Налоговые и правовые вопросы начинающих фрилансеров

в 11:51, , рубрики: договор, Законодательство в IT, налоги, Развитие стартапа, расчеты, финансы в IT

Здравствуйте!

Знаю, что у программистов много вопросов о налогообложении и праве. Решила написать о вопросах, возникающих у начинающего фрилансера.

Начну с общих вопросов физических лиц, российских налоговых резидентов, которые пока не планируют регистрироваться в качестве ИП. Есть вопросы, где я только обозначила проблему, чтобы обращали внимание. Например, про возможность удержания налогов иностранными компаниями. Кстати, вопрос относится ко всем, кто работает с иностранцами. Зачастую узнают об этом только после того, как удержат налог.

Ничего не пишу про физических лиц — нерезидентов, это отдельная большая тема.
Вопросов ИП намного больше – выбор системы налогообложения, отчетность, валютный контроль, и так далее. А в ООО плюсом корпоративные вопросы.

Пока не знаю, насколько востребована тема налогов и права, какая информация нужна, в каком формате. Задавайте вопросы, пишите, что понятно, что непонятно. Что надо подробней. Какие темы интересуют. Если будет интересно, продолжу.

Можно ли работать без регистрации ИП?

Это первый вопрос для человека, который решил работать самостоятельно. Открывать ИП, как думают многие – это сложно и опасно, да и неизвестно как дело пойдет, а что-то платить надо в любом случае. Поэтому лучше сначала попробовать, а потом уже регистрировать ИП. Не буду сейчас обсуждать, что и как надо платить ИП. Напишу о другом – как можно работать, не регистрируя ИП.

Речь идёт не о трудовом договоре, а о гражданско-правовом, оказания услуг или подряда.
В интернете много статей о переквалификации гражданско-правового договора в трудовой. Но ответственность за это понесет работодатель, а для физ.лица никаких негативных последствий не будет. Ну если не считать, что больничный не оплатят, отпуск тоже, и в любой момент договор разорвут, но это, как правило, фрилансер и так знает.

Но если много клиентов, и доход значительный, то лучше открыть ИП. Это более выгодно и с точки зрения налогообложения.

Немного про такое понятие, как незаконное предпринимательство. В статье 2 ГК РФ есть определение предпринимательской деятельности – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Будут или нет привлекать при небольшом доходе и десятке клиентов, думаю, что нет. Но практика постоянно меняется. Например, одно время была тенденция считать предпринимателями тех, кто сдает свою квартиру. Потом поменялась.

Скажу о последствиях, если признают незаконное предпринимательство. При получении небольшого дохода предусмотрена административная ответственность, штраф от 500 руб. до 2000 руб. (ст.14.1 КоАП РФ). Если доход более 2 250 000 руб., то уголовная ответственность (ст.171 УК РФ).

Но дело не только в штрафе. Если признают деятельность предпринимательской, то налоги доначислят по общей системы налогообложения, т.е. НДФЛ + НДС.

Однако даже в этой ситуации не всё так плохо. НДФЛ физическое лицо и так должно декларировать и уплачивать.

А вот про НДС не все знают, что можно получить освобождение, в том числе «задним числом», если за три месяца доход менее 2 млн. руб. (п.5 ст.145 НК РФ). Это, кстати, актуально и для ИП или ООО, которых по каким-либо основаниям перевели на общую систему налогообложения.
Поэтому на начальном этапе можно работать без регистрации в качестве ИП, но если доход увеличится и будет регулярным, то надо задуматься о регистрации ИП. С 2019 года планируют вводить новый налог для самозанятых лиц в четырёх регионах – Москва, Подмосковье, Калужская область, Татарстан. Но пока закон не принят, говорить рано.

Какие налоги надо платить физическому лицу?

Если договор с российским юридическим лицом или ИП

В этом случае никакие налоги самому платить не надо. НДФЛ должен удержать заказчик, ООО или ИП, неважно. Причем нельзя договориться, что физ.лицо будет сам платить налог. НДФЛ согласно ст.226 НК РФ обязаны удержать и перечислить в бюджет, никаких других вариантов при работе с российскими ИП или юр.лицами нет.

