Микробы определенных видов вызывают рост пещер

в 22:41, , рубрики: Биотехнологии, микробы, наука, Научно-популярное, окружающая среда, метки:

Микробы определенных видов вызывают рост пещер - 1
Карлсбадские пещеры из Нью-Мехико (Фото: jb10okie/Flickr CC by ND 2.0)

Микроорганизмы повсюду, найти их можно без проблем и в стратосфере, и глубоко, очень глубоко под землей. Естественно, микроорганизмы существуют и на дне океанов, неплохо они себя чувствуют в пещерах. При этом микроорганизмы некоторых видов могут вызывать рост пещер, разрушая горные породы.

В новом исследовании, опубликованном в авторитетном журнале Chemical Geology, ученые обращают внимание на пещерную систему в Италии, которая до сих пор продолжает расти. Пещеры эти размещаются в известняке, который довольно быстро разрушается под воздействием кислот.

Кроме того, в пещерах обнаружен сероводород (да, тот самый газ с запахом тухлых яиц). В то время, как сероводород ядовит для человека и животных, некоторые типы микроорганизмов прекрасно чувствуют себя в окружении этого газа. Более того, для этих микроорганизмов серводород — это еда. Пещерные обитатели микроскопических размеров просто не имеют иных источников пищи, поэтому они используют сероводород для обеспечения своей жизнедеятельности, выделяя серную кислоту в качестве отходов. Соответственно, серная кислота растворяет известняк, что приводит к медленному, но верному росту пещер.

Это явление не является обычным и повсеместным — в мире не так много пещер, где есть сероводород. Плюс и микроорганизмы, способные использовать его, тоже живут далеко не везде. Но редкостью все это тоже нельзя назвать. К примеру, аналогичная ситуация наблюдается и в «Карлсбадских пещерах», в Нью-Мехико.

Сейчас ученые продолжают изучать пещерных микроорганизмов, которые часто удивляют специалистов. Например, некоторое время назад были найдены микробы, живущие в пещерах, которые никогда не сталкивались с антибиотиками, но, тем не менее, устойчивы к их воздействию.

Автор: marks