впоследствии.

Но это не полное объяснение. Ясно, что имеют значение и события, случившиеся сразу до и сразу после произошедшего. Довольно легко вспомнить более-менее интересный опыт, если за ним последовал спокойный период, после которого случилось особо волнующее событие. Точно так же ситуация, в которой происходит проверка памяти, влияет на то, какие воспоминания приходят в голову. Легче вспомнить победу в школьном соревновании, если вы вернулись в эту школу на встречу выпускников.

Математика памяти

В нашей недавней работе мы собрали все эти идеи в попытке дать более структурированное объяснение эмоциональным воспоминаниям. Мы начали с того, что изучили шаги обработки информации в мозге человека, на которых мы кодируем, сохраняем и извлекаем нейтральную информацию. Мы полагались на существующую и проверенную теорию извлечения воспоминаний, особенно чёткую и точную, поскольку выражает все свои заявления математическими уравнениями.

По этой теории, каждое из ваших воспоминаний связывается с умственным состоянием, которое у вас было в тот момент – то есть, с ментальным контекстом. К примеру, если вы однажды утром торопились, тогда ваше воспоминание о том, что вы ели на завтрак, будет находиться под влиянием этого более общего ментального контекста. Воспоминание о завтраке также будет связано с воспоминанием о том, что вы прочитали в газете. Такие умственные состояния меняются с каждым последующим опытом, однако их можно использовать позже для извлечения из памяти воспоминаний. К примеру, если кто-то спросит вас, что вы ели утром на завтрак, вам будет легче, если вы будете вспоминать ощущение торопливости или процесс чтения статьи в газете.

В будущем учёные, возможно, научатся предсказывать, что именно вы запомните - 2

Затем мы спросили, как эмоции могут корректировать друг друга на этапах формирования памяти, используя сделанные в экспериментах открытия, касающиеся эмоциональной памяти, и записали потенциальное влияние в математическом виде. Конкретно, мы предположили, что связь между опытом и его ментальным контекстом оказывается сильнее, когда опыт был эмоциональным. Наконец, мы скормили уравнения в компьютерную программу, симулировавшую, как человек обучается и вспоминает определённые материалы.

Если наши идеи касательно памяти были верны, программа должна была более точно «вспоминать» те вещи, которые лучше вспоминали и люди. Мы обнаружили, что так и было. Однако наша модель отражала не только ситуации, в которых эмоции усиливают воспоминания, но и те ситуации, в которых этого не происходит.

К примеру, мой предыдущий опыт показал, что, хотя память людей лучше работает с эмоциональным материалом в виде смеси эмоциональных и нейтральных изображений, это не срабатывает, если показывать людям подряд несколько эмоциональных изображений, или же подряд несколько неэмоциональных картинок, к примеру, процесса покраски двери. В каждом таком эксперименте способности памяти у людей оказываются сходными. Это пока загадка. Однако модель также выдала этот контринтуитивный результат, что придало нам уверенности в том, что наш математический код может быть на правильном пути.

Из нашей работы можно сделать много потрясающих выводов. Судя по всему, механизм, лежащий в основе хорошо сохраняющихся эмоциональных воспоминаний, не такой уникальный, как считалось ранее – и эмоциональный, и нейтральный опыт обрабатывается примерно одинаково. Однако эмоции влияют на определённые шаги обработки, и различаются в таких вещах, как степень связи разных вещей и связи вещей и контекста их кодирования.

Эти небольшие изменения приводят к важным глобальным изменениям всего процесса запоминания. Возможно, поскольку для нас так важно запоминать эмоциональный опыт, эволюция подстроила многие аспекты процесса запоминания так, чтобы он был чувствителен к нему – к примеру, к угрозе, исходящей от хищника, или к возможности найти еду.

Поскольку мы описываем влияние эмоций математическими уравнениями, наша работа может позволить учёным когда-нибудь предсказать, какой опыт отложится у человека в памяти. Итоговой целью будут попытки понять это на уровне отдельных личностей. Пока что в предположениях по поводу того, что происходит в голове у конкретного человека, существует много неопределённости, особенно по поводу того, насколько сильно связаны разные пережитые события, и какое внимания люди им уделяют.

Но, когда мы соберём больше данных об этих промежуточных шагах, предсказания нашей модели, возможно, смогут более точно воспроизвести последовательность извлечения воспоминаний у конкретных людей. Конечно, мы можем и ошибаться, что может заставить нас пересмотреть нашу модель. Ведь наука идёт вперёд через создание гипотез и их проверку на эмпирически полученных данных.

Автор: SLY_G

Источник


* - обязательные к заполнению поля