Кроме того, ООО или ИП надо будет заплатить страховые взносы. Это 27,1% от начисленной суммы — 22% в Пенсионный фонд и 5,1% в Фонд медицинского страхования (взносы в ФСС платить не обязаны).

Если договор с физическим лицом

Вот в этом случае заказчик не является налоговым агентом, поэтому исполнителю, физическому лицу, надо платить НДФЛ самостоятельно. Ставка – 13% (для налоговых резидентов РФ).
Декларацию 3-НДФЛ надо будет подать до 30 апреля следующего года. То есть по доходам за 2018 год надо будет отчитаться до 30 апреля 2019 года.

Больше никакие налоги платить физическому лицу-исполнителю не надо. Он не является плательщиком страховых взносов за себя, не должен платить НДС.

Если договор с иностранной компанией

Заключать договор с иностранной компанией можно, и не только трудовой договор (labor agreement), но и договор оказания услуг. При этом не надо регистрироваться участником ВЭД, не надо проходить валютный контроль в том объеме, который предусмотрен для ИП. Инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И применяется только к предпринимателям.

Тем не менее, лучше предварительно обратиться в банк, описать ситуацию и уточнить, надо ли предоставлять документы, в какие сроки и т.д. Валютный контроль везде разный.

Что касается российских налогов, то платить надо только НДФЛ, при этом декларировать и платить самостоятельно, иностранное лицо не является налоговым агентом.

Но подвох в том, что могут быть и налоги иностранного государства. Вот об этом обязательно надо узнать при обсуждении договора. Если ответ «нет», то внесите в договор, что налоги заказчик не удерживает. Если ответ хоть немного отличается от уверенного «нет», начинайте выяснять, сколько удержат, когда и какие документы будут. Потому что может получиться так, что и там удержат, и тут заплатите.

Если говорят, что налоги удержат, а потом «легко зачтёте», не верьте. Не легко и можете не зачесть. Для расширения кругозора и потери душевного равновесия почитайте ст.232 НК РФ. В каждом случае надо смотреть, вправе ли удержать и какие документы должны предоставить.
Хотя, как правило, у иностранных фрилансеров налоги не удерживают. Но лучше уточнить.

Зачем нужен договор?

Скажу немного о договоре. Многие полагают, что это обязательный документ, поэтому составляют что-то формальное и ненужное. То есть все существенные условия договора вроде есть – предмет, сроки. Но это не рабочий документ. Потому что если между сторонами полное взаимопонимание, то договор, по большому счету, и не важен. Но как только возникает конфликтная ситуация, сразу смотрят договор. А в договоре ничего нет по этому поводу, и ТЗ формальное. И получается, месяц работали, потом два ругались. А то и два года судились.
На самом деле договор это не бумажка, а прежде всего договоренность сторон.

Когда начинаете работать, не забывайте, что отношения с контрагентом могут испортиться и то, что подписали «на коленке», для бухгалтера заказчика, потом может обернуться серьёзными последствиями. Поэтому внимательно читайте и лучше выставить счет, особенно если сумма небольшая, чем жалеть, что подписали договор с кабальными условиями.
Конечно, можно считать, что виноваты клиенты. Но часто конфликты потому, что стороны плохо договорились.

Как договариваться?

Пытайтесь смоделировать все этапы работы, с самого начала и до конца. Например, заказали разработку сайта. О сумме договорились, о сроках тоже.

Без информации от заказчика работу можете начать? Если нет, то срок привязывайте к предоставлению информации.

Вам всё равно, в каком виде будет эта информация? Если нет, то сразу говорите, какой формат нужен или о том, сколько будет стоить привести в нужный формат.

Заказчик месяц думает, наконец-то информацию прислал. А Вы в отпуск с семьёй уехали. А сроки идут, и заказчик уже подгоняет – он-то информацию прислал. Когда смог, тогда и прислал. Ну и что, что через месяц. А ему никто не говорил, что надо через три дня. Это значит, что надо сразу договариваться о сроках предоставления информации. А если эти сроки нарушены, то и сроки вашей работы изменятся.

И так далее по каждому пункту. Передача информации, приемка работы, исправление недостатков. Суммы, сроки, ответственность. Если это серьёзный проект, то мелочей нет. Но даже если это небольшая работа, подумайте, где могут быть подводные камни.

Поверьте, я не предлагаю составлять договор на все случаи жизни фрилансеру, который только начинает работать. Это сложная и непростая работа, даже для юриста. Но продумать и написать по почте или в мессенджере вполне можно, своими словами.

А самое главное исполнение договора, поэтому советую потом отписываться – сделал то-то, вы приняли?

Понятно, предусмотреть всё невозможно. Обязательно будет что-то непредусмотренное, и с опытом всё больше и больше будет накапливаться разных ситуаций и вариантов решения. Лучше все спорные ситуации с самого начала для себя фиксировать, чтобы потом понять, где частный случай, а где повторяющаяся ситуация. А если будете когда-нибудь составлять типовой договор, то все эти случаи обсудить с юристом, и постараться включить системные ситуации в договор, чтобы снизить риск конфликтов.

Надо ли подписывать акты и ещё какие-то бумаги?

Подписывать не обязаны. Но это в ваших интересах. Если есть договор, то акт советую подписать, это подтверждает, что работа выполнена (услуга оказана). Если этапы, то по каждому этапу подписывайте.

Что будет, если акт не подписан?

Когда все довольны, то ничего не будет. А вот если заказчик недоволен или не заплатил, то:
— Если был аванс, но акт не подписан, то заказчик может взыскать деньги. Доказывать, что работа выполнена, будете вы. Как? Сложно. Вот тогда и могут помочь сообщения в мессенджере, что вы всё сделали, и ответ заказчика, что принято. Суды принимают. Это тоже не так просто, но лучше чем ничего.

  • Если заказчик не заплатил, но есть подписанный акт с указанием суммы, взыскать задолженность шансы есть. Если такого акта нет, то подтвердить факт выполнения работы и сумму будет очень сложно, почти нереально.
  • Если оплата по факту, и вы не хотите подписывать акт, или понимаете, что надо долго бегать за заказчиком, то в договоре можно указать, что оплата после выполнения работы и при отсутствии претензий. Тогда уже заказчик, если вдруг захочет взыскать деньги, будет доказывать, что заплатил он просто так, да и договор забыл прочитать.

На самом деле взыскание денег после выполнения работы вполне возможная ситуация. Особенно при перечислении на карту без договора, особенно если перечислила жена, друг, сосед, да просто кто угодно, кроме заказчика. Тот, кто перечислил, может потребовать возврата этих средств как неосновательное обогащение (ст.1102 ГК РФ). И взыщет, если не докажете, что это была оплата за выполненную работу, причем кроме оплаты взыщет еще пени и судебные расходы. А перечисления такие часто в том случае, когда работа без документов, и возникает конфликтная ситуация. Соответственно с заказчика взыскать не сможете. Поэтому если платил кто-то на карту, желательно, чтобы заказчик написал, хотя бы по почте или в мессенджере – такого-то числа был платеж от Ивана Ивановича И., сумму укажет и напишет что это от него, за выполнение работы. Повторюсь, подтверждение выполнения работы старайтесь оформлять. Не бумажными актами, то хотя бы в переписке.

Если подписали договор с российской компанией или СНГ, то, вероятнее всего, они сами будут заинтересованы, чтобы подписали акт. Не забудьте себе взять второй экземпляр.
Иностранные компании если и подписывают акты, то только по просьбе. Но и судиться вряд ли будут.

Эпилог

Это небольшая часть вопросов, которые возникают на практике.

Да, есть простые и для кого-то очевидные вопросы. Но эти элементарные вопросы не редкость.
Да, это не все вопросы. Это даже не верхушка айсберга, а вид на айсберг издалека. Надеюсь, кому-то поможет.

Интересно будет узнать мнение о статье. Пишите.

Автор: EkaterinaBel

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